Найти тему

Исследовательская работа внучки.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Петрозаводского городского округа

«Средняя общеобразовательная школа №9 имени. И.С. Фрадкова»

«Чудо - краски»

Выполнила: Иванова Я.В.

ученица 5 «А» класса МОУ «Средняя школа №9»

Научные руководители:

Васильева И.В., учитель изобразительного искусства и технологии

Петрозаводск,

2017

Содержание

Введение …………………………………………..………………………………………………..1

Глава 1 Теоретическая часть. ……………………………………………………………………2-5

1.1. Арт-терапия – терапия творчеством …………………………………………………………2

1.2. Показания для проведения арт-терапии …………………………………………………. …3

1.3 Ситуации, при которых применяется арт-терапия ………………………………….……….3

1.4. Чем полезна арт-терапия?……………………………………………………………………..4

1.5. Методы арт-терапии ………………………………………………………………………… 4-5

1.5.1 Изотерапия.…………………………………………………………. ……………………4

1.5.2. Цветотерапия……………………………………………………………………………..4

1.5.3. Арт- терапия искусством ………………………………………………………………..5

Глава 2. Практическая часть. Результаты исследования

2.1. Тест № 1 «Цветные уроки» ………………………………………………………………..5

2.2. Тест № 2 «Влияние произведений искусства на состояние человека»………………….6

Заключение…………………………………………………………………………………………. .6

Инет. Источники ……………………………………………………………………………..............6

Приложение 1 Тест №1……………………………………………………………………………....7

Приложение 2 Тест № 2……………………………………………………………………… ….7-8

Приложение 3 «Значение цветов»……………………………………………………..................8-9

Приложение 4 «Советую».…………………………………………………………………………..9

Введение

Весь наш мир состоит из красок. Голубое небо, жёлтое солнце, зелёная трава, красный трамвай, синее море, оранжевый цветок. Куда бы мы с вами не взглянули – повсюду рассыпаны краски. Их так много, они переливаются, они притягивают наши взоры. От одних мы устаём, а другими наслаждаемся длительное время. С детства я ношу карандаши в кармане, они мне помогали познавать мир, открывали мир красок. Я очень люблю рисовать. И однажды когда я в детстве сильно заболела, мама мне дала альбом, краски и сказала: нарисуй болезнь. Я нарисовала, но когда рисунок был готов, то все увидели, что болезнь была чёрного и красного цветов. Тогда мама попросила нарисовать моё здоровье. И я нарисовала цветущую поляну. И после этого я быстро поправилась. Вот так я познакомилась с изо-терапией. Уже в то время возник вопрос, а почему это помогло мне, и почему мама дала мне краски? Вопросы возникают всегда, и когда появляется желание узнать что это такое и понять, как это помогает нам, то и открываются тебе эти знания через твоё изучение этого вопроса.

Цель исследования:

Знание об арт-терапии, как и о терапии творчеством, их видов.

Умение применять знания в своей жизни.

Задачи исследования:

Собрать информацию о применении изотерапии, цветотерапии, и терапии искусством.

Выяснить какой цвет благотворно влияет на моих одноклассников.

Познакомить моих одноклассников с исследованиями по теме «Чудо-краски»

Объект исследования: арт-терапия

Предмет исследования: изотерапия, цветотерапия, арт-терапия искусством.

Актуальность исследования:

Эта тема очень интересна для меня. По своему рисунку я сама могу определить моё настроение, и попробовать его улучшить. Я знаю, какие цвета меня радуют, а какие меня огорчают. Тема влияния красок на наш внутренний мир очень актуальна для многих, не только для меня. Зная, какой цвет несёт успокоение, а какой повышает твою работоспособность, какой даёт возможность выполнить работу качественнее, можно добиться успеха в деле, которое ты в данный момент выполняешь. В своей работе я хочу исследовать эмоциональное состояние моих одноклассников от цвета, и влияния картин на их состояние. Что может помочь им понять самих себя, найти свои слабые и сильные стороны.

Глава 1. Теоретическая часть.

1.1 Артерапия – терапия творчеством.

Арт-терапия - терапия творчеством. Она благотворно воздействует на внутреннее состояние человека, его эмоции. Участвуя в творческом процессе, человек выражает свои мысли, чувства, переживания, то о чём не может рассказать, и прячет глубоко внутри себя, надевая маску или равнодушия, или глубокой печали, или наоборот постоянного весельчака. А через арт-терапию человек может самовыражаться, и познавать самого себя, свой внутренний мир. Приводит свои эмоции в состояние покоя, гармонии и любви.

Арт-терапия — это обретение гармонии, развитие личности. Сколько существует направлений в искусстве, столько же можно выделить и направлений в арт-терапии: сочинение сказок, живопись, танцы, пение, работа за гончарным кругом, игротерапия, маскотерапия, песочная терапия, цветотерапия, создание кукол, фототерапия, музыкотерапия и т.д.

1

Само по себе творчество делает жизнь человека интересной и насыщенной.

Через самовыражение человек может взглянуть на себя со стороны, посмотреть на проблемную ситуацию под другим углом. Рисуя, человек переносит в рисунок свой внутренний мир.

Все наши невысказанные мысли блокируются в теле, а это приводит к физическим и невротическим расстройствам. Выплёскивая эмоции, чувства на холст, на бумагу, в танец, человек помогает себе, своему телу освободиться от ненужных "блоков" и быть живым. Творческое проявление себя — это путь к себе, возможность успешно строить свою жизнь. У каждого человека есть потребность выразить себя, и, создавая что-то, он чувствует себя прекрасно, словно находит себя, гармонию в себе.

На сегодняшний день применение арт-терапии пользуется большой популярностью как один из способов самовыражения человека. Его основное отличие от других методик — человек может выразить своё эмоциональное состояние не только с помощью общения, а через различные виды творчества. Это могут быть рисунки, фотографии, графика, скульптура и множество других видов искусства. Бывают и более экспрессивные методы художественного выражения, такие как танцевальная терапия, актерская игра. В любом случае, арт-терапия позволяет не только выразить свои эмоции, снять напряжение и улучшить настроение, но и проанализировать то состояние, в котором пребывает человек, дать ему оценку. Арт-терапия стала очень популярной в работе и с детьми, и взрослыми. Её применяют психологи, педагоги, а врачи включают в программу реабилитации при различных психологических и физических травмах. Некоторые люди используют арт-терапию, чтобы снять стресс, улучшить настроение или же познать самого себя. Через творчество методика арт-терапии поможет развить индивидуальность человека, восстановить гармонию разума.

Термин «арт-терапия» (лечение искусством) ввёл в употребление художник Адриан Хилл в 1938 году, когда работал с больными людьми в санатории.

1.2 Показания для проведения арт-терапии

Когда человек испытывает трудности в выражении своих эмоций: плохое самочувствие, гнев, одиночество, отвержение другими людьми, ревность, страх, тревогу, низкую самооценку и другое, то ему предлагают участвовать в любом виде арттерапии, выбирая для него то, что поможет ему понять самого себя, найти ценность и быстрее выйти из угнетённого состояния. При этом человек развивает свои творческие способности.

Арт-терапию используют в случаях психических расстройств и перенесенных психологических стрессов, при нарушениях речи, двигательной функции. Её активно применяют и в комплексе с другими методиками. В последнее время арт-терапия используется и для самопознания абсолютно здоровых людей. Методика арт-терапии позволяет снять негативные эмоции и успокоиться, привести мысли и чувства в порядок, вернуть душевную гармонию.

Арт-терапия доставляет удовольствие от самого процесса творения, раскрывает возможности человека, помогает ему найти выход из трудной ситуации.

1.3 Ситуации, при которых применяется арт-терапия

Арт-терапия применяется во многих случаях. Эта методика поможет, когда вы чувствуете дискомфорт и не можете найти решение той или иной проблемы. Если вы обратитесь к специалисту, он поможет вам разобраться в собственных чувствах и эмоциях.

Противопоказаний у арт-терапии нет, поэтому каждый может смело начинать занятия.

Спектр проблем, при которых используется методика арт-терапии, достаточно широкий:

депрессивные состояния, апатия ко всему, нежелание что-либо делать,

внутренние конфликты, состояние кризиса (возрастного, кризиса карьерного роста и .), 2

психологические травмы,

физические травмы и дальнейшая реабилитация,

тревожность, страхи, фобии (в том числе с детства),

потери,

низкая самооценка,

различные зависимости (алкогольная, наркотическая, игровая).

Люди, которые столкнулись с той или иной проблемой, могут выплеснуть накопившиеся переживания и эмоции с помощью художественного самовыражения. Сделать это можно даже в домашних условиях. При сеансах арт-терапии всё внимание человека сосредоточено на собственных чувствах и эмоциях. При этом не обязательно творить шедевры, главное – привести свое эмоциональное состояние в равновесие.

Методика арт-терапии основана на вере в то, что абсолютно каждый человек имеет творческие способности. Каждому человеку свойственна тяга к прекрасному и желание самому создавать что-то уникальное.

1.4 Чем полезна арт-терапия?

Методика арт-терапии позволяет решить множество проблем, с которыми столкнулся человек.

Помогает выражать свои чувства и эмоции. Иногда словами человек не может донести свое душевное состояние, оценить его. Зрительные образы отлично справляются с этой задачей.

Арт-терапия является прекрасным средством при борьбе со стрессовыми ситуациями. Если вы почувствовали нарастающее напряжение, испытываете тревогу, возьмите лист бумаги, карандаши или краски и просто начните рисовать.

Методика арт-терапии отлично справляется с различного рода страхами.

Это очень хороший способ самопознания.

Арт-терапия раскрывает возможности понимания окружающего мира.

Позволяет раскрыть свои таланты и развить свои творческие способности.

Повышает самооценку, уверенность в себе.

1.5 Методы арт-терапии.

1.5.1 Изотерапия (рисуночная терапия).

Одной из основных и самых эффективных методик арт-терапии является терапия с помощью изобразительного искусства. Прежде всего, это рисование. Процесс и результат анализируется по характеру изображенных на листе форм и линий, времени, потраченному на рисунок, преобладающим цветам. Изотерапия побуждает к проявлению творческой фантазии, креативности, помогает найти свой индивидуальный стиль. Здесь нет определенных правил и ограничений. Конкретные методы изотерапии подбираются специалистами в зависимости от состояния пациента и его возможностей.

1.5.2 Цветотерапия.

Использование различных цветовых образов, подобранных специалистами, оказывает определенное воздействие на человека. На сегодняшний день существует множество методов цветового воздействия. Это может быть медитация на свет – человек определенное время смотрит на те или иные цвета. Кстати, эффект от медитации мог ощутить любой, кто хотя бы раз долго смотрел на пламя костра. Есть и такой метод цветотерапии, как цветорелаксация. Ее проводит психотерапевт при помощи внушения и воссоздания определенной цветовой атмосферы, которая благотворно влияет на пациента.

Цветотерапию, как технику арт-терапии можно проводить не только со специалистом, но и самостоятельно. Достаточно изучить, какое воздействие на человека оказывает тот или иной цвет. В приложении № 3 даны основные цвета и их воздействие на человека. Если на уроке использовать периодически цветовые пятна, то можно таким образом регулировать состояние детей. Когда наступила усталость, то можно детям показать картины содержащие красный цвет, так произойдёт включение активности, если рассеянное внимание – то зелёные.

1.5.3 Арт- терапия искусством.

Многим известно, что произведения искусства (картины, скульптуры, декоративно-прикладные изделия) несут в себе определённый заряд энергии. Картины стали украшением наших домов. Они несут большой энергетический потенциал. И людям надо знать, что этот энергетический потенциал должен совпадать с их потенциалом, так как они ежедневно соприкасаются с их энергетикой. Это важно для их физического здоровья и эмоционально-психологического состояния.

Выбирая картину, мы смотрим на её общий вид, и она нам может понравиться или нет. Около одной картины стоять приятно и легко, будто чувствуется возбуждающий, свежий воздух, а другая создает ощущение напряжения и дискомфорта. Мощная положительная энергетика полотна может давать впечатление того, что вся картина наполнена каким-то внутренним светом.

Энергетическое биополе картин можно исследовать. Например, с помощью биолокационных методов было проведено исследование картин Натальи Ивановой. Специалисты считают, что её картины имеют высокую биоэнергитичность и обладают сильным положительным психотерапевтическим воздействием на здоровье людей. В ходе исследования было установлено, что благодатная энергетика, исходящая от картин художницы благотворно влияют на здоровье человека .Суммарная энергетика излучения всех цветов даёт неповторимый магический эффект лечебной живописи, которая способствует не только духовному, но и физическому оздоровлению человека.

Произведения многих художников, как пейзажи, так и абстрактная живопись использовались для исцеления тяжелобольных людей. Было выявлено, что различная цветовая гамма, воздействует на нервную систему, активизирует работу кровеносной системы, укрепляет имуннную систему, что приводит к быстрейшему выздоровлению людей.

Моя бабушка – психолог. Она использовала картины моей мамы и дядюшки в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями, дети сами выбирали себе картины: они или садились так, чтобы картина была перед ними или находилась за их спиной. Они становились более спокойными, легче усваивали учебный материал, улучшалась память и их мыслительные процессы.

Глава 2. Практическая часть. Результаты исследования.

2.1 Тест № 1 «Цветные уроки»

Задачи : выявить эмоциональное состояние моих одноклассников во время учебного дня.

В рамках исследования было проведено тестирование (См. Приложение 1.) среди учащихся 5 «А» класса. Полученные результаты дали возможность понять, что большинство моих одноклассников выбирают зелёный цвет, то есть они не испытывают большого напряжения на уроках, и после урока чувствуют себя спокойными и бодрыми. В числовом значении это примерно 14 человек из 25 протестированных. А вот есть тоже большая группа учащихся из моего класса, которые выбрали оранжевый цвет. В среднем, 8 человек преодолевали внутреннее напряжение и скованность на уроке. 3 человека выбрали синий цвет, что говорит об их удовлетворенности от проделанной работы на уроке без напряжения. 3 человека выбрали красный цвет – после уроков они наполнены энергией, которую могут реализовать в разных видах деятельности, в том числе не всегда в положительном направлении. Этим детям надо знать свою особенность и контролировать свои действия и активность проявлять во благо своему здоровью.

Тест №2. Влияние произведений искусства на состояние человека.

Задачи:определить с помощью произведений искусства эмоциональное и физическое состояние моих одноклассников.

В этом исследовании принимали участие только девочки из моего класса – 15 человек. Некоторые выбирали по 2 картины, которые им понравились. Каждая картина несёт свой смысл. ( См. Приложение № 2) Это исследование открыло для нас, что 8 человек находятся в стрессовом состоянии, у 7 человек есть проблемы по здоровью: пищеварение. 6 девочек имеют внутреннюю неразрешённую проблему, трудная ситуация из которой они не находят выход. 3 человека испытывают головные боли, три одноклассницы проблемы со зрением, и три девочки проблемы с печенью.

Заключение:

Так чудо краски, вложенные в наши образы цвета, картин раскрыли нам небольшие наши тайны, и дали сигнал для изменения нашего эмоционального состояния и здоровья. Изучая тему, я подтвердила свои догадки о том, что мир красок своим разнообразием помогает нам приобрести спокойствие души, настроить нас на определённое состояние работоспособности или отдых. Помочь нам выйти из трудной ситуации путём рисования своих переживаний, проблем. Как часто мы берём в руки ручку, карандаш, и молча начинаем рисовать круги, квадратики, а когда под рукой краски, то рисуя цветные пятна, выравниваем своё эмоциональное состояние.

Я думаю, что в школе обязательно должно быть такое место, где бы ученики, учителя могли бы проявить своё творчество без границ. Творчество лечит. Это доказано учёными. Ведь в каждом человеке заложена способность выражать себя творчески.

Хорошо бы если в нашей школе появились фотокартины или картины художников, которые благодатно воздействуют на эмоциональное состояние учащихся. Может это будут большие картины, нарисованные на стене.

Даже простые цветовые пятна на стене рекреаций или в классе дают свой эффект воздействия на учащихся. И ученик когда ему не хватает какой либо энергии – он впитывает её через цветовую гамму.

Арт-терапия не имеет ни ограничений, ни противопоказаний, являясь безопасным методом снятия напряжения и выражения чувств.

Арт-терапевтические занятия придают сил, уверенности, могут помочь найти выход из тупиковой ситуации. Использование художественного творчества оказывает помощь в повышении самооценки и адекватного принятия себя в социуме.

В интернете я нашла интересные советы (См. Приложение 4) и советую всем их запомнить и использовать в своей жизни.

Инет. источники:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D1%82-%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%8F

http://missbagira.ru/themes/health/metodika-art-terapii

http://samopoznanie.ru/schools/art-terapiya/

http://www.art-planets.com/index.php/artterapia.html

5

Приложение. №1.

Тест № 1 «Цветные уроки»

Задачи : выявить эмоциональное состояние моих одноклассников во время учебного дня.

Методика проведения:

Раздача карточек, на которых нарисована таблица.

Урок.

16 января

оранжевый

Красный

Зелёный

Синий.

Я попросила ребят после каждого урока определить своё настроение цветом и записать словом цвет, какой они выбирают.

Расшифровка:

Оранжевый:

Энергия оранжевого цвета повышает жизнеспособность, помогает преодолеть внутреннее напряжение, скованность, склонность к депрессии

• Оранжевый цвет регулирует работу селезенки, поджелудочную железу, тонкого кишечника,

• Укрепляет органы дыхания.

Зелёный:

Энергия зелёного цвета наполняет нас спокойствием, учит воспринимать действительность такой, какая она есть. Хорошее средство для восстановления бодрости организма.

• Зеленый цвет укрепляет нервы, мышцы, кости, сухожилия, ткани,

• оказывает стимулирующее действие на гипофиз, улучшает работу эндокринной системы

• является прекрасным успокаивающим средством при хронических заболеваниях.

Синий цвет:

Энергия синего цвета даёт: удовлетворение от сделанного, помогает нам стать более открытым и искренним. Повышает способность сдерживать себя, избавляет от напряжения.

• Синий цвет оказывает положительное воздействие на органы дыхания, поэтому он особенно эффективен при бронхите, воспалении легких и астме,

• регулирует деятельность щитовидной железы,

• лечит аллергии

• уменьшает воспалительные процессы в слепой кишке (при аппендиците) и миндалинах, способствует остановке кровотечений, быстрому рубцеванию и заживлению ран, оказывает обезболивающее действие.

Красный цвет

Энергия красного цвета наполняет нас стремлением к жизни, усиливает различные проявления любви и творческие способности, повышает внутренние ресурсы нашего организма, наполняет его тягой к жизни.

• Красный цвет повышает содержание гемоглобина в крови и тем самым препятствует возникновению анемии,

• способствует выделению тепла,

• регулирует деятельность сердца, печени и почек и прямой кишки, 6

• способствует мышечному расслаблению.

Приложение №2.

Тест №2. Влияние произведений искусства на состояние человека.

Задачи:определить с помощью произведений искусства эмоциональное и физическое состояние моих одноклассников.

В тесте использовали картины художницы Ивановой Натальи Владимировны. Они были расположены в определённом порядке и ребята должны были выбрать понравившуюся картину.

Рождение Души.

Веточки.

Радуга.

-2

Счастье.

-3

Сила Духа.

-4

Вера.

-5

Реченька.

-6

Расшифровка картин.

Рождение Души – восстанавливает зрение, проблемы с пищеварительной системой. (глаза, печень)

Веточки – человек находится в стрессовом состоянии, помогает снять стресс.

Радуга – у человека есть неразрешённая ситуация, помогает эту проблему раскрыть и решить.

Счастье – помогает при головных болях

Сила Духа- восстанавливает пищеварение.

Гармонизирует работу полушарий, убирает страх, даёт успокоение, укрепляет волевое устремление.

Реченька – сердечно-сосудистая система.

Название картины

Количество выбора

Рождение Души

3

Веточки

8

Радуга

6

Счастье

3

Сила Духа

7

Вера

3

Реченька

-

Приложение №3 Влияние основных цветов:

Белый цвет - символ чистоты и совершенства. Он оказывает благотворное влияние на энергетику человека.

Красный цвет символ жизненной энергии. Он активирует, притягивает взгляд и согревает. Такой цвет нравится сильным и смелым людям, которые нередко оказываются очень мстительными

Оранжевый представляет собой цвет созидания. Он оптимистичен, побуждает к свободе и действию. Оранжевый цвет может активизировать скрытые возможности человека.

Желтый цвет символизирует любовь к жизни. Он способен принести радость и смех, а также стимулирует умственные способности.

Бирюзовый цвет символизирует гармонию между сердцем и разумом, опытом и мудростью. Он активирует у человека скрытые таланты и позволяет их максимально развить.

Зеленый цвет символизирует гармонию. Он ослабляет возбуждение и помогает избавиться от негативных эмоций. Такой цвет благотворно влияет на нервную систему.

Голубой цвет олицетворяет не только мудрость, но и спокойный нрав. Он способствует расслаблению и воодушевляет на совершения добрых дел.

Синий цвет символизирует вдохновение, справедливость и преданность. Он способствует осуществлению желаний даже тех, которые на первый взгляд кажутся несбыточными.

Фиолетовый - это цвет, символизирующий доброту и мудрость. Он является очень мощным, поэтому его предпочитают лидеры. Фиолетовый цвет помогает сбалансировать духовную и физическую энергию. 8

Розовый - цвет Венеры, символизирующий любовь. Он позволяет налаживать взаимоотношения с окружающими людьми.

Коричневый цвет символизирует защиту. Он позволяет обезопасить себя и привлекает в жизнь только хорошие события.

Серый цвет олицетворяет защиту от психических и физических нападений. Он эффективно нейтрализует негативную энергию и позволяет быстро избавиться от проблем.

Черный цвет символизирует таинственность и загадочность

Приложение № 4 . Всем советую помнить:

Арт-терапия, кратко:
1. Устал — рисуй цветы
2. Злой — рисуй линии
3. Болит — лепи
4. Скучно — заполни листок бумаги разными цветами
5. Грустно — рисуй радугу
6. Страшно — плети макраме или делай аппликации из тканей
7. Ощущаешь тревогу — сделай куклу-мотанку
8. Возмущаешься — рвите бумагу на мелкие кусочки
9. Беспокоишься — складывай оригами
10. Напряжен — рисуй узоры
11. Важно вспомнить — рисуй лабиринты
12. Разочарован — сделай копию картины
13. Отчаялся — рисуй дороги
14. Надо что-то понять — нарисуй мандалы
15. Надо быстро восстановить силы — рисуй пейзажи
16. Хочешь понять свои чувства — рисуй автопортрет
17. Важно запомнить состояние — рисуй цветовые пятна
18. Если надо систематизировать мысли — рисуй соты или квадраты
19. Хочешь разобраться в себе и своих желаниях — сделай коллаж
20. Важно сконцентрироваться на мыслях — рисуй точками
21. Для поиска оптимального выхода из ситуации — рисуй волны и круги
22. Чувствуешь, что «застрял» и надо двигаться дальше — рисуй спирали
23. Хочешь сконцентрироваться на цели — рисуй сетки и мишени

9