Сколько людей отказывается от мечты быть актером или режиссером, потому что уже поздно или же попросту страшно? Сегодня мы расставим все точки над i в этих творческих профессиях вместе с Сергеем Скомороховым, действующим режиссером и актером, основателем театральной студии «Подмостки» и музыкально-драматического театра «Мосты».
— В открытом доступе содержится очень мало информации о вас, поэтому для начала хотела узнать, как вы пришли к театру?
— К театру я пришел поздно, хотя всегда его любил. Я инженер-экономист по образованию, работал в банке, занимался рекламой, но как-то тянуло, тянуло и я начал делать праздники, познакомился на них с известными актерами и так все понеслось.
-А любовь к театру у вас с детства была?
-Нет, началась она довольно поздно. Я учился в полтихиническом институте и как любой студент ходил на дискотеки и еще всякими безобразиями занимался. А потом одна моя подружка предложила в театр БУФ сходить, а я театр вообще не любил и не хотел идти, но она просила и мы пошли. И мне так понравилось! Потом она еще предложила на балет сходить, я сначала отказывался, а потом мы пришли и я подумал, как сказочно. И все. Я вместо дискотек начал ходить в театр 4 раза в неделю.
-Вы снимались в восьми кинокартинах согласно данным в интернете, но как вы смогли попасть на большой экран?
-На одном из моих праздников были как раз те известные актеры, которые предложили мне переехать в Петербург, а я на тот момент жил в Тольятти, сказали, что мне тут делать нечего, а там они снимут меня в кино. Мы приехали, я снялся, мы с ними еще больше подружились, начали ставить спектакли, ну вот так и пошло театр, кино.
— Как человеку понять, что он принадлежит к касте актеров и режиссеров?
-Тут нет такого ответа. Надо научиться пробовать. Все бояться «а вдруг не получится? А вдруг плохо стихотворение прочитаю?», а надо не бояться, просто пробовать, сам это недавно понял, к сожалению. Вот сначала ты попробуешь, а дальше все эти конкурсы и фестивали, которые я не очень люблю, на мой взгляд не очень правильно соревноваться в творчестве. А вот с зрителем другое дело. Зрителя не обманешь. Если ты поставил спектакль и зрители, во-первых, не ушли, а во-вторых, смеялись, плакали и хлопали, тогда, ты можешь сказать, что все не зря и ты принадлежишь к этой касте.
-Вы считаете обязательным получение высшего образования для людей творческих специальностей?
-Режиссерам точно обязательно, хотя бывает, что человек настолько талантлив, что ему ничего не нужно. И все-таки навыки в профессии нужны, чтобы сыграть на сцене. Да и потом, если у режиссера знания ограничены одной фалангой мизинца, то что он будет говорить людям? Высшее образование расширит кругозор и ему будет, что сказать и как сказать, что главное. Актерам тоже самое. Даже того же Гамлета играть, надо же знать, как люди жили в средневековой Европе, что происходило тогда. Тот или иной персонаж или пьеса связаны с эпохой, языком и культурой. Как сыграть точно, если ты не знаешь? Возможностей сыграть правильно намного больше, если ты знаешь. У меня была высшая математика и бух. учет, которые в целом не нужны были в профессии, но это очень помогает по-другому мыслить и развивает мозг.
-Для меня всегда было удивительным, даже странным, когда люди с техническим складам ума приходят к творчеству, ведь это абсолютно полярные вещи, как вы можете это объяснить?
-Я недавно читал книгу для себя про каких-то магов, где главная героиня жила в другом мире, не на Земле, и обладала разными стихиями: огнем и водой. В ее мире это были противоположными друг другу вещи, а когда она попала на Землю, то поняла, что это одно и то же, просто разная температура. Вот и для всех это тоже такая большая разница: математика и литература. Я, как человек, который работал и там и там, понимаю, что если у тебя есть творческая способность фантазировать, а потом свои фантазии какие-то образом воплощать, то неважно место работы. Для древних греков геометрия была искусством. К любой профессии можно найти творческое начало. Театр это тоже точная наука, тут нельзя на полсекунды позже сказать реплику, так как момент будет утерян и зритель ничего не прочувствует. Можно к театру относится, как к математике, а к математике, как к искусству. Это вопрос отношения.
-Изначально вы были актером, но как вы пришли тогда к режиссуре, и как вообще понять, что ты режиссер, а не актер?
-Режиссер-это человек, которому есть, что сказать. Да и потом у режиссера должна быть способность учиться. Мне кажется, она у меня есть, и я до сих пор учусь: у меня детская студия вот уже третий год, благодаря которой я научился в 500 раз больше, чем до этого . Хотя учителя у меня были хорошие, мне посчастливилось работать с Сергеем Безруковым, Юрием Стояновым, Сергеем Кошониным, Лешей Васильевым, Андреем Смеловым. Это очень хорошие актеры. Я у них у всех чему-то учился: выходил на сцену с ними в маленькой роли и каждый мне что-то объяснял. И я это все хватал-хватал и впитывал. Потом мне показалось, это было с Сергеем Безруковым, когда мы выпускали диск по Есенину, что уже получился целый спектакль и я предложил ему сделать, а у меня уже была идея и форма этого спектакля. И мы совместно с ним поставили спектакль «Хулиган», который и сейчас идет в его театре. Ну и дальше больше. Так пришел к режиссерству.
-В чем различие между режиссером и актером?
Давайте так, театр-это же волшебная история. Я отношусь к театру и к кино, как к некому волшебству. То есть режиссер это человек, который в голова создал мир целый, а потом посредством в первую очередь актеров он делает этот мир реальным для обычных людей, для зрителей. Грубо говоря, Гамлет умирает на сцене, а зритель верит и плачет, хотя ведь зритель не дурак, он понимает, что это актер, который в конце выйдет на поклон, потом поедет домой, поест и поспит, все у него хорошо. Но зритель плачет, потому что верит. А актер, он часть этого мира, который ему уже рассказали. Режиссер сначала заставляет поверить актера в этот мир, научить существовать в нем правильно, а актер или труппа актеров доносит потом этот мир до зрителей.
-Как вы считаете, в чем главная сложность быть актером?
-Актер-это публичное одиночество. Очень тяжело быть самим собой и по сути ничего не играть, ну как, играть, но оставаться самим собой, когда в зале тысяча-две тысячи человек, вот и существуй. Причем не всегда же твой персонаж должен нравится. У 90% женщин-актрис есть страх показаться смешной для зрителей, ведь она же красивая, как над ней смеяться буду? А где-то надо. В жизни не бояться, а на сцене это совсем другое. Существовать на сцене так, чтобы это было правдой, так, чтобы в это поверил зритель-это тяжело.
-У вас также есть студия на базе театра, где вы занимаетесь с подрастающим поколением. Одно дело объяснять все актерам, а другое детям, но вам вообще нравится работать с детьми в студии?
-Как в фильме «Буратино», знаешь, Карабаса спрашивают хочется ли ему поймать Буратино, а он говорит, что ему ооочень хочется поймать Буратино, так и мне ооочень нравится работать с детьми. Только четвертый год пошел, но уже все. Они тут сидят, просишь-приходят, не просишь-тоже приходят. Есть сложности, конечно. Это непрофессиональные актеры, но у них тоже что-то такое иногда родится может. Они живые, добрые, светлые, у них нет еще груза проблем взрослого человека. У меня на студии дети все открытые, бросаются в объятия, все мне рассказывают. Хорошие они. Любить их надо и общаться с ними на равных. Мне есть чем с ними поделиться, а им на самом деле есть, чем поделиться со мной.
Елизавета Федорова, "Заря молодёжи"