Стали ли подростки сегодня более жестокими, чем раньше? Как специалисты выявляют потенциально опасную молодёжь? Какие предметы нужно вести в школах и вузах, чтобы было больше шансов вырастить эмоционально здоровое поколение? И как понять, что пора обратиться за помощью. Об этом в интервью ИА PrimaMedia рассказала старший преподаватель кафедры общепсихологических дисциплин, сотрудник социально-психологической службы здоровья ТГМУ и практикующий психолог Ольга Асриян.
— Судя по публикациям в СМИ, молодежь, подростки и дети стали более жестокими: жуткие кадры драк до победного, агрессия и буллинг в школах. Можно ли сказать, что подрастающее поколение сильно ожесточено? Как психологи выявляют эти отклонения и проблемы, например, тех же последователей скулшутинга (вооружённые нападения в учебных учреждениях — прим.ред.). С чем связано такое поведение?
— На мой взгляд, это больше связано с непрерывным потоком информации, который на данный момент в достаточно свободной форме на всех нас выливается из разных источников. То есть понятно, что каждое время имеет свои специфические ценности, и сейчас эпоха, можно сказать, "достигаторов", тех, кто должен активно проявляться. Но утверждать, что сейчас подростки гораздо агрессивнее, чем 20-30 лет назад, я бы не стала.
У психологов в арсенале есть достаточно большое количество инструментов для выявления агрессивного поведения или склонности к экстремизму (как, например в скулшутингах), которое имеет более комплексное поведение. В первую очередь, главная психологическая диагностика включает в себя несколько составляющих:
- Клиническое наблюдение. То есть психолог наблюдает за поведением, в том числе за невербальными проявлениями (языком тела).
- Клиническое интервью. Психолог задаёт критически важные вопросы.
- Специфические методы. Например,у нас в рамках научной деятельности кафедры разработана анкета, выявляющая склонность к экстремизму. Она уже опробована, исследована её доказательная валидность (достоверность — прим. ред.). Сейчас это инструмент, который уже может использоваться в различных учреждениях. Важно, чтобы тесты и анкеты интерпретировал именно человек с образованием, а не смежный специалист. Потому что существует такая проблема, как применение психологических тестов лицами, не имеющими соответствующего образования.
Поэтому правильно опираться и на клиническое наблюдение, и на беседы, и на результаты тестирования или анкет.
— Чаще всего психологи говорят о том, что все идет из детства. Какие сложности, психотравмы у маленьких переходят в настоящие проблемы у молодых.
— Я, как практикующий психолог, абсолютно соглашусь с этим тезисом, что очень многие проблемы корнями уходят в детство.
Мне здесь нравится метафора: если ты привык жить в бассейне с пираньями, и ты знаешь, что есть дельфины, живущие по соседству, для тебя всё равно будут нормой условия жизни с пираньями.
Потому что наш мозг функционирует таким образом, что не ищет условия, в которых нам будет лучше, и мы будем счастливее. Он ищет привычные обстоятельства, чтобы выжить. Так и формируются детские травмы.
Какие могут быть моменты в детстве, влияющие на формирование проблем в дальнейшей жизни? Про насилие, я думаю, даже смысла нет говорить. Любого рода насилие — это психическая травма, которая естественно будет сказываться на том, как живёт и строит отношения человек уже во взрослой жизни. Например, если мама бьёт сына, то для него естественным будет либо тоже проявлять агрессию вовне, либо проявлять аутоагрессию (причинение себе вреда в физической и психической формах — прим.ред.) — это может быть и алкоголизм, и игромания, то есть любое саморазрушительное поведение. Или если родители используют манипуляции и такой приём, как стыдить ребёнка за поведение, либо они добиваются желаемого с помощью чувства вины. Например: "Как тебе не стыдно, ты на празднике не подошёл обнять бабушку". В таких случаях большая вероятность, что выросший человек найдёт себе партнёра, который тоже будет использовать чувство вины, как инструмент управления. В этом и проявляются абьюзивные отношения, как следствие.
Ещё очень часто уже повзрослевшие люди обращаются со следствием запрета на чувства, когда родители говорят ребёнку о том, что нельзя чувствовать то, что он чувствует. Например, мальчики не должны бояться. И в будущем может сформироваться состояние под названием алекситимия. Термин дословно переводится, как "нет слов для чувств", то есть неумение различать свои чувства, отсутствие опоры на них. Ведь в норме чувства — это такие маяки, которые показывают, хочется нам идти в контакт или нужно сделать шаг назад и так далее. А если так не происходит, то это подменяется какими-то правилами, вследствие чего, человек обращается к специалисту.
Ещё хочу отдельно отметить, как страх может проявляться. Взрослый человек приходит с тем, что ему сложно выражать свою позицию на каком-то мероприятии. Достаточно часто это может быть следствием того, что родители обесценивают мнение ребёнка, заставляя молчать и говоря, что его мысли никому неинтересны.
— Оказывают ли поп-культура и популярные молодёжные сериалы/фильмы/книги/комиксы ("Эйфория" (18 ), "Бесстыжие" (18 )) негативное влияние на подрастающее поколение? Какое? Ведь они затрагивают многие их проблемы.
— К сожалению, напрямую не знакома с произведениями молодёжной культуры, лишь из рассказов клиентов. Однако могу сказать, что они не оказывают сильное негативное влияние, как в плане психологических проблем, так и принятия запрещённых веществ и совершения других опасных действий. Тут всё зависит от воспитания и окружающей среды подростка. То есть, посмотрев сериал, где герой совершает что-то незаконное, ребёнок из благополучной среды не пойдёт повторять за ним.