Найти тему
БиблиоЮлия

Читать обязательно: "Книга формы и пустоты" Рут Озеки

Вам кажется, что это не про вас. Нет, не так. Нам кажется, что это не про нас. Но это чуть ли не самая честная книга из последних прочитанных. Она искренне рассказывает нам об окружающем мире, о вещах и их власти над нами, о книгах, наконец. А что более интересно книголюбу?

Однако это не единственная тема романа. Смерть и вопросы психической нормы, дружба и взаимопомощь, социалистические идеи и социальная справедливость, любовь и семья, школьные проблемы, катастрофы – природные и техногенные. Наконец, поэзия и музыка. Казалось бы, как это всё может быть увязано воедино?

В романе всё связано главным героем, мальчиком Бенни.

О чём?

Отец Бенни, японо-кореец Кенжи, талантливый джазовый музыкант, нелепо погиб под колёсами грузовика, мать с трудом справляется с потерей и старается сохранить за собой работу, чтобы обеспечивать сына-подростка, а сам Бенни неожиданно начинает слышать голоса вещей: кроссовки на ногах, разбитые ёлочные игрушки и смешной заварочный чайник могут с ним говорить.

Что это? Шизофрения или ещё какое-то расстройство? А может, мальчик обладает уникальным слухом? Нам хочется верить в последнее, тем более, что друзья Бенни – девочка Алеф и старик Бутылочник – уверены в этом. Но Бенни нужно ходить в школу, выстраивать отношения с окружающими людьми и по-своему справляться со смертью отца. И хор вещей его по-настоящему пугает, мешает ему жить.

Параллельно мы следим за тем, как всё больше и больше увязает в накопленном хламе мать Бенни, как она тонет в ненужных вещах, как ей становится всё сложнее и сложнее справляться с хаосом не только в доме, но и в собственной душе. Может, это неупокоенный прах её мужа взывает к ней из другого мира?

Может ли помочь этим двум Библиотека? Книга? Друзья? Во всяком случае, Алеф и Бутылочник точно будут влиять на ход событий.

Что понравилось?

Многоголосие. И я не только о голосах вещей. Мне понравился и голос самого Бенни, и речи его Книги, и главы, посвящённые матери Бенни, не говоря уж о главах про Библиотеку с её таинственной переплётной мастерской.

А ещё обеими руками голосую за одну из центральных мыслей романа: потребительство очень опасно. Вещи и их приобретение занимают неоправданно большое место в жизни современного человека. Если он не обуздает своё желание потреблять всё больше и больше, вещи поработят его, уничтожат его личность.

Главная наша задача сейчас – противостоять напору рекламы, приобретать лишь необходимое и как можно быстрее избавляться от ненужного, причём избавляться экологично: не выбрасывать всё подряд на помойку, а отдавать в переработку или туда, где эти вещи смогут ещё послужить другим людям.

– Это вечная проблема обладания вещами, - сказал Бутылочник. - В конце концов, они овладевают тобой.
-4

К сожалению, захламление жилища может перерасти в захламление души, в настоящую болезнь. Удивительно беспомощный и в некоторых моментах страшный в своей правдивости образ матери Бенни нарисован необычайно ярко. Я сразу вспомнила подобный случай: как журналист, я участвовала в помощи женщине-беженке, которая жила в нечеловеческих условиях, но не могла справиться с элементарной уборкой и расхламлением своего жилища. Таким людям нужна наша помощь, иначе они не преодолеют зависимость от вещей.

Линия с японской монахиней и её книгой «Чистая магия» тоже необычайно хороша. Мне очень понравились мысли о женщине:

«Почему женщины, как бы усердно они ни работали, не могут унять в душе ноющий страх, что сделано недостаточно, что они отстают, что они могут и должны быть лучше? Неудивительно, что они жаждут узнать простые и четкие правила, как следует складывать футболки, растить детей, управлять карьерой, прожить жизнь... Может быть, «Чистая магия» просто подпитывает это заблуждение? Создает еще один ложный стандарт бессмысленного совершенства?»

Сюда же можно отнести мысли о том, что и от некоторых книг тоже нужно избавляться.

-6

Ещё один прекрасный момент – отсылка к Борхесу. И само имя Алеф, и словенский поэт, написавший поэму "Земля", и сами философские рассуждения героев. Не говоря уж о поэзии:

Поэзия — это проблема формы и пустоты. Как только я написал первое слово на пустой странице, я создал для себя проблему. Стихотворение, которое потом появляется, — это форма, которая пытается найти решение моей проблемы. 


А главы от имени Книги? Вот послушайте :

"Читатель – это не пассивное вместилище содержания книги. Нисколько. Вы – наши соратники, наши заговорщики, вдыхающие в нас новую жизнь. А поскольку каждый читатель уникален, каждый из вас придает каждой из нас новый смысл, независимо от того, что написано на наших страницах. Таким образом, одна книга, когда ее читают разные читатели, становится разными книгами, постоянно меняющимся набором книг, который волной течет по человеческому сознанию».

Если вы меня не остановите, то я тут всю книгу разберу на цитаты)

-7

Но самое привлекательное в романе то, что всё это многоголосие не производит впечатления искусственности, каждый голос гармонично дополняет друг друга, каждый выводит свою чистую ноту в этой, если хотите, джазовой композиции.

Что не так?

Честно, не нашла, за что можно поругать автора или даже просто пожурить. Отличная, качественная проза. Интересный небанальный сюжет. Необычная, но весьма рабочая форма подачи.

Друзья мои, это точно не одноразовая книга. Лично я буду к ней обращаться. Прямо сейчас пишу отзыв и захотелось её перечитать, что со мной редко бывает. Так что советую.

Будете читать? Обсудим?

Подписаться на мой канал здесь или в ОК, ВК и ТГ