Президент РФ Владимир Путин сообщил, что будет на связи с министром транспорта Виталием Савельевым для решения проблем с пробками на въезде на Крымский мост, попросив министра сообщать, если понадобится какая-либо помощь.
- «Виталий Геннадьевич, мы с вами будем на связи постоянной. Если нужна какая-то дополнительная помощь с моей стороны, скажите об этом», — заявил глава государства на совещании с правительством во вторник.
- «У меня просьба работать слаженно вместе со всеми службами — с региональными, с транспортным ведомством, с МЧС, с МВД. Все, что возможно сделать для граждан, нужно сделать.
- Если действительно не избежать этих больших пробок, то хотя бы помочь им нормально перенести то время, которое они вынужденно тратят на въезд на Крымский полуостров», — подчеркнул он.
Как сообщил министр транспорта Виталий Савельев, количество автомобилей в очереди на Крымский мост ожидаемо увеличится к выходным. В связи с этим, добавил он, Министерство обороны РФ готово предоставить два десантных корабля для перевозки автомобилей через Керченскую переправу. О том, поможет ли это, мы ранее уже писали.
Что еще можно сделать?
Губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев считает, что туристы на легковых автомобилях могут использовать транспортный коридор в Крым через новые регионы. Путин с этим согласен, но, по его словам, направить поток туристов в Крым через новые регионы России, минуя Краснодарский край, можно будет только с соблюдением всех мер безопасности. А можно ли обеспечить эту безопасность? Что еще остается курортникам? Ждать? Или плюнуть на все и уехать в Сочи?
А может, пробки на въезд на Крымский мост искусственны? Кому они выгодны? Ведь раньше их не было…
- — Честно говоря, автозаторы длиной до тринадцати километров, как это было 3 июля, я не припомню, — говорит крымский журналист Сергей Кулик.
- — В чем причина? После террористического акта на Крымском мосту наши служивые решили перестраховаться, досматривая сейчас даже автомобильные бардачки и женские косметички. Крымский министр транспорта Николай Лукашенко еще 1 июля заявил, что пробка образовалась из-за медлительности служб досмотра на пропускных пунктах.
- Как рассказывают очевидцы, досмотр легковых машин порой затягивается до двух часов. Легковых, потому что в пробке оказались владельцы легкового автотранспорта. Грузовиков в очереди нет — на Крымский мост их не пускают, отправляя в Крым через новые территории. А представьте себе, что бы там творилось, если бы в очереди стояли и фуры!
«СП»: Что или кто мешает сделать неограниченное количество досмотровых постов? Получается, что пробка стоит, а мост пустой. Для чего его тогда строили? Не предусмотрели такого развития событий?
- — В первую очередь это, пожалуй, связано с нашим извечным разгильдяйством. Видимо, для кое-кого из нашего силового начальство было настоящим открытием, что в июле, в самый разгар курортного сезона, оказываются, граждане России имеют привычку проводить отпуск в Крыму.
- Хотя я не исключаю и коррупционную, частнособственническую составляющую этой проблемы. Ещё до 2014 года воротилы курортного бизнеса Крыма и Кубани жестко конкурировали друг с другом, стремясь перехватить клиентов.
- Я прекрасно помню, как из года в год, стабильно с началом курортного сезона, в российских СМИ, в том числе и на федеральных телеканалах, появлялись репортажи-страшилки о чрезвычайном загрязнении черноморского побережья Крыма, о каких-то холерных эмбрионах в пресноводных водоемах полуострова. И сейчас многокилометровая очередь-то образовалась на территории Краснодарского края, и крайне медленный досмотр производят кубанские силовики.
- Давайте гипотетически смоделируем такую ситуацию. Местные курортные олигархи зубами скрежещут, видя вереницы машин, желающих отдохнуть в Крыму, а не, например, в Сочи. Переубедить при помощи рекламы нацеленного на отдых на ЮБК жителя Саратова или Пензы они уже не в состоянии.
- Что можно в таком случае предпринять, чтобы перенаправить поток курортников в «нужном» направлении? Можно создать для потенциальных клиентов конкурента максимум проблем. А имея устойчивые связи в местном административном аппарате, можно легко сделать так, чтобы досмотровые бригады прибегли к своеобразной «итальянской забастовке» — это когда сотрудники исполняют свои обязанности предельно строго, ни на шаг не отступая от параграфов служебной инструкции.
- И после восьмичасового стояния в пробке отец семейства может в сердцах махнуть рукой: «Эх, на Крыме свет клином не сошелся, а ведь рядом Тамань, да и до Сочи рукой подать».
- Поэтому, я бы — как версию — не отбрасывал такую причину нынешнего кризиса.
«СП»: Многие ли едут в Крым, даже несмотря на близость боевых действий? Никого это не отпугивает?
- — А когда нашего человека это останавливало? Вспомните события 2011-го года, когда на каирской площади Тахрир свергали президента Египта Хосни Мубарака. В столице стрельба, погромы, западные туристы спешно пакуют чемоданы. Зато цены в отелях Шарм-эш-Шейха упали, и поток российских туристов, посетивших Египет в августе 2011 года, вырос на 23% по сравнению с тем же месяцем предыдущего мирного года, составив 191 тысячу человек.
- Именно такие цифры приводил тогда посол Египта в России Алаа Эльхадиди. А Крым — не тогдашний Египет, здесь не так опасно, да и ПВО надежно прикрывает крымское небо. Почему бы и не посетить «орден на груди планеты Земля», как однажды назвал Крым Пабло Неруда.
«СП»: Минтранс запросил помощь больших десантных кораблей ВМФ для работы на паромной переправе. Это выход?
- — А чем может помочь БДК, который способен принять десять танков или двадцать автомобилей? Проблема все же не в Крымском мосту, а в медленном досмотре.
«СП»: Краснодарский губернатор заявил, что туристы могут ехать в Крым через новые регионы. Если никто не боится, может, пусть едут? Или опасно все же?
- — Есть такой маршрут: «Ростов-на-Дону — Мариуполь — Мелитополь — Джанкой», а дальше куда хочешь — либо на Тарханкут, либо на ЮБК, либо в Феодосию. По пути, кстати, за Мариуполем, можно заехать в Бердянск, Геническ или на Арабатскую стрелку.
- Там тоже можно хорошо провести лето — пляжи Азовского моря вообще замечательны, особенно для детей: и мягкий песочек, и море не глубокое. Лично я больше люблю не черноморское, а азовское побережье. Но я бы не советовал этот путь. Досмотры на границе с ДНР, а затем в Херсонской области с Крымом никто не отменял, а на них тоже можно потерять время. Плюс на этих территориях действует комендантский час.
- А это значит, что ночью автомобилист не сможет проехать по дороге, и ему придется где-то ночевать. К тому же, если вы едете с детьми, не стоит травмировать их психику и ехать через города, в которых еще недавно смерть косила свою жатву. Мариуполь-то частично отстроили, но следы войны, разрушенные дома еще остались. Лучше подождать возле Крымского моста. Быстрее будет.
«СП»: Путин сообщил, что взял на контроль пробку на Крымском мосту. Что это значит? Вопрос будет решен? Когда? Аксенов заявил, что в августе перед Крымским мостом может возникнуть пробка в обратном направлении. То есть проблема не будет решена и через два месяца? И через полгода? И через год???
- — Держу пари, в конце лета такой пробки не будет. Крымское руководство умеет учиться на чужих ошибках.
- — Если вопрос в том, чтобы дать пинка, то вопрос будет решён, и быстро — уверен главный редактор «Форум.мск» Анатолий Баранов.
- — Но я думаю, пинком тут дело не ограничивается. Люди жалуются на тщательный досмотр, который занимает много времени. На границе, к примеру, есть норматив на время досмотра. Но здесь Минтранс и его ЧОП, а норматива нет. Досматривают, сколько хотят, оправдывают это реальной террористической угрозой. Так можно создать пробку и до Нового года…
- Я много раз проходил там досмотр, и на мост, и еще раньше на паром. Там всё для досмотра есть, причём пропускная способность большая, тем более и сейчас открыли 80 дополнительных точек досмотра. Это очень много, а пробка всё равно стоит. Так в час по чайной ложке можно и десять машин досматривать сутки. Норматива же нет, вот насколько у меня фантазии хватит, столько раз я вам в трусы и залезу, а вдруг у вас в трусах взрывчатка?
«СП»: А что, так много народу едет в Крым?
- — Крым пустой, народу едет не больше обычного, сезон только начался, он в Крыму поздно. Это чисто бюрократическая проблема.
«СП»: Дополнительные плавсредства не помогут решить проблему?
- — Так пробка не на паром, кажется, а на мост. Зачем дополнительные плавсредства? Лучше дополнительно профессиональных таможенников.
«СП»: А как насчет новых регионов? Может, и правда перенаправить часть потока туда?
- — Через новые регионы хорошо, но они мост на Чонгаре разве уже починили? Ну, и есть риск, что опять прилетит.
«СП»: Какие еще варианты остаются туристам? Ждать на мосту? Воспользоваться паромом? Или плюнуть и ехать отдыхать в Краснодарский край? Как эта ситуация скажется на туристической привлекательности Крыма?
- — Конечно, на привлекательности Крыма это скажется. У меня вот квартира есть в Крыму, я могу работать дистанционно, но я не еду — не хочу стоять в пробках. И таких, как я, много. А что говорить о тех, для кого это вообще вопрос выбора?
- Конечно, они в Крым не поедут. И тут украинский терроризм сильно проигрывает нашему идиотизму. Наши круче! А ведь с первого года присоединения Крыма я пишу: нужны паромы для туристов, как в Скандинавии, из Таганрога, Ростова, Ейска в порты Крыма. В Таганроге даже пассажирский морской вокзал построен, но закрыт — нет рейсов. Ни паромов, ни «Комет» — ничего. Заперто.
- А могло бы по популярности соперничать с рейсами из Хельсинки и Таллина. Азовское море теплей, Крым интереснее Швеции с её озёрами Веннерн и Веттерн — бывал я там, классно, но Крым лучше…