Павел Степанович Нахимов имел знатное происхождение, но в своём роду именно ему было суждено вознестись на недосягаемые для многих высоты истинной славы, ведь гордое звание «нахимовцев» носили, носят и будут носить миллионы воспитанников названных в его честь училищ. Будущий герой Синопской битвы и вложивший свою душу в оборону Севастополя середины 19 века флотоводец и адмирал родился 221 год назад, 5.07.1802 г. в Вяземском уезде Смоленской губернии.
Происхождение
Родословная Нахимовых действительно имела древнее происхождение, но к девятнадцатому столетию его представители не могли похвастаться богатством. В семье Степана Михайловича и Феодосии Ивановны было 11 детей, Павел родился седьмым. Сохранились воспоминания, по которым позднее он будет не раз с гордостью подчёркивать, что его предки — из запорожских казаков. В одной из бесед с представителем церкви он полушутя удивляется, откуда в его роду такая любовь к морю, ведь на Полтавщине его не было.
Выбор профессии у Павла был определён ещё в раннем детстве. Можно сказать, что он и не выбирал свой путь: родившись в семье, где военными были практически все представители мужской половины, он поступил и окончил с отличием Морской кадетский корпус. Один из сокурсников, с которым дружил кадет Нахимов — составитель «Толкового словаря» Владимир Даль.
В отдельных местах историки трактуют поступление пятерых братьев Нахимовых в морские кадеты как попытку решить финансовые проблемы семьи государственным обеспечением подрастающих детей. Может быть, отчасти это и верно в отношении других, но Павел действительно с детства был влюблён в морскую стихию.
Пятнадцатилетний мичман брига «Феникс» многих впечатлял и своими глубокими познаниями морских сводов, и самой влюблённостью в море и службу на нём. Историки и биографы отмечали, что казалось, его уже в те годы ничего и не интересовало более, чем служение морской стихии.
Первые испытания
Всего через пять лет после первого плавания молодого моряка берёт под свою опеку капитан второго ранга М.П. Лазарев, для которого Нахимов останется верным учеником на всю жизнь. Вместе они отправляются в трёхлетнее путешествие на «Крейсере», оно было для Павла временем набора необходимых для будущего капитана навыков. Экспедицию он закончил лейтенантом и был награждён Орденом Св. Владимира. Путешествие не было лёгким, у берегов Америки, например, вахтенный журнал фиксирует, что офицер Нахимов был на волоске от гибели, спасая матроса.
Честность с юных лет была отличительной чертой этого человека, он совершенно не был способен ни на какие интриги, этим нередко пользовались случайные люди, но как будто какая-то высшая сила сохраняла его во всех обстоятельствах. Например, не стал он отрекаться от друзей, участвовавших в восстании 1825 г. на Сенатской площади, хотя их взглядов и не разделял. Следствие не усмотрело в его действиях связи с этими событиями.
Боевым же крещением Павла Степановича стало сражение, вошедшее в историю как Наваринское (1827 г.). Объединившись с бывшими в союзниках Францией и Англией, российский флот оказывал посильную помощь восставшим грекам, и эта морская битва сыграла свою существенную роль, ведь именно в ней турки потерпели сокрушительное поражение. Особенно отличился «Азов», на котором служил в то время Нахимов: корабль был максимально близок к неприятелю, и стреляли там не из пушек, а из пистолетов. После сражения один из особо геройствовавших в битве, П. Нахимов, был пожалован званием капитан-лейтенанта и орденом Св. Георгия. Примечательно, что матросы под его командованием никогда не роптали, потому что видели боевой пример своего командира.
Ещё один примечательный эпизод, свидетельствующий о беспримерной отваге молодого капитана и его уверенности, помноженной на знания военно-морского ремесла, связан с блокадой знаменитого пролива Дарданеллы, которое он осуществлял во время турецкой кампании 1829 года, командуя захваченным у неприятеля корветом «Наварин».
Возращение к учителю
Судьба вновь свела нашего героя с уже адмиралом М.П. Лазаревым на Черноморском флоте, где оказался на службе получивший звание капитана первого, а затем и второго ранга Нахимов в 1830-е годы. Без всякой пощады относясь к собственным силам и работая порой буквально на износ, Павел Степанович всячески защищал простых матросов, за что те были ему безмерно благодарны и при каждом удобном случае с гордостью подчёркивали, что они служат у Нахимова. Называли его и «отцом-благодетелем».
На всех этапах своего жизненного пути Нахимов не просто любил военно-морское искусство, но и старался привнести в него что-то новое, выведенное из практики. Именно поэтому в уставных документах тех лет довольно много предложенного лично им, особое внимание он уделял и разработке системы воспитания. Внёс свою лепту он и в искусство построения кораблей, поэтому на его суднах были отточены взаимодействие команды и системы навигации.
Личная жизнь и семья
Официальная версия биографии говорит об отсутствии законного брака у «женатого на море» флотоводца, но есть сведения о трёх незаконнорожденных сыновьях от имевшей с ним роман особы. Отдельные биографы называют и её имя — Рахель, утверждая, что ей удалось воспитать достойных отца детей. Как бы то ни было, никто и никогда не считал Нахимова падким на женщин, у него просто не было времени на развлечения. Возможно, повлиял и полученный в молодости отказ при сватовстве, который также не подтверждается официальной биографией.
Зенит славы
Зенитом славы для Нахимова стала Крымская война (1853-1856 гг.), которую он встретил в должности вице-адмирала, а в ходе боевых действий стал и адмиралом. Именно там, в Синопской бухте, несмотря на сильнейший шторм, состоялось сражение, где командовавший П. Нахимов сумел нанести решающее поражение флоту под командованием знатного турецкого военачальника Осман-паши. Последний даже был пленён. Флот турецкого государства был полностью разгромлен, но интриги союзников не дали России воспользоваться победой: Франция и Англия объявили Российской империи войну.
Сражался до конца
Высадка интервентов в Крыму и последующая осада Севастополя, служившего главным форпостом Черноморского флота, стали логическим продолжением военных действий. Оборона города требовала деятельного участия многих флотоводцев, среди них был и адмирал Нахимов. Особенно тяжело ему далось решение командования затопить корабли, чтобы перекрыть бухту, не давая вражескому флоту пройти в Севастополь морем. Этот шаг был объясним, ведь корабли союзников уже были оснащены паровым двигателем, а российский флот ещё использовал паруса. Но большинство морских командиров, включая Нахимова, не приветствовали это, поэтому были мрачны и с трудом сдерживались, чтобы не ослушаться приказа.
Павел Степанович находил отдушину в практически постоянном дежурстве на четвёртом бастионе, где руководил обороной. Это место было под постоянным обстрелом противника, а однажды Нахимов даже выскочил с кортиком в руке. Но судьба была милостива к нему в тот раз.
Весной 1855 года атаки на Севастополь усилились, попытки отражения становились более вялыми, силы обороняющихся были истощены. Нахимов обещал сражаться до конца, так и случилось: 10.07.1855 одна из пуль попала ему в голову, через двое суток состояние ухудшилось, спасти героя не удалось.
Место погребения
Похороны любимца и матросов, и простых севастопольцев стали целым событием, дань уважения проявили даже вражеские корабли, приспустившие флаги. Прах адмирала покоится в склепе севастопольского храма равноапостольного князя Владимира, но останки дважды подвергались разграблению — вошедшими в город союзниками, позарившимися на золотые эполеты, и объявившими героя «царским приспешником» большевиками. Перезахоронение в 1992 году было проведено в торжественной обстановке, севастопольцы вновь отдали дань чести боевого адмирала.
Память
Память о Нахимове увековечена не только в названии созданных по приказу наркома ВМФ СССР в 1944 году военно-морских училищах, но и в множестве памятников, географических объектах, кинофильмах и т.д. Одна из высших воинских наград современной России — это орден Нахимова, им награждаются офицеры ВМФ, в том числе и посмертно. Количество награждений — 558. Есть и корабли, названные его именем, музейные комплексы, почтовые марки и монеты. Учитывая отсутствие законного брака у П.С. Нахимова, прямых потомков, доказавших своё родство со славным адмиралом, на сегодня нет, но остались представители рода по другой линии. Один из них, например, приходящийся флотоводцу праправнуком А.П. Нахимов. Бывший курсант Ленинградского Нахимовского училища активно изучает семейное древо и занимается написанием биографических произведений о своём предке. История Нахимовых продолжается и поныне.
Заключение
Код Памяти — портал, который помогает осуществлять сохранение памяти о героях и простых людях, благодаря оцифрованной информации любой пользователь имеет возможность прикоснуться к истории и узнать, как жили его предки. Чтобы можно было воспитывать подрастающее поколение на примерах из прошлого, они должны быть доступны в сети. Вспомнить былое можно и о тех, кто недавно ушёл из жизни, цифровой памятник может создать каждый. Пройдут годы, а память о людях, близких вам по духу или по крови, останется навсегда.
Завести страницу памяти и почерпнуть нужную информацию из прошлого нашей страны можно здесь. Изучая созданное генеалогическое древо, можно неожиданно узнать и о родстве с героями нашей страны.