Найти тему
Dot-Dot ru

Логистика грузоперевозок Беларуси: что изменилось после санкций?

Рынок грузоперевозок уже не первый год лихорадит. Сперва он просел из-за пандемии, затем России и Беларуси пришлось перестраивать логистические маршруты из-за санкций со стороны Европейского Союза.

Индекс эффективности логистики (LPI) не публиковался с 2018 года из-за пандемии коронавируса. Зато в 2023 году выяснилось много интересного: в отчете Всемирного банка Беларусь заняла не самую почетную 79-ю позицию, однако 5 лет назад она была на 103-м месте. А это значит, что Беларусь поднялась на 24 позиции.

Самые высокие оценки страна получила в таких пунктах, как:

  • качество инфраструктуры, связанной с логистикой и транспортом;
  • соблюдение сроков доставки грузов;
  • эффективность процедур пересечения погранпереходов.
Расположение логистических центров Беларуси
Расположение логистических центров Беларуси

Рассказываем, какие изменение произошли в логистике Беларуси за последние годы, что происходит теперь на важных для страны маршрутах.

Россия — базовый маршрут для белорусских грузоперевозчиков

Торговые отношения между Россией и Беларусью постепенно все более улучшаются. Упрощаются условия грузоперевозок, регулируются законодательные вопросы.

В качестве логистического партнера для Беларуси Россия занимает лидирующие позиции как по экспорту, так и по импорту. За первые три месяца текущего года был зафиксирован рост заявок на грузоперевозки между нашими странами — на 65 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос объем поставок из Беларуси в Россию и на 11 % из РФ в Беларусь.

В конце 2022 года была отменена разрешительная система перевозок и снят запрет на перевозку по территории России транспортными средствами другой страны. А уже в начале этого года в РФ был принят закон, разрешающий транспортировать грузы между различными городами в России логистическим компаниям из стран ЕАЭС.

Правда, в силу он вступит лишь в 2025 году, когда будут урегулированы все законодательные противоречия. Но условия грузоперевозок уже разработаны:

  • Грузоперевозчик должен совершить в России выгрузку, то есть приехать на территорию нашей страны уже груженым.
  • За один рейс на одном и том же транспортном средстве можно совершить до трех транспортировок грузов между разными пунктами в РФ в течение недели.
  • Предупреждать о намерении транспортировать груз по территории России необходимо заранее, чтобы дождаться от Минтранса ее одобрения.

Казалось бы, почему возможности использования этих условий придется ожидать целых 2 года? Все довольно просто: у стран ЕАЭС слишком разные законодательства, и урегулировать все вопросы так, чтобы все стороны были довольны результатом, планируется лишь к 2025 году.

В 2022 году взаимный товарооборот между Россией и Беларусью составил рекордные 50 млрд долларов
В 2022 году взаимный товарооборот между Россией и Беларусью составил рекордные 50 млрд долларов

Что касается снятия всех ограничений на взаимные грузоперевозки, то тут еще сложнее: их будут устранять поэтапно в течение последующих 7 лет.

Казахстан — усложнение взаимоотношений

До введения санкций в Казахстане действовал закон, согласно которому грузоперевозчики не имели права осуществлять перецепку или перегрузку на территории страны, не являющейся пунктом погрузки или разгрузки. То есть если фура следовала через Казахстан из одной страны в другую, то она должна была преодолеть весь свой маршрут от начального до конечного пункта.

После введения санкций и вплоть до 2022 года этот запрет был отменен, что открывало для белорусских логистических компаний широкие перспективы. К примеру, фуры могли забрать груз на границе с ЕС и провести его через Казахстан. Однако в начале 2023 года закон вновь вступил в силу, что вынудило грузоперевозчиков перестраивать маршруты. И только в конце весны запрет вновь был отменен — до начала 2024 года.

Подобные меры объяснимы тем, что Казахстан действует в интересах своих грузоперевозчиков: после введения санкций в страну хлынул поток белорусских и российских фур. За первые три месяца текущего года по сравнению с аналогичным периодом 2022 года грузопоток в страну вырос в 2,5 раза, из нее — в 4 раза.

Власти Казахстана сняли запрет на перецепку грузов для фур из России и Беларуси
Власти Казахстана сняли запрет на перецепку грузов для фур из России и Беларуси

Польша — взаимные ограничения

1 июня Правительство Польши ввело запрет на перемещение по территории своей страны грузовиков с белорусскими и российскими номерами. В ответ Беларусь в апреле приняла запрет для грузовых автомобилей и тягачей, зарегистрированным в странах ЕС, передвигаться по территории республики.

До этого, зимой, Польша закрыла пункт пропуска «Бобровники» и ограничила движение на загранпереходе «Кукурыки». Причем ограничение коснулось и перевозчиков из других государств — Молдовы, Китая, Казахстана и т. д., притом что другие страны ЕС им подобные запреты не вводили.

Власти Литвы также намерены до конца 2023 года ограничить въезд на пунктах пропуска «Твярячус» и «Шумскас» для белорусских грузоперевозчиков. Пересекать границу будут иметь возможность только легковушки и лишь днем.

Очередь более тысячи фур между Беларусью и Латвией
Очередь более тысячи фур между Беларусью и Латвией

Другие маршруты — перспективы

Беларусь активно осваивает логистические маршруты, выстраивая дружеские отношения с другими странами — Турцией, Ираном, Арменией, Азербайджаном, Китаем. Страны вводят безразрешительные системы перевозок, заключают договоры, налаживают новые схемы поставок.

Компания Точка-Точка https://dot-dot.ru Быстро заказать грузопервозку