На протяжении десятков лет Hermès сотрудничает с художниками по всему миру, создавая дизайны платков, некоторые из которых являются настоящими произведениями искусства. Сегодня об истории создания французской художницей Энни Фейвр (Annie Faivre) знаменитого платка «Русский балет» (1996).
Annie Faivre для Hermes (1996)
Энни родилась во Франции в 1948 году, обучалась искусству в Париже, а в 1979 началось ее сотрудничество с Hermes. Она создала для модного дома десятки дизайнов, ставших бестселлерами. Уникальный стиль Энни характеризуется тщательным вниманием к деталям, богатой цветовой палитрой и использованием ее отличительного знака: скрытой в дизайне маленькой обезьянки.
Правда, во времена создания Les Ballets Russes она еще так не подписывала свои работы. Не ищите ее на платке Русский балет.
Дизайн платка-каре «Русский балет» нам нравится больше остальных работ Энни. Видите семнадцать фигурок на платке? Многие не догадываются, о каких событиях и чьих судьбах они рассказывают. Раскрываем загадки платка.
Знаменитые «Русские сезоны» Сергея Дягилева
Рисунки, которые сделаны на основе эскизов костюмов Льва Бакста, рассказывают о Русских сезонах Дягилева и знаменитых артистах балета того времени.
На Западе русский балет стал пользоваться огромной популярностью лишь с начала 20 века, когда Сергей Дягилев начал показывать в Париже русские оперы и балеты. Это был великий импресарио XX века, который обладал невероятным чутьем на таланты и новые тенденции, а самое главное смелостью.
Дягилев собрал собственную труппу, которую называл Ballets Russes – «Русские Балеты». Начались гастроли, и выступления имели триумфальный успех.
Одной из причин было особое отношение к роли мужского танца, непривычной для традиционной сцены. В балете того времени мужчины выступали партнерами, поддерживающими балерин. Дягилев сделал ставку на роли солиста. Первым таким солистом стал балетный танцор – Вацлав Нежинский. Невысокий, всего 163 см, он поражал публику своими феноменальными, невероятными прыжками. Вот и первая фигура на платке.
Вацлав Нижинский был гением танца с обольстительной сценической харизмой и актерским даром перевоплощения. Нижинский снискал огромный успех в Париже, а за высокий прыжок его прозвали человеком-птицей.
Дягилев сделал «под него» одноактный балет «Послеполуденный отдых фавна», а его оформление и разработку костюмов поручил Льву Баксту.
Декорации и костюмы Льва Бакста
Так кто же он такой и как появился в русском балете?
Настоящее имя Льва (Леона) Бакста - Лейб-Хаим Розенберг. Он родился в Гродно в 1866 году, но позже его семья переехала и стала жить в Санкт-Петербурге.
Еще мальчиком он влюбился в театр и увлекся живописью. Он поступил в Академию художеств, не окончил ее, учился у Александра Бенуа и продолжил обучение в Париже.
К началу дягилевских сезонов за плечами Льва Бакста всего пара театральных работ. Возможностью проявить себя он, пожалуй, обязан директору Императорских театров Владимиру Теляковскому, который в 1902 году решил в Эрмитажном театре поставить балет «Фея кукол». Великому Мариусу Петипа тогда было уже 83 года, и Теляковский предлагает поставить балет новому помощнику балетмейстера Николаю Легату и его брату Сергею Легату. Теляковский идет на риск – приглашает оформлять балет Бакста.
Риск себя оправдал, мир открыл для себя Льва Бакста, который создал удивительные костюмы. Кроме того, работая над декорациями, он сделал необычный трюк. Первое действие в «Фея кукол» происходит в маленькой лавке, торгующей заводными игрушками. Английская богатая семья выбирает самую дорогую, красивую куклу, которую нужно будет прислать утром в гостиницу. Лавка закрывается, а куклы оживают и устраивают бал, который длится до утра. Вот такой милый легкий балет.
Бакст для второго действия намеренно увеличил сценические элементы так, что танцовщики оживших кукол выглядели крошечными. Ему удалось разделить волшебный и реальный мир. Братья Легаты ставили танцы и сами исполнили партии двух Пьеро в дуэте с Куклой – Матильдой Кшесинской.
Дягилев быстро разглядел новый талант и Бакст стал ведущим художником «Русских сезонов». Он автор декораций и костюмов к балетным спектаклям - «Клеопатра» (1909), «Шехерезада» и «Карнавал» (1910), «Нарцисс и Эхо» (1911), «Дафнис и Хлоя» (1912) и других.
Необычные сочетания цветов и сказочная роскошь поражала зрителей. Оформление балетов принесло Баксту мировую славу. Что уж говорить о Париже! Модницы сходили с ума и грезили ярким и страстным Востоком.
Бакста называли модной знаменитостью Парижа. Газета «Биржевые новости» тогда писала: «Кто ввел в парижском обществе зеленые парики? — Бакст. Кто научил украшать дамские каблучки бриллиантами? — Бакст. Кто изобрел особый дамский костюм двадцатого века, свободный, яркий и дерзкий, варьируя его на всевозможные лады? — Бакст.»
Он сотрудничал с домами моды в Париже и рисовал эскизы для платьев разных богатых дам — американских, парижских и петербургских. К сожалению, многое потеряно, но его влияние на моду 1910-1920-х годов огромно.
В его карьере работа на сценах Александринского и Мариинского театров, для труппы Иды Рубинштейн и Анны Павловой, для театров Франции, Англии и Америки.
От творчества этого замечательного театрального художника искусство Анны Павловой неотделимо. Костюмы к «Менуэту», «Умирающему лебедю» и «Музыкальному моменту» были выполнены по эскизам Леона Бакста.
Русский балет
Обязательно нужно отметить, что триумф «Русских сезонов» во многом состоялся и благодаря новаторской хореографии Михаила Фокина, который поставил «Карнавал», «Жар-птица», «Шехеразада», «Половецкие пляски», «Петрушка», «Призрак розы» и многие другие балеты.
Жаль, что работы Бакста в дягилевских сезонах 1914 года не получили должного освещения в искусствоведческой литературе, хотя он участвовал совместно с Фокиным в двух постановках – балет «Легенда об Иосифе» Р.Штрауса и «Бабочки» на музыку Р.Шумана.
Художницу вдохновил образ жены Потифара из балета «Легенда об Иосифе». Жена Потифара, одетая в красное, расшитое золотом платье, обвешанная жемчугами, с огромным головным убором, медленно ступала по сцене на сапогах-платформах, опираясь на двух царедворцев. Соблазнительницу играла Мария Кузнецова, а в Лондоне – Тамара Красавина и Мария Карми. Как Вы понимаете, именно играли, так как танцевать в таком костюме не предполагалось. Так было задумано. Правда, итогом стали 12 показов, разгром в прессе и полное забвение балета в Париже и Лондоне.
Причин тому было много, но огромная работа, которую проделал Бакст достойна уважения. Масштаб спектакля впечатляет: участвовала вся труппа из 60 человек, было 8 главных ролей и 52 роли второго плана. Бакст подготовил 25 эскизов.
О работах художника много и бурно спорят и по сию пору, однако все согласны: в мировом театральном искусстве он произвел революцию. За какие бы спектакли он не брался, его удивительное дарование превращало костюмы, декорации, артистов, сюжет в единое целое. Изысканность модерна, яркие краски, роскошь восточных мотивов – уникальный вклад Льва Бакста в историю костюма.
Именно после балетов в рамках Русских сезонов, хореографии Фокина и оформления костюмов Бакстом в умах европейской публики «балет» стал «русским».
Множество оттенков
Дизайн платка Les Ballets Russes был разработан Энни Фэйвр и впервые выпущен в 1996 году. Он выпускался в различных цветовых вариациях.
В платке Les Ballets Russes художница показала свою интерпретацию исторических рисунков Бакста. И многим, возможно, это придется не по душе. Ведь по сравнению с оригиналами упущены ряд деталей, упрощены силуэты, изменены позы. Но, как нам кажется, это отличный повод вспомнить то великое время и талантливых танцоров, хореографов, художников.
Как Вы думаете?
Мы так любим раскрывать замыслы художников и выяснять, что они хотели рассказать своими работами. Потому что, мы сами выпускаем шелковые платки. Придумываем тему и сюжеты, а отшиваем все экземпляры в Италии на фабрике, где шьют платки многие Модные дома Европы. О наших историях Вы можете прочитать в Дзене или на нашем сайте violetdream.ru
А всем, кто любит русский балет и загадки, попробуйте раскрыть последнюю нераскрытую в нашей статье фигуру в дизайне платка. Делитесь мыслями.