Найти в Дзене

Незаконная сестра Тургенева: как сложилась ее жизнь и почему ее потомки остались последними известными родственниками писателя?

Оглавление

Знали ли вы, что у великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева была сестра? И что эта сестра приходится родственницей еще одному известному писателю – Льву Толстому? Сейчас подробно расскажем, как так вышло.

Начнем с того, что у Тургенева была два брата. Один умер в довольно молодом возрасте, а второй прогневил мать, женившись на камеристке. Все трое сыновей родились у Тургеневых в первые несколько лет брака, но дальнейшая жизнь супругов не заладилась. Отец писателя часто изменял жене, а ближе к концу жизни начал болеть и ослабевать. Тогда-то в дом Тургеневых и пригласили доктора – Андрея Евстафиевича Берса.

Мать Тургенева - Варвара Петровна Лутовинова
Мать Тургенева - Варвара Петровна Лутовинова

То ли в отместку за годы измен, то ли из праздного увлечения, но Варвара Петровна, мать писателя, завела с этим доктором роман, который, несмотря на разницу в возрасте, кончился беременностью. Рожать Варвара уехала, как было принято в таких случаях, подальше от чужих глаз – за границу. Там она родила дочь и примерно в то же время от обострения болезни скончался ее муж. Казалось бы, она – вдова, возлюбленный доктор свободен, но, очевидно, познавшая супружескую жизнь не с лучшей стороны Варвара узаконить отношения не захотела. Дочь, названная так же Варварой, была объявлена сиротой, а в крещении взяла фамилию и отчество соседа – Николая Богдановича.

А молодой врач Андрей Берс в скором времени женился на другой. От этого союза родилось три девочки, одна из которых – Софья, Софья Андреевна, выйдет потом замуж за Льва Николаевича Толстого. Получается, что Варвара Богданович приходилась Тургеневу единоутробной сестрой, а Софье Андреевне Толстой – единокровной.

Несмотря на свой незаконный статус, Варвара Богданович получила хорошее образование. Она считалась воспитанницей своей матери и получала весь уход и заботу наравне с законными детьми помещицы. Некоторые исследователи даже отмечают, что к дочери Варвара Петровна относилась лучше, чем к сыновьям, поведением и жизненными выборами которых была недовольна, а дочь она всегда могла держать в зоне своего контроля.

Фотография Варвары Богданович-Житовой
Фотография Варвары Богданович-Житовой

Любопытно, что сама Варвара о своем происхождении, похоже, даже не догадывалась. Она оставила после себя подробные воспоминания, которые проливают свет на отношения и порядки в доме Тургеневых, характеры его обитателей. Так вот, в этих воспоминаниях слово «мать» употребляется лишь как цитирование или при описании родства Варвары Петровны и сыновей. Иными словами, Богданович ни разу не называет Варвару Петровну матерью. Красноречиво о выдуманной истории ее появления не свет говорят первые строки воспоминаний:

«Въ 1833 году, нѣсколькихъ дней отъ рожденія, я была, съ согласія моихъ родителей и по желанію Варвары Петровны Тургеневой, матери Ивана Сергѣевича Тургенева, принесена въ домъ ея и принята ею въ качествѣ воспитанницы, или вѣрнѣе, пріемной дочери, какъ то и будетъ видно изъ моихъ воспоминаній о семьѣ Тургеневыхъ.»

Сама Тургенева, кстати, называла себя матерью в разговорах с воспитанницей. «…я была болѣе сирота, нежели ты, потому что у тебя есть мать, а у меня не было матери,» - говорила она Варваре.

Варвара Николаевна Богданович прожила в родном доме до 17 лет. Потом она вышла замуж за соседского помещика и сменила фамилию, став Житовой. Именно под этим именем ее знают жители Егорьевска, куда она переехала с мужем. В этом городе до сих пор сохранился дом, где она прожила без малого полвека. Те, кто был у нее дома, вспоминают, что комнаты были увешаны портретами Ивана Сергеевича и разными реликвиями, связанными с его жизнью и творчеством. Самым ценным предметом считался юношеский портрет брата. В небольшом и преимущественно деревянном Егорьевске пожары были часты и в таких случаях именно этот портрет первым выносили «спасать».

Иван Тургенев в юности
Иван Тургенев в юности

Сам Тургенев о сестре также не забывал. Живя в Егорьевске, Житова получала от него письма, а пару раз даже деньги. Сама она всю жизнь проработала в гимназии. В совершенстве зная французский, немецкий и английский языки, она преподавала их школьницам. Местные жители считали Житову душой образованного общества егорьевцев. Помимо работы в гимназии, она писала очерки и статьи, ставила благотворительные спектакли и вообще часто помогала нуждающимся студентам.

Варвара Николаевна Житова в гимназии. По центру в шляпе
Варвара Николаевна Житова в гимназии. По центру в шляпе

Варвару Богданович-Житову описывали так:

«…небольшого роста, гордо носила красивую, с седеющими буклями голову, наделённую породистым, с горбинкой носом. Во всей её манере держаться и говорить было нечто от московских аристократок – старух, от которых она переняла привычку пересыпать речь французскими фразами.»
Варвара Николаевна в старости
Варвара Николаевна в старости

У Варвары Николаевны была единственная дочь Надежда, тоже ставшая преподавательницей, и трое внуков. Ее потомки до сих пор живут в России, но большинство уехали из подмосковного Егорьевска в другие города.

Варвара Николаевна с внуками
Варвара Николаевна с внуками

У самого Ивана Тургенева была незаконная дочь – о ее истории мы рассказывали здесь. Но эта ветвь со временем прервалась. Так и получилось, что потомки Варвары Богданович-Житовой остаются последними живущими поныне родственниками знаменитого писателя.

Поставьте лайк этой статье, если было интересно и подписывайтесь на канал – здесь много увлекательного из мира литературы!

Читайте также: