(продолжение) Летом ходили на рыбалку - ловили щук и сомов. В конце февраля 1951 года, по своей глупости, чуть не разбился, упав с пятнадцатиметровой скалы. Одноклассник (деревенский) предложил - хорошо бы на 8 Марта учительнице подарить расцветший багульник, только его надо сейчас наломать. чтобы он расцвёл в тепле. За домом в гарнизоне, где мы жили, был огород, за ним сопочка, поросшая дубняком и обрывалась она длинной скалой, высотой 15-20 метров, на которой рос багульник. Потянулся за веткой, стоя на камне, а он и вывернулся. Падал я, кувыркаясь на выступах, ломая телом кусты. Очнулся от боли в правом боку, попытался подняться и потерял сознание. Нашли меня солдаты в сумерках вечером, когда маленькая племянница показала рукой куда я пошёл. Как сказал гарнизонный доктор "переломов нет, а вывих постараюсь вправить". Спасибо ему большое! Повозился он со мной, но сделал как надо. Сейчас, если что-то и ощущаю, то думаю, что это только от старости. В школу не ходил, в пятый класс не перевели, пришлось опять учиться в четвёртом. В 5-й класс пошёл в Артёмгрэсе. Жили трудно, мама не работала, пенсию за отца получали очень маленькую. Поэтому, закончив 5-й класс, по настоянию старшей сестры Марии, поехал жить к ним в Ивановку (Приморский край), где она работала агрономом. Муж её - инвалид, без правой руки, специалист по связи, работал на почте. У них были дети - сын и дочь, младше меня, в школу ещё не ходили. Ну и досталось мне - пришлось много работать, всё время что-то делать по хозяйству. Писал маме - умолял забрать меня. Закончив 6-й класс, уехал к маме. Окончив "семилетку" в Артёмгрэссе, попытался устроиться работать в механических мастерских при электростанции, но мама воспротивилась этому, сказав, переезжаем в Ивановку, там заканчиваешь 10 классов, а там решим, что дальше - учиться в институте или работать? Зная, что меня ждёт там, я не хотел ехать туда. Но пришлось - мама продала дом. Как и предполагал - львиную работу по хозяйству выполнял я. именно по уходу за коровой, свиньёй, курами, а там ещё сад с огородом, дров нарубить, воды натаскать, которая была очень далеко, понянчиться с ещё одним, родившимся племянником - времени на приготовление уроков не оставалось, так что остался на второй год в 8-ом классе. Пытался как-то уйти из этой семьи, поступить в ремесленное училище в Уссурийске. но мама и сестра настояли закончить 10 классов. А там подоспело время служить в Армии. Я с огромным облегчением воспринял эту весть и даже с радостью поехал на покос, заготовить сено для своей коровы. Не обошлось без приключения - пошли дожди, речки разлились (покос между двух речек), пришла повестка в Армию, а у меня мотоцикл К-125 (подарок Ивана Петровича), бросать жалко. Остался ждать, когда спадёт вода. Дождался, приехал в военкомат. Мне говорят: "Судить будем за уклонение от Армии". Я им в ответ: "Хочу в военное радиотехническое училище". Говорят: " Опоздал - было две путёвки, одну забрали в Михайловке, а у нас - техник связи Касаткин, есть еще две путёвки по одной в пехотное и бронетанковое, в пехотное - сразу ехать, а в бронетанковое - отслужить годок, потом в училище". В пехотное я не пожелал, согласился на бронетанковое. Службу начал на Камчатке в танковом полку. Среднюю школу я закончил с профилем машиноведения - мог управлять автомобилем, трактором, комбайном. С управлением танка Т-34 , справился быстро, поэтому меня назначили механиком-водителем к взводному, молодому лейтенанту, окончившему только что училище. Слух прошёл, что полк расформируют (началось сокращение Вооруженных Сил СССР) и нас отправят домой. Подняли по тревоге. Лейтенант не стоял в открытом люке танка. а лежал на броне и свешивал голову в люк, командуя мне - куда ехать, так как двигались в полной темноте. повернув башню назад. Внезапно танк резко накренился вперёд и упал, вертикально воткнулся в землю. Быстро выключил двигатель. Тишина. "Синяк, наверно будет" - слышу голос наводчика. "Синяк - это ерунда, у меня что-то с рукой"- хнычет радист-пулемётчик. "Товарищ лейтенант!" кричу я. Ответа нет.Что же случилось? Куда мы влетели? Подсвечиваю фонариком люковое отверстие на башне - Земля, даже насыпалась в танк, пробую открыть люк в днище - не поддаётся. " Гена, что по рации слышно?"- спрашиваю радиста, уверенно зная, что она не работает - в шлеме не слышно её шумов. " Не работает" - отвечает тот. "Приехали!" - про себя отмечаю я, нащупал разводной ключ, стал стучать им. "Юра, давай я из пушки сигнал подам, у меня болванка заряжена" - кричит Роман наводчик. " Ромка, ты что охренел? После твоего выстрела мы здесь задохнёмся, сейчас же сбрось снаряд. оставь ствол открытым" - перестал стучать и полез к нему, проверить - мало ли чего? Ромка открыл затвор, сразу почувствовался приток свежего воздуха и наверху проявились звуки движения, очевидно, танков нашего взвода. Описывать подробности нашего вызволения не буду, Учения мы, конечно "провалили". Лейтенанта, после аварии, самолётом отправили в Москву на лечение, его изрядно помяло. Мне после этих "учений" присвоили звание младшего сержанта. За какие заслуги? Непонятно. Наш ротный по секрету мне сказал, что не обошлось без высокого чина из Москвы, который прислал самолёт за лейтенантом. Полк расформировали, кое-кто, действительно, уехал домой, а нас одиннадцать кандидатов в бронетанковое училище зачислили в интендантскую часть. Честно - мне понравилось служить в этой части, часто был в разъездах по Камчатке и за пределами - в двух командировках, сначала на Курилах, а потом во Владивостоке. Я отказался поступать в училище и ещё пятеро не поехали, остальные поехали в г.Омск. Через некоторое время трое вернулись в часть - специально провалили экзамены, ради того, чтобы "поездить, прогуляться от службы" - хитрецы! Демобилизовавшись в 1962 году, поступил на работу в Дальзавод слесарем трубопроводчиком по ремонту морских судов и на подготовительные курсы, для поступления в политехнический институт, но бросил их, когда выяснилось, что не потяну очную учёбу. На следующий год поступил на двухгодичные курсы радистов морских судов, закончив их, был направлен вторым радистом на суда Дальневосточного морского пароходства. Вскоре стал начальником радиостанции морского судна и поступил на заочную учебу во Владивостокское мореходное училище (сейчас Морской Государственный Университет им. адмирала Г.И.Невельского). В 1968 г. женился, снимали квартиры у частников, родилась дочь. С формированием в пароходстве бригад для строительства жилья для моряков, откомандирован на стройку и через два года перед Новым 1973 Годом вселились в 2-х комнатную квартиру. Пригласил маму - жить с нами, но она пожив у нас немного сказала: " Не могу жить в городе, шумно и давит здесь" и уехала назад к Марии. Аналогично получилось и с тёщей. В 1978 г. находясь в Иране в порту (судно стояло под выгрузкой), получил горькую весть - умерла мама. С приходом в родной порт, уволился из плавсостава и перешёл работать куратором радиосвязи в "Спецфлот по борьбе с загрязнением моря нефтью "Светлая". С внедрением новых средств связи на морском флоте, учился на различных курсах во Владивостоке и в Санкт-Петербурге (тогда Ленинград). В годы перестройки, когда началась чехарда во всех областях экономики нашей страны, а именно, развал производства, коснулось и нашего "спецфлота". В 1996 г. по моей специальности места не нашлось в порту, собственно, я уже был работающий пенсионер, но пенсия...? Ищу работу, нашлось место в ВСРЗ, в качестве сменного помощника капитана завода (кое-какие навыки штурмана морского судна у меня были). На заводе до последнего держались, но и там всё развалилось. Устроился работать электриком на элеваторе, но "чёрт" меня дёрнул через три месяца на общем собрании выступить с критичным замечанием по поводу приватизации предприятия и мне тут же руководство создало физические условия для выполнения некой работы не по моим силам - вынужден был уволится (спасибо - "по собственному желанию"). После элеватора работал спортивным администратором в курортной зоне Владивостока. Тяжело было ездить со многими пересадками, а на своём транспорте накладно и негде было парковаться под охраной. Были случаи угона и снятия деталей с авто. Лето как-то продержался, а в конце октября, уволился. Однажды встретил, раньше работавшего в ВСРЗ со мной матроса, он порекомендовал устроиться в службу безопасности (МГУ им. Г.И. Невельского). Почти десять лет в должности сторожа, а фактически контролёром-охранником проработал на главном транспортном въезде университета. Расторгнул договор по своей инициативе, когда понял "здоровье под ?" Сейчас занимаюсь "извозом" - так в шутку называю поездки на дачу и к детям, на своём личном транспорте. Дача - земельный участок, с построенным деревянным домиком (выкорчеванных деревьев на той же земле), находится в 68 км (по спидометру) от Владивостока. Вдвоём с супругой в 1992 году начали осваивать участок. Жили в шалаше. Ходили пешком, от последней остановки автобуса 5,5 км. В конце этого же года, закончив водительские курсы, купив подержанный "Москвич-412", стали каждые выходные ездить, дело ускорилось. Несмотря на то, что "Москвич-412" машина крепкая, быстро стал разваливаться на наших "дорогах-направлениях", тем более практически в тайге, Купили японский "Блюбёрд" с низкой посадкой, тоже подержанный. Пришлось подымать, т.к. при первой поездке сразу же оторвал глушитель. До 2012 года с частым ремонтом прослужил "Блюбёрд", но и ему пришёл конец. Приобрели японскую подержанную "Ниссан Примеру", 2001 г., сразу же
поднял её. Прошло уже 12 лет, за это время дважды менял пружины амортизаторов, один раз стойки и поменял АКП, один раз - прокладку головки двигателя, ну, а по мелочам - там не счесть, хотя резина - это не мелочь! Вообщем - "ра-з-ор"! Так что, дача - это физические и материальные затраты. Не всегда дача приносит какую-то выгоду - острословы в таких случаях шутят - "от дачи нет отдачи". Для нас важнее - здоровье! Бывая на природе, получаем заряд живительного воздуха для наших лёгких, пропитанных чадом и смрадом городских улиц. Движение - жизнь!