Найти тему

«Бить по всем фронтам» – эксперт о борьбе с контрафактом

Роспотребнадзор озадачился жалобами потребителей на маркетплейсы. На прошлой неделе было объявлено о создании рабочей группы, которая должна искать механизмы ускорения решений по возврату товара в случаях так называемых «конфликтных продаж». Однако не только у потребителей есть вопросы к продавцам этих интернет-площадок и к самим маркетплейсам. Успешные добросовестные производители и владельцы популярных торговых марок регулярно выявляют факты нарушений прав на свою интеллектуальную собственность. Как контрафакт попадает на витрины онлайн-магазинов, а также на настоящие невиртуальные прилавки, а главное, как этому противостоять добросовестным производителям, рассказал руководитель консалтингового агентства «МПКГ» Александр Носенко.

Справка:

«Межрегиональная промышленно-консалтинговая группа» (МПКГ) более 10 лет оказывает помощь предприятиям и предоставляет услуги по защите объектов интеллектуальной собственности. Клиентами и партнерами МПКГ являются крупные отечественные производители, ведущие научно-исследовательские и общественные организации, госрегуляторы.

– Александр Владимирович, рост объемов интернет-продаж закономерно вызвал рост вопросов к сейлерам и интернет-площадкам. Забота Роспотребнадзора о потребителях понятна. Но, согласитесь, часто так называемые «конфликтные продажи» – это всего лишь следствие другой проблемы – наличия на этих площадках контрафакта и откровенных подделок. Как с этим бороться?

– Начнем с того, что успешные предприятия, продукция которых пользуется спросом у потребителей, действительно, очень часто сталкиваются с проблемами контрафакта и различными формами недобросовестной конкуренции. И интернет-продажи сегодня один из главных инструментов распространения подделок. Это важно учитывать производителям. Конечно, можно пробовать писать обращения в Роспотребнадзор, прокуратуру, полицию и т. д. Кто-то пытается озадачить этим вопросом свою службу безопасности или юристов. Но не всегда это приносит результат. А если в компании нет службы безопасности? Или это индивидуальный предприниматель, или самозанятый, свободный художник, который однажды обнаружил, что его рисунок стал принтом, и теперь он очень быстро расходится на футболках предприимчивых производителей. У таких людей может просто не хватить опыта, чтобы этому эффективно противостоять. Появление контрафакта – это очень серьезная проблема, которая требует узкой специализации.

– То есть первое условие успешной борьбы с подделками и контрафактом – не пытаться самому решать проблему, а найти специалистов, у которых есть успешные кейсы, а значит, и опыт?

– Да. Для меня это аксиома. Если у вас заболит зуб, вы же не пойдете к мануальному терапевту. Также и в нашем случае. Конкретная проблема требует привлечения конкретного специалиста. Давайте поразмышляем. Если вашу продукцию начали подделывать, значит кто-то вложился в этот процесс: организовал производство, отстроил продажи, возможно, даже предпринял должные меры конспирации… В этой ситуации мало написать обращение в отношении магазина, рынка, маркетплейса, который торгует подделками. Нужно искать источник проблемы – производство. Иначе результатом рассмотрения таких обращений будет в лучшем случае штраф в отношении торговой точки, и предприниматель только лишь понесет административную ответственность. Но проблема не решится. Подпольщики продолжат штамповать контрафакт, а вы продолжите нести репутационные и финансовые потери. Надо учитывать один важный момент: для маркеплейса сейлер – это клиент, который приносит деньги. Опыт работы с маркетплейсамии показывает, что их не особо интересует вопрос: добросовестный сейлер или нет, оригинальный товар он продает или подделки. Маркетплейс доставляет товар до пункта выдачи, не отвечая за его безопасность и качество. Товар не проверяется «на входе» на предмет его подлинности. Фотографии с сайта и сам товар могут не соответствовать тому, что приедет в пункт выдачи. Часто так и бывает!

– Все, что вы говорите, пока рисует не очень радостную картину. Получается, что борьба с контрафактом в стране – это забота исключительно правообладателей и владельцев бизнеса. Сам выяви, сам найди специалистов, сам подготовь доказательную базу для суда. Опять спасение утопающих в руках самих утопающих? А где роль государства? Оно самоустранилось?

– Не совсем так. Сейчас мы живем в новых реалиях. Мы знаем о моратории на плановые проверки, который введен правительством, начиная с пандемии. Теперь он продлен в связи с введением антироссийских санкций. Мораторий ограничивает действия большинства государственных органов, которые раньше могли проводить контрольные и надзорные мероприятия. Исключения составляют случаи, связанные с реальной угрозой причинения вреда жизни и здоровью. А это должна оценить и согласовать прокуратура. На наши обращения за последние три года органы прокуратуры не выдали ни одного предписания профильным регуляторам на проведение проверки изложенных фактов. Соответственно, на обращения, направляемые в большинство государственных органов, в основном приходят ответы со ссылкой на мораторий. Его указывают причиной невозможности выхода на проверку.

– А как же они сейчас работают?

– Сейчас они, как правило, отчитываются вынесением предупреждений, профилактическими визитами или беседами. Я бы сказал, что сейчас бизнес как никогда свободен от проверок со стороны контролирующих органов. С другой стороны, этой ситуацией активно пользуется теневой рынок!

– А что полиция? Или на ее работу с мошенниками тоже наложен условный мораторий?

– На полицию, к счастью, это не распространяется. Полиция проводит такие проверки по обращениям, в частности, по нашим запросам. Но, поверьте, у нас иногда возникает желание выложить примеры ответов, поступающих из полиции, потому что они не перестают удивлять. Тем не менее мы понимает, что причины этих анекдотичных ответов более глубокие и зачастую не связаны с непрофессионализмом. Это и процессуальные сроки, и дефицит кадров - часто один сотрудник вынужден работать за целое отделение. Кроме того, причина и в системе отчетности. В зачет сотруднику идут только или так называемые групповые дела, или ущерб должен оцениваться в миллионы рублей. И, как следствие, мы получаем постановление об отказе в возбуждении административного и уголовного дела, в котором на 99% переписывается текст из нашего обращения и только один процент на то, что сотрудник попытался позвонить по телефону директора, но не дозвонился. На этом основании состава он не видит. Или другой вариант. Сотрудник вышел на торговую точку, но информация не подтвердилась. При этом нет ни фотографий, подтверждающих что он там был, ни объяснений продавца, ни запроса документов.

– В случае маркетплейса или сейлера, как должны реагировать и как реагируют контролирующие органы? Как требование производителя к маркетплейсу прекратить продажу подделки переходит в стадию административного или уголовного дела?

– Рассмотрение обращения в отношении контрафактной продукции, реализуемой на маркетплейсе, ничем не отличается от любого другого обращения. Порядок и сроки те же. Сложности зачастую возникают с определением территориальности. Куда подавать жалобу: по месту получения товара в пункте выдачи или по юридическому адресу нахождения агрегатора? По нашей практике, жалобы отписывались именно по местонахождению агрегатора. Можете себе представить количество жалоб, которые стекаются со всей России в территориальное ОВД, где располагается юридический адрес маркетплейса?! Отсюда неэффективность рассмотрения жалоб и получения вышеуказанных ответов со ссылкой на то, что «в рамках рассмотрения вашего заявления направлен запрос, но ответ не поступил», на этом основании «отказать в возбуждении дела»… Надо признать, что сейчас на маркетплейсы идет мощное давление со стороны регуляторов, надзорных органов, общественности и самих правообладателей. Это побуждает их хотя бы к диалогу и попыткам оздоровить ситуацию. Уже, например, известно о внедрении таких сервисов защиты правообладателей и покупателей от контрафакта, как «цифровой арбитраж». Но, по нашему мнению, вовлеченность маркетплейса в проблему противодействия контрафактной и фальсифицированной продукции по-прежнему оставляет желать лучшего.

– От проблем предпринимателей, перейдем к проблемам потребителей. А что делать тем, кто покупает на маркетплейсах и сталкивается с контрафактом?

– Я уже частично ответил на этот вопрос… Проверка по жалобе потребителя на продажу некачественного или контрафактного товара, купленного на маркетплейсе, ничем не отличается от проверки товара, купленного на рынке? На крупных оптово-розничных рынках Москвы и Подмосковья до сих пор массово отсутствует культура выдачи кассовых чеков. Потребитель зачастую не может даже идентифицировать продавца, если захочет написать жалобу. С маркетплейсами все гораздо проще – с сейлером есть договор, есть чеки, все цепочка прослеживается. Легко можно поднять объем реализованной продукции. Соответственно привлечь к ответственности недобросовестного сейлера не так сложно. Однако сейчас может понести ответственность и сам маркетплейс, например, если не осуществляет учет и реализует товары без обязательной маркировки.

Справка:

С 1 марта 2023 года, в соответствии с Постановлением Правительства от 29.07.2022 № 1351, агрегаторы обязаны выполнять все требования законодательства при реализации маркированных товаров.

До 1 марта этого года маркетплейсы не несли ответственность за учет маркированной продукции. Это давало возможность сейлерам продавать через онлайн-площадки контрафакт или продукцию без средств идентификации. Но, по нашим данным, на сегодняшний день ситуация не сильно поменялась. Маркетплейсы от сейлеров по-прежнему принимают товары, подлежащие маркировке уже в упакованном виде со штрихкодами. Товар не вскрывают на приемке, маркировку не сканируют и не заносят в учетную систему. Не существует входного контроля – подлежит ли товар обязательной маркировке или нет. Этим и пользуются недобросовестные сейлеры. Мы считаем, что нужно разрабатывать систему мер, обязывающих макретплейсы нести ответственность за реализацию контрафактной, фальсифицированной и прочей сомнительной продукции. В настоящий момент мы уже работаем над такими предложениями с экспертами Ассоциации «Антиконтрафакт».

- Чем дальше наш разговор, тем безрадостнее картина. А как вы видите построение эффективной работы? Что конкретно посоветуете тем, кто столкнулся с контрафактом и сейчас несет убытки и теряет имидж честного производителя?

- Я убежден что, нужно системно смотреть на эту проблему. Сначала я бы предложил оценить масштабы бедствия. Бывает так, что подделки появляются, но при этом их объем крайне незначителен. Я не говорю, что с этим не нужно бороться. Я про подход... Возможно, в данной ситуации было бы достаточно ограничиться проведением закупки собственными силами, подготовкой претензии, с требованием прекратить реализацию в адрес предпринимателя. Уровень понимания ситуации продавца, который торгует на рынке контрафактом или фальсификатом, обычно невысокий. Но когда он получает повестку из суда и видит там реальную сумму, которую с него могут взыскать, – мозг включается моментально.

- Допустим, проблема реально оказалась масштабной. Рынок наполнен подделками, продажи падают. Продавцы обвиняют в низких продажах безопасников, безопасники – продавцов. Что делать?

- Самое главное, дать оппонентам понять, что товарные марки не бесхозные и вы намерены их защищать! Бить их нужно по всем фронтам. Конечно, в первую очередь писать обращения. Во-вторых, самим производить мониторинговые закупки, готовить претензии и идти в суд. В-третьих, самостоятельно искать незаконные производства. Благо сейчас есть огромный рынок услуг детективных агентств. Причем, зачастую можно обойтись и без привлечения детективов. Иногда и выстраивание работы внутри заказчика, подготовка соответствующих методических рекомендаций для менеджеров дает быстрые результаты. То есть вполне можно обойтись уже имеющимися ресурсами.

- Если предпринимателю становится известно, что кроме его товара, конкретные мошенники подделывают и другие торговые марки? Из вашего опыта, стоит ли искать правообладателя и сообщать ему об этом? Или лучше действовать самостоятельно, чтобы, как говорится, держать ситуацию в своих надежных руках?

- Это хороший вопрос. Естественно, в этой борьбе не надо бояться союзников и смело с ними кооперироваться. Как правило, «подпольщики» специализируются на подделках большого ассортимента товаров. Если вам удалось выявить производство контрафакта и вы знаете, что кроме вашего бренда там подделывают еще ряд других торговых марок, находите контакт и далее действуйте вместе. Двойной удар всегда эффективнее и бить надо по всем фронтам. В этом плане для кооперации я бы посоветовал обращение на такую площадку как международная ассоциация «Антиконтрафакт». За долгие годы существования у нее сложился хороший кейс успешной защиты предпринимателей и выявления недобросовестных производителей контрафакта. Мы активно взаимодействуем, вместе ищем новые решения и методы эффективной борьбы с недобросовестными участниками рынка.