1211 год
Европа
В начале апреля 1211 года в Ригу пришло известие, что эсты готовят новый поход на Ливонию и Ригу (в тогдашней ООН тогдашний Пауэлл пробиркой потряс чутка). Решили разорить город и область, пока в него не прибыл епископ Риги Альберт, который собирал в Германии отряды пилигримов для войны с язычниками.
Купцы Риги тогда отменили выход в море своих кораблей с товарами, чтобы вместе со своими слугами защищать Ригу, если понадобится. И защищать до тех пор, пока из Германии не прибудут в Ригу пилигримы и епископ.
Разведчики, высланные из Риги в земли эстов, ничего выяснить не сумели.
Потому рыцарь Бертольд из Вендена со своими людьми, лив Каупо со своими, и слуги епископа совершили с разведывательной целью набег на Саккалу, одну из областей эстов. Пожгли ряд деревень и с пленниками вернулись в Ливонию. Эсты, преследуя грабителей, вторглись в Ливонию, сожгли все деревни вокруг Астигервэ, дошли до самой Имеры, перебив ряд лэтов, а их женщин и детей угнали пленниками.
Лембито и Мемэ, старейшины Саккалы, с другим войском эстов, перешли реку Имеру, разграбили окраины Ливонии, сожгли церковь, и с большой добычей ушли к себе.
За ними начали наступление на Ливонию ещё три войска эстов, которые опустошали всё на своем пути, избивая местных ливов, забирая с собой их скот, женщин и детей. Одно войско уходило, другое приходило. В итоге значительная часть Ливонии стала безлюдной.
Эзельцы войдя на своих судах в реку Койва, доплыли до Торейды и опустошили весь приход Куббезелэ. Многие жители тех мест бежали в Ригу. Многие просили помощи у рижан, но никто не получил её. Рижане боялись кому-либо помогать, зная о вероломстве местных (вполне логично - развязали войну и ждут пока ливы с эстами друг дружку перережут, чтоб земля освободилась). Они ждали прибытия епископа и пилигримов.
Пока эсты грабили Ливонию, епископ Риги Альберт и магистр Ордена меченосцев Волквин ездили по Европе. Они посетили Рим, где их принял папа Римский Иннокентий (понтификат в 1198-1216 гг.). Затем заехали в Германию, где к ним присоединились с отрядами рыцарей из своих приходов три епископа: Филипп Рацебургский, Изо Верденский, и епископ Пательборнский (тяжело в те времена жилось епископам - надо ж в такую даль на пикник с охотой мотаться). Кроме того, в Ливонию отправились отряды пилигримов, возглавляемые знатными рыцарями: Гельмольдом из Плессэ, Бернардом из Липпэ, и другими.
Лэтты, прослышав о прибытии пилигримов в Ригу, собрали войско и отправились грабить эстов, но у реки Имера наткнулись на более многочисленные отряды эстов. Не принимая боя, лэтты бежали. Эсты преследовали их и убили несколько человек. Затем эсты обрушились на область Раупе, сожгли местную церковь и опустошили всю область. После чего ушли с добычей к себе.
Пилигримы из Риги прибыли в Торейду.
Каупо с отрядами ливов ворвался в Саккалу. Предал огню деревни области и сжег два замка Овелэ и Пуркэ, и с добычей ушел к себе.
«Потому рыцарь Бертольд из Вендена со своими людьми, лив Каупо со своими, и слуги епископа совершили с разведывательной целью набег на Саккалу, одну из областей эстов. Пожгли ряд деревень и с пленниками вернулись в Ливонию.» - как это вот здорово укладывается в европейскую парадигму – «во избежание пожара занести в дом побольше канистр с бензином». Смешно, но европейские политики в большинстве своём и сегодня рассуждают примерно так же.
(Источники: Генрих Латвийский, Герман Ватберг)