Найти тему

Водный полет стерха Рикки

   Водный полет стерха Рикки
Водный полет стерха Рикки

Зеленая энергия
Мы прибыли в затон на Иртыше во время подготовки судна к спуску на воду. Ильдар Мухарашев – предприниматель, путешественник и шкипер парусника – вместе с другом и вторым участником экспедиции Тарасом Господинко устанавливал мачту на «Рикки Тор». Несколько друзей помогали им.
Металлическая мачта длиной 10 метров немного заваливалась на бок, цепляла какие-то крепления – в общем, сопротивлялась. Парус, который был прикреплен к ее верхушке в свернутом виде, болтался из стороны в сторону, бил по борту и мешал ребятам завершить дело. Мы включились в работу и поняли, что процесс требует слаженности команды и внимания. А еще узнали, что паруса теперь не шьют из парусины или шелка, а изготавливают из наноткани.
Еще Ильдар Мухарашев объяснил нам, почему экспедиция называется «зеленая»:
– Практически все экспедиционные парусники оборудованы дизельными или бензиновыми двигателями. Наша команда готова доказать, что сегодня, как и раньше, люди могут путешествовать, используя зеленую энергию, то есть энергию ветра, солнца и воды. У нас есть электрический лодочный мотор, он позволяет четыре часа маневрировать в отсутствие ветра со скоростью 5 километров в час. Он работает от ветрогенератора и солнечной батареи.
Птичья стая
Тримаран был изготовлен в единственном экземпляре далеко отсюда и назывался «Рикки Тави». Но югорчане решили дать ему более колоритное имя «Рикки Тор». И Тор в этом случае – не скандинавский бог грома и дождя, бурь и плодородия, а хантыйское название стерха, или журавля. Получается, что судно называется «Стерх по имени Рикки». Может, это простое совпадение, но позывные ребят тоже птичьи – взяты из мультфильма «Пингвины из Мадагаскара»: Шкипер и Ковальский.
Ребята и вся наземная часть команды позитивные, как мультяшные пингвины-коммандос, да и вообще – хорошие люди.
– В команду входят наши родные и близкие, друзья и все, кому небезразличны наши судьбы. Это наша компания, компания «Хорошие люди». Они нам прикрывают тыл, – говорит «Шкипер». И приводит пример: – Перед стартом у нас возникла проблема. В «Рикки Тор» ударила молния, вышел из строя контроллер ветрогенератора. Откликнулся друг-мореплаватель, капитан яхты «Сибирь» из Омска Сергей Щербаков. Он предложил отправить нам авиапочтой контроллер со своей яхты в Салехард, где закончится речной этап экспедиции. Но в Ханты-Мансийске нашелся мастер – золотые руки, который смог за ночь устранить поломку, и тримаран стартовал в полном оснащении.
Задача – не только выжить
Конечная точка путешествия – Санкт-Петербург, но именно северные моря – это самый опасный участок маршрута. При хорошей погоде тримаран должен пройти пять с половиной тысяч километров за 55 дней. Он преодолеет три моря: Карское, Баренцево и Белое. Затем по Балтийскому каналу экспедиция попадет в Варяжское озеро, далее в Ладожское, а там уже и до Санкт-Петербурга рукой подать.
– Это очень серьезные планы. Мы исходим из расчета, что будем проходить 100 километров в день. Очень бы хотелось уложиться в этот норматив. Надеемся, что Арктика встретит нас тепло во всех смыслах. Однако термобелье, гидрокостюмы, флисовые толстовки, одежду из мериноса, по четыре пары обуви, неопреновые и резиновые перчатки, верхонки – все берем с собой, – рассказывает Тарас Господинко. – У нас три главные задачи. Первая – спортивная: пройти по маршруту. Вторая – научная: провести практические и прикладные исследования по генерации энергии солнца и ветра. Третья – подготовить материалы для проекта об Арктике и экологии «Уроки из океана». Это новый формат образовательных онлайн-событий, разработанный командой Томского областного отделения Русского географического общества, с прямыми включениями экипажей морских экспедиций и живым обсуждением тем по истории географических исследований. Еще хотим снять фильм об отношениях человека и природы. Ну и еще одна задача... выжить, чтобы выполнить все остальные, – смеется Ильдар Мухарашев. Путешественники утверждают, что гипотетически готовы ко встрече и с белым медведем, но не могут смириться с мошкарой. Поэтому взяли на борт репелленты и москитные сетки.



И в штиль, и в шторм
Команда парусника – бывалые путешественники. В разных морях они встречали китов, косаток, белух и нерп.
– Встреча с китом в дикой природе – это нечто непередаваемое! Мы находились в 20 метрах от китов. И кровь стынет в жилах, когда он поворачивается на тебя, – рассказывает «Ковальский». – Самый главный риск во время плавания – это столкновение с какими-то судами и переворот кверху днищем – «оверкиль». Если проводить аналогию с вождением автомобиля, для нас это сопоставимо с выездом на встречную полосу. Наша задача – этого не допустить, но в случае переворота у нас есть план спасения. Наготове надувная байдарка, которая даст нам шанс на выживание. Правильные, сухие гидрокостюмы позволят при попадании в ледяную воду иметь запас времени для самостоятельного спасения. Но мы постараемся всего этого избежать, – говорят ребята. Оказывается, и в шторме есть выгода для мореплавателей.
– Кашу мешать не надо, – смеется Тарас. – Одно секретное блюдо мы открыли при походе по Байкалу, когда нас немножко заштормило. Мы подумали: «Что же мы будем есть?» И приготовили манку. Ее не нужно мешать, манку равномерно разматывает по всей кастрюле. Никаких комочков, ешь и наслаждаешься. К слову, на два месяца плавания нужен солидный запас продовольствия. Команда «Рикки Тор» делает ставку на сублиматы готовых продуктов, у них есть даже суперколбаса. Кроме того, пополнить запасы и приготовить и «человеческую» еду можно будет во время стоянок с выходом на берег.
– Еще мы рыбачим. Как-то в проливе между Сахалином и материком на ночь встали на якорь и бросили мордушку в воду. Ну, думаем, порыбачим. Когда мы наутро достали ее, то из нее выползла тысяча маленьких крабиков, они заполонили всю лодку, мы не знали, что с ними делать. Потом мы еще три часа их выковыривали из мордушки, – вспоминает Ильдар. Пока вы читаете эти строки, парусник движется по течению в сторону Обской губы.
4 июля «Рикки Тор» бросил якорь в Шеркалах, где археологи ведут раскопки.
– Мы встретили лодку примерно в 23 часа. И по русской традиции экипаж напоили, накормили, в баньке помыли да спать уложили. Утром провели для них экскурсию по лагерю. Ребята сняли на камеру интересные моменты раскопок, а потом рассказали о «Зеленой экспедиции» и показали, как устроен тримаран, – сообщил по телефону руководитель Шеркальской археологической экспедиции Александр Кениг. Редакция будет следить за ходом экспедиции, читайте газету – будьте в курсе. Желаем экипажу попутного ветра и семь футов под килем!


Читать в источнике