Найти в Дзене
Репетитор IT mentor

Первый мотоцикл: подбор, анализ, наблюдения

Оглавление

Недавно я писал статью о том, что неудачно воспользовался услугами подбора мотоцикла и потерял ощутимые деньги. Но, как говорится в старой доброй пословице: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». В этой заметке расскажу вам о своем опыте приобретения мотоцикла. Возможно, кому-то это будет полезно и интересно.

А пока попрошу подписаться на мой канал в telegram IT mentor . Краткие заметки и наблюдения по физике, математике, программированию, железу и технике 💡 В моем telegram я выкладываю компактные решения в виде pdf. Советую подписаться :)

Итак, я гулял по Авито и нашёл мотомастерскую, которая занимается проверкой, ремонтом и подбором мотоциклов. Первое, что мне бросилось в глаза, это вполне нормальные цены на услуги. Кучу реальных положительных отзывов с самыми разными заказами (от покупки деталей, до ремонта и подбора). Думаю: «А чего бы мне не попробовать воспользоваться услугой подбора в своём городе». Написал я Никите (так зовут мастера). Это оказался отзывчивый приятный человек, который сразу же уточнил все детали, предложил варианты и начал помогать с подбором.

Вот их группа мастерской и специалистов по подбору мотоциклов в VK: Мотомагазин и Моторазборка Волгоград

После прочтения отзывов и диалога, у меня возникло полное доверие, поэтому я оплатил работу и уже в этот же вечер работа началась. На самом деле, это были тяжкие и насыщенные 3 дня, в ходе которых нам сначала отказали в сделке, но в итоге мы нашли вариант ещё дешевле и лучше. Разумеется, мотоцикл подбирался на вторичном рынке, поэтому требовал каких-то вложений, но это мелочи по сравнению с общим колебанием цен на рынке транспорта.

Было потрачено очень много времени на ожидание, встречи с хозяинами, фото- и видео-отчеты и многочисленные проверки. Всё это делал Никита со своим напарником Романом, а я был просто на связи.

Во всей истории сильно подставил меня ВТБ. Абсолютно бесполезная и тупая техподдержка. По-другому просто о них не скажешь! Ты им говоришь, что тебе нужно совершить перевод, они предлагают тебе кредит и блокируют карту за две неудачные попытки перевод (и подтверждение транзакции по телефону). Просто роботы, я еще не сталкивался такой глупостью операторов техподдержки. Но это другая история...

В общем, ребята очень помогли c выбором мотоцикла. А если вы читали прошлую статью, то так получилось, что выбор пал на Yamaha FZ8S 2011 года.

Какие были критерии выбора?

Тут всё очень просто. Меня интересовал удобный и надежный дорожный мотоцикл, на котором будет комфортно ездить в городе и за городом. Спорты отпадают из-за неудобства, чопперы отпадают из-за отсутствия маневренности. Остается выбрать японский дорожник, который будет радовать глаз и проходить по выделенному бюджету. Выбор у меня встал между Honda CB600F и Yamaha FZ8. Сначала рассматривал naked-версии, а потом увидел версию с полуобтекателем. Окончательным решением остановился на последней модели.

А вот и тот самый Yamaha FZ8S — первый мотоцикл

-2

Как я уже написал выше, любой б/у мотоцикл требует некоторых вложений. Хотя бы по расходникам. Поэтому было принято решение перегнать мот в мастерскую и там уже доделывать. Потому что мне больше нравится стоковый вид мотоцикла (как с завода), но от предыдущих владельцев остались некоторые «тюнинги», которые хотелось бы исправить.

Мастерская и специалисты по подбору мотоциклов в VK: Мотомагазин и Моторазборка Волгоград

MOTOMASTERSKAY#34 — ссылка на мастерскую на Avito

Тюнинг нужен или нет? Что пришлось докупать к мотоциклу

Кстати, напишите своё мнение в комментариях. Итак, от старого хозяина остались маленькие (очень маленькие) поворотники. Не знаю как они могут кому-то нравиться. Как по мне, так выглядят нелепо на большом моте. Поэтому было решено купить стоковые. Точнее неоригинальные реплики. Кстати, полностью оригинальные расходники стоят очень дорого. Прям очень. Изначально я хотел, чтобы не было ни одной китайской детали, чтобы был чистокровный японец, но... Когда я увидел цены на оригиналы, то я такой: ладно, реплики так реплики. 😁

Таким вот образом, были докуплены поворотники:

-3

У мотоцикла стояла оригинальная клетка (crazy iron) и он вроде как не падал, весь в родном окрасе, но где-то зацепили и подрали шильдик на глушителе. А так как глушитель оказался тюнингом предыдущего хозяина, и оригинальным выхлопом Yoshimura, который звучит намного лучше стокового, то глушитель было решено оставить, а вот шильдик купить новый, на OZON это сделать оказалось просто, цена вопроса 450 руб.

-4

Ещё одной особенностью мотоцикла было отсутствие оригинальной лопаты. А номер был прикручен к какой-то колхозной погнутой металлоконструкции. В общем, мне захотелось добиться заводского вида. Но вот с лопатой начались уже мучения. Для начала, для дилетанта, было непонятно как и что искать. Давайте я вам сначала покажу, что я купил:

-5

Оказалось, что эта хитрая штуковина имеет много названий: лопата, подхвостовой пластик, держатель номера, хвост, держатель поворотников. Каким-то чудом я нашел новое и вроде как оригинальное крепление на FZ1, которое совместимос с FZ8. Проблема заключалась в том, что внутри этого пластика должно быть металлическое крепление, которое мне нигде не удавалось найти на авито. А вот в заказывать через Японию, это вопрос 7к за маленький кусочек металла. Поэтому доведение этой детали до стокового состояния связанно с ожиданием всех фонариков и креплений. А может это знак того, что нужно ездить без номера?)

Самыми дорогостоящими деталями стали новые покрышки. Так как старые шины были уже жесткими, квадратными и затертыми (ездить можно, но безопасность падает), то было решено взять Michelin Road 5. И это удовольствие не из дешевых. Кстати, интересная статья про эти мотошины.

Первые впечатления от мотоцикла

Во-первых, не верится, что решился и что эта штуковина теперь твоя. Во-вторых, заметно отличается от экземпляра из автошколы. В автошколе учился ездить на двух мотах: Минск 125 и ЗИД 150.

К ним довольно быстро привыкаешь, особенно показался удобным и управляемым ЗИД 150. Однако, всё равно чувствуется недостаток мощности. Мотоцикл не страшный, газ довольно предсказуемый, но начинает хрипеть и сильно вибрировать на 1й передаче.

Забавная история была перед сдачей экзаменам на категорию "А". Для начала хочу сказать, что автошкола была никакой, инструкторам было абсолютно плевать и полезных советов от них было 0. Так, что смотрите YouTube, если хотите получить полезные теоретические знания. Это даст вам гораздо большую плотность полезной информации, чем в автошколе.

Так вот прям перед экзаменом я узнал, что (внезапно) время на упражнение скоростное маневрирование ограничено и составляет максимум 35 секунд. Но еще одним нежданчиком был факт, что время заканчивается после того, как выехал за стоп линию и до этого успел переключиться на нейтраль, поднять руку, включить первую и выехать за линию. Проблема этих старых раздолбанных мотоциклов из автошкол в том, что нейтраль ОЧЕНЬ плохо ловится. Поэтому можно потратить всё время на ловлю нейтрали. И во время тренировок я не укладывался в нужное время как раз из-за того, что не получалось быстро поймать нейтраль. (лайфхак - ловить нейтраль уже в движении после последних ворот из этого упражнения). Решил я подумать логически и добавить себе время быстрым стартом))) В итоге перекрутил ручку газа, и ЗИД 150 стал подниматься на заднее. Сразу же сбросив газ, я вернул его на два колеса, но в моменте было довольно страшно (а кому бы не было страшно в первый раз на заднее встать?).

Первый мотоцикл после автошколы. Отличия существенные. Можно ли сравнивать? Да, можно. Да, управление такое же, но... Для начала стоит сказать, что когда садишься на мотоцикл с 800 см³ после 150 см³, то страшно вообще трогать ручку газа. Мощность другая, скорость другая, даже на холостом ходе 600-800cc мотоцикл движется быстрее, чем экземпляр из автошколы. Поэтому, если вы в первый раз садитесь на мотоцикл, то прокрутите у себя в голове информацию о том: что вы будете делать, если что-то пойдет не так и скорость станет слишком большой. Вроде бы ответ очевиден, но на самом деле нет. Время торможения и реакции зависит от знаний и от вашей посадки и расположения рук.

Масса и размер мотоцикла тоже другие, поэтому простейшие упражнения вроде габаритной восьмерки, которую удавалось делать на ЗИДе довольно ловко, на FZ8S уже не получаются также ловко. То ли время прошло много со сдачи экзамена, то ли к другому мотоциклу нужно привыкать. Ну и плюс, когда заваливаешь его на маленькой скорости, то удержать стало немного сложнее. Разница в массах: ЗИД 150 ~ 118 кг, Yamaha FZ8S ~ 215 кг.

Чем быстрее движется мотоцикл, тем он устойчивее. Но важно научиться управлению на околонулевых скоростях, это полезно при движениях в пробках и лучшего ощущения вашей техники.

Итак, нужно быть готовым, что пересесть со 150 кубиков на 600-700 кубиков связано с некомфортными ощущениями по началу. Когда я в первый раз в жизни тронулся на 800-ке, в моей голове мелькнули мысли: «Почему он так быстро едет на холостом ходе на первой передаче? Почему не так, как в автошколе? Почему слишком сильный отзыв на ручку газа? Почему я нервно держу сцепление и тормоз и не могу расслабиться?». Эти мысли прошли только после 10-15 минут катания. И то, не до конца.

Теперь я по-настоящему понял, почему люди с нормальным инстинктом самосохранения боятся литров. Это действительно страшно. Точнее смесь двух чувств: страх и восхищение мощностью. И первое чувство помогает тебе контролировать второе.

Почему мотоцикл устойчив во время движения? Почему можно наклонять мотоцикл в повороте и он не падает?

Куда же без физики на этом канале, господа?

Нашел две интересные статьи по теме вопроса:
1.
Мотоцикл в повороте
2.
Устойчивость и управляемость мотоцикла: от чего зависят и как на них повлиять

Для начала и для подумать вот вам интересная картинка про контрруление

Поняли принцип? Да, тут не всё так просто. Скорее всего, это надо почувствовать, а не понять на рисунках
Поняли принцип? Да, тут не всё так просто. Скорее всего, это надо почувствовать, а не понять на рисунках

В статьях выше есть детальных разбор движения мотоцикла. Но я бы хотел кратко и простыми словами описать некоторые замечания об устойчивости.

-8

Возьмем сечение мотоциклиста в плоскости рисунка и представим, что ось Y - направлена вверх, ось X - направлена вправо. Тогда важными точками будут: С - центр тяжести и О - примерная точка сцепления с дорогой.

Можно ли как-то просто оценить угол наклона мотоциклиста с помощью школьной физики?

Можно расписать законы Ньютона и устойчивость мотоциклиста по вращательному движению относительно точки О. От чего же тогда будет зависеть угол наклона мотоцикла в его устойчивом состоянии во время поворота? Вы, наверное, уже догадались, что от скорости и от радиуса кривизны траектории (поворота). Покажем это:

-9

◼ Получается, что чем больше скорость, тем заметнее нужно увеличить угол в сторону поворота, чтоб сила инерции не перевернула нас в обратную относительно поворота внешнюю сторону.

◼ Чем больше гравитационное притяжение, тем меньше угол наклона мотоцикла нам бы понадобился, для удержания баланса. То есть, если бы мы делали тот же самый поворот на Юпитере, то не нужно было бы так наклонять свой бак.

◼ Чем меньше радиус поворота, тем сильнее нам нужно наклонить байк, чтобы на заданной скорости поймать баланс и пройти данный поворот.

Интуитивно все эти вещи понятны и ощутимы на практике, но так ли просто в реальности? На самом деле нет. Скорость меняется, подвеска сжимается, высота центра тяжести гуляет, радиус поворота может уменьшаться, приветствия на дороге могут заставить оттормаживаться прямо в пороте.

Ничего не забыли мы с вами? А как же тот самый гироскопический эффект? Он делает байк устойчивым, но в то же время мешает закладывать мотоцикл внутрь поворота. Почему же так происходит? Действительно, ли этот момент ощутим?

Этот вопрос рассмотрим с вами в следующей заметке. Если вам интересна эта тема, то поддержите обратной связью 😊

🚲V-Байкер — Канал с полезными заметками по мото- и вело- тематике. Всё для любителей байков.

Первые замечания и наблюдения, которые я выделил для себя при покупке мотоцикла

◼ Мотоцикл только отдаленно напоминает велосипед. Принципы удержания равновесия на малых скоростях схожи, но на мотоцикле это делать проще. Однак ловить его ногами при падениях сложнее.

◼ Чем быстрее, тем устойчивее. Но маневренность и управляемость зависит от скорости, ускорения, гироскопического эффекта, посадки, геометрии мотоцикла, напряженности рук, дорожного покрытия и многих других входных параметров.

◼ К стоимости байка нужно добавлять стоимость расходников, доделывания или ремонта, стоимость экипировки, стоимость аренды/покупки гаража, стоимость ТО и страховки. Пожалуй, транспорт является скорее пассивом или активом. Но если подрабатывать в доставке деливери-клаб, то может и можно в плюс выйти? :)

◼ Автошколы — это полное дно и выброс денег. К сожалению, там сидят бесполезные люди, которые даже адекватных советов не дают. Поэтому смотрите правильные каналы на youtube, где разбирается матчасть вождения на мотоцикле. Приведу примеры каналов, которые смотрю я:
https://www.youtube.com/@Jet00
https://www.youtube.com/@garage3084
https://www.youtube.com/@LANKARRA_S
Знающие люди советуют найти в своем городе мотошколу или
мотоджимхану.

◼ Проблему кубатуры двигателя должен каждый решить для себя сам. Заключается она в том, что низкокубатурные двигатели работают тяжело, с трудом завозят загруженные мотоциклы в горку (представьте путешествие в горы вдвоем на мотоцикле) и быстрее изнашиваются. Получается, что ресурс маломощных мотоциклов ниже, хоть они и более предсказуемые и безопасные для начинающих. Мотоциклы от 600 кубиков лучше справляются с любыми задачами, имеют высокий запас мощности, больший ресурс, но опасны из-за того, что провоцируют человека нарушать скоростной режим.

◼ Внезапно (!): в руководстве (инструкции по эксплуатации мотоцикла) очень много полезной информации. И если прочитать инструкцию, то отпадает большая часть глупых вопросов. Поверьте, вы не захотите столкнуться с этими вопросами на скорости или на безлюдной трассе в 500 км от вашего дома. Поэтому изучите инструкцию, а не используйте метода научного глупого тыка.

А вот вам полицейский аппарат, который способен поймать любых спортоводов:

-10

Понравилась статья? Поставьте лайк, подпишитесь на канал! Вам не сложно, а мне очень приятно :)

Если Вам нужен репетитор по физике, математике или информатике/программированию, Вы можете написать мне или в мою группу Репетитор IT mentor в VK
Библиотека с книгами для физиков, математиков и программистов
Репетитор IT mentor в telegram