Найти тему
Тёмный историк

Почему Деникин пошел на Москву, а не на «соединение с Колчаком»?

Московский поход ВСЮР (Вооруженных сил Юга России) под руководством А. И. Деникина начался в июле 1919 года. Позднее военачальника критиковали за это решение, особенно генерал П. Н. Врангель, будущий «преемник Деникина».

Деникин и Врангель постепенно стал настоящими врагами. Так что в своих мемуарах постарались выставить друг друга в невыгодном свете.

П. Н. Врангель и А. И. Деникин в Екатеринодаре, 1919 год.
П. Н. Врангель и А. И. Деникин в Екатеринодаре, 1919 год.

И здесь мы приходим к вопросу, о котором часто писали и пишут в комментариях, о потенциальном соединении колчаковских и деникинских армий. Мол, именно это предлагал Деникину мудрый Врангель, а Антон Иванович, такой-сякой, не послушал и «побежал на Москву». Врангель вообще был тем ещё энтузиастом и выдвигал различные предложения. Уже в период неудач белых «черный барон» будет советовать Деникину опереться... на помощь болгар, поляков и сербов.

Ну а про соединение деникинских войск с колчаковскими Врангель писал Деникину задолго до начала белогвардейского Похода на Москву.

«Ещё 4 (17) апреля 1919 года Врангель подал рапорт на имя главнокомандующего ВСЮР, в котором предлагал считать «главнейшим и единственным... операционным направлением — направление на Царицын, дающее возможность установить непосредственную связь с армией адмирала Колчака...» (с) Р. Г. Гагкуев. Гражданская война на юге России: «Поход на Москву» летом-осенью 1919 года.

Белогвардейцы в Царицыне, 1919 год.
Белогвардейцы в Царицыне, 1919 год.

Здесь все выглядит хорошо и замечательно, если мы ничего не знаем о контексте. Но контекст в данной ситуации важен. Во-первых, в апреле 1919 года колчаковцы действительно находились «не так далеко»: ещё продолжается «Бег к Волге», сибирские белогвардейцы ещё пытаются наступать на запад.

Но это был апрель 1919 года. А в июле 1919 года колчаковцев РККА уже «гнала за Урал». И где с ними соединяться тогда деникинцам, на Урале? Или уже в самой Сибири? И для чего? Чтобы выяснить «кто главный»? Так власть А. В. Колчака А. И. Деникин официально признал (хотя не все на юге были с этим солидарны).

А локальная связь между «южными и восточными» и так существовала, в смысле передачи сообщений, отправки посланников или даже целых групп офицеров. А ещё можно просто «посмотреть на карту», сразу станет ясным стратегический уровень врангелевских рапортов.

К моменту наступления Деникина колчаковцы были уже за Уралом фактически. Соединение имело бы смысл, находись силы Колчака на Волге. Но до Волги они так и не дошли.
К моменту наступления Деникина колчаковцы были уже за Уралом фактически. Соединение имело бы смысл, находись силы Колчака на Волге. Но до Волги они так и не дошли.

Для того, чтобы в «царицынском направлении» был смысл, сам Колчак сперва должен был дойти до Волги. Но он до Волги не дошел, а к июлю 1919 года сибирские белогвардейцы всё «катились и катились» на восток, по выражению А. П. Будберга. Альтернативой же для соединения были безлюдные и безводные степи.

Кроме того, условное «соединение белых» означало бы создание ещё более широкого фронта, который просто некем было бы держать.

Но есть в этой истории и второй «контекстный момент». Связан он с тем, что именно П. Н. Врангель будет наступать на Царицын и постоянно требовать у Деникина новых подкреплений для себя.

П. Н. Врангель.
П. Н. Врангель.

Не особо думая над тем, в каких условиях воюют те же «добровольцы» в центре, которые наступают на Москву. «Черный барон» возьмет Царицын со второй попытки, после того, как А. И. Деникин перебросит к нему танки и пехоту. В самом конце июня Царицын будет взят (более того, именно там будет оглашена «Московская директива» Деникина). И тогда уже будет понятно, что «колчаковский вариант» — бесперспективен. Колчаковцы далеко, идти «соединяться» с ними на Урал — бессмысленная затея.

Но рапорт Врангеля в апреле, скорее всего, был всего лишь попыткой военачальника «добыть побольше ресурсов» для своей армии, для своего направления.

Это вообще характерная история для Гражданской войны в России (да и не только для неё), в том числе и для красных командиров: «наше направление самое главное, дайте нам побольше всего на наш участок фронта, именно он решающий и судьбоносный».

Характерно, что летом 1919 года многие белые на востоке как раз и рассчитывали, что «Деникин возьмет Москву». То есть рассчитывали на взятие своими «коллегами» Москвы и Петрограда (Юденичем), а не на соединение с ними в Сибири.
Характерно, что летом 1919 года многие белые на востоке как раз и рассчитывали, что «Деникин возьмет Москву». То есть рассчитывали на взятие своими «коллегами» Москвы и Петрограда (Юденичем), а не на соединение с ними в Сибири.

Именно так и следует, на мой взгляд, смотреть на этот рапорт Врангеля. Позднее он будет им же «популяризован» в стиле «а я же говорил, что мы все неправильно делаем», приобрел характер памфлета для третьей стороны.

Соединение с Колчаком не спасло бы белых и не приблизило бы их победу. Таково мое мнение по этому вопросу. Тогда как «Поход на Москву» был рискованной импровизацией, но имел определенные шансы на успех и даже основывался на довольно «логичных» расчетах белого командования (о чем будет сказано подробнее). Другой вопрос, что эти расчеты оказались иллюзорными...

С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на моем You Tube канале. Недавно я завел телеграм-канал, тоже приглашаю всех!

Читайте также другие мои каналы на Дзене:

О фильмах, мультиках и книгах: Темный критик.