Найти в Дзене
BFM.ru

Москва и Киев обвиняют друг друга в намерении взорвать Запорожскую АЭС. Комментарий Георгия Бовта

   Георгий Бовт.Михаил Фомичев/ТАСС
Георгий Бовт.Михаил Фомичев/ТАСС

Оснований для заявления о наличии взрывчатки на крыше энергоблоков Запорожской АЭС, которое сделал президент Украины Владимир Зеленский, нет, утверждает советник главы концерна «Росэнергоатом» Ренат Карчаа. «Зачем нам взрывчатка там? Это бессмыслица для поддержания напряжения вокруг ЗАЭС. Для нас приоритет — ядерная безопасность», — сказал Карчаа. Накануне он говорил, что Киев готовит ракетные удары по ЗАЭС, которая является самой крупной атомной станцией в Европе. С 1 сентября на АЭС дежурят несколько специалистов МАГАТЭ, которые периодически меняются. Чем вызвана нынешняя эскалация ядерной риторики?

В последнее время со стороны Украины участились обвинения России в намерениях либо просто взорвать АЭС, либо имитировать атаку со стороны ВСУ с той же целью. На днях президент Украины Владимир Зеленский вообще заявил, что российские военные установили на крыше нескольких энергоблоков ЗАЭС «предметы, похожие на взрывчатку». Тогда же он довел свою обеспокоенность до президента Франции Эммануэля Макрона. Однако даже в западных СМИ пересказ таких обвинений чаще всего сопровождается оговоркой о том, что они не подкреплены доказательствами.

Советник гендиректора концерна «Росэнергоатом» Ренат Карчаа также заявлял, что ВСУ собираются атаковать ЗАЭС ночью 5 июля, сбросив на станцию боеприпасы с радиоактивными отходами. Этого, однако, как мы уже знаем, тоже не произошло. Зато заставило некоторых западных союзников Украины обратиться туда за срочными консультациям в ночь на 5 июля.

Минздрав Украины, поддерживая градус напряжения, выпустил рекомендации для населения на случай взрыва на электростанции. Вполне предсказуемый ход.

В который раз уже за последний год один драматический сюжет сменяет другой в сопровождающей боевые действия информационной войне. Как только сюжет с обрушением дамбы Каховской ГЭС ушел с первых страниц мировых СМИ, притом что широкая обывательская публика так и не поняла, кто это все-таки сделал, как стали раскручивать тему возможной ядерной катастрофы.

Вне зависимости от истинных намерений и действий противника подобные сюжеты используются для политического давления на него. В июне, после того как глава украинской разведки Кирилл Буданов заявил, что Россия готова организовать техногенную катастрофу на Запорожской АЭС, взорвав искусственный водоем, необходимый для охлаждения электростанции, МАГАТЭ эту информацию фактически опровергло. Хотя на всякий случай заявило, что не имеет полного доступа ко всем площадкам на АЭС. По данным МАГАТЭ, его специалисты смогли проинспектировать части системы охлаждения АЭС, в том числе некоторые участки по периметру большого пруда-охладителя, в котором до сих пор сохраняется стабильный уровень воды, необходимый для охлаждения реакторов.

Эксперты МАГАТЭ также проводят регулярные обходы реакторных установок и других территорий вокруг площадки. Так что, по крайней мере еще недавно горячая тема коллапса системы охлаждения станции после разрушения Каховской дамбы и слива водохранилища, откуда происходила подпитка воды, отчасти рассосалась.

Однако тогда же представитель МИД России Мария Захарова заявила: тот факт, что украинские власти провели учения по радиационной безопасности и установили дополнительные приборы для измерения радиации в нескольких городах, означает подготовку Киевом радиологического теракта. Так что Москва в этом плане «держит информационный удар», отвечая выпадом на выпад.

В свою очередь глава МАГАТЭ Рафаэль Гросси по итогам инспекции, проведенной 30 июня, достаточно однозначно заявил, что никаких взрывчатых веществ в расположении станции не обнаружено. Опровержения МАГАТЭ — но так, чтобы без резкостей в адрес какой-либо стороны, — не сдерживают потока взаимных обвинений, которые происходят с регулярностью раз в два-три дня. Можно ожидать, что кульминация ядерной риторики может настать по мере приближения саммита НАТО в Вильнюсе 11-12 июля.

Также обвинения против России в намерении совершить техногенную катастрофу с ядерным подтекстом могут играть роль постоянного напоминания о том, что Евросоюз до сих пор не ввел полномасштабные санкции против корпорации «Росатом», а США еще не признали Россию страной — спонсором международного терроризма. Возможно, имеется расчет и на то, что отказ НАТО предоставить уже сейчас, в Вильнюсе, Украине формальное приглашение на вступление в альянс будет компенсировано усилением санкций против Москвы за якобы «ядерный терроризм».

Что еще обращает на себя внимание, так это то, что нынешняя эскалация риторики не подвигла пока никаких европейских политиков, например президента Макрона или канцлера Шольца, к попыткам установить какие-то контакты с Москвой, чтобы обсудить, казалось бы, столь острую проблему. Тем более что оба недавно заявляли, что надо сохранять каналы коммуникаций, в том числе на высшем уровне. Такое поведение может, впрочем, свидетельствовать как о том, что там считают, что на текущий момент проблема искусственно раздувается, а на самом деле ситуация под контролем, так и о том, что в Европе считают любые подобные разговоры с Москвой в сложившейся ситуации совершенно бесполезными.

Так или иначе, ощущение подвешенного на стене чеховского ружья, которому еще предстоит выстрелить в последнем акте, сохраняется. Ядерный сюжет явно далек от завершения.