Олег Стрижак. "Мальчик".
Первый раз прочла книгу, которая начинается... с инструкции о том, как читать книгу.
Подтверждаю, инструкция не лишняя. Более того, я возвращалась к ней несколько раз в процессе чтения. Уточнить, правильно ли я поняла, от чьего имени написана та или иная глава и вообще, успеваю ли я за ходом мысли автора.
Вот насчёт хода мысли поподробнее. Если взглянуть на всю книгу сразу, то именно ход, а скорее, поток мыслей писателя и есть главное содержание. Поток этот не однороден. Местами лëгкий, даже возвышенный: влюблëнности, переходящие и не переходящие в любови, отсылы к литературным персонажам и историческим. Как, например, важно, куда именно прицепить мушку?
"... в моде мушки всех размеров, мушка звëздочкой на середине лба именуется величественной, на виске у самого глаза страстная, на носу дерзкая, на верхней губе кокетливая, у правого глаза тиран, на подбородке люблю да не вижу, на щеке согласие, под носом разлука... "
Местами же за мыслью уследить трудно. Сюжет становится алкогольно-тяжëлым, болезненно-больничным (это буквально). И трудно понять — кто, где и в каком времени.
Время вообще в книге понятие не стойкое, почти условное. Вот только что Пëтр, Екатерина, Преображенский полк, Пушкин, Гоголь... и уже 1969 год... или 1980. Как написано в одной рецензии — коллаж. Да, именно, очень подходящее слово.
Любой писатель (поэт) раскрывается в своих произведениях. И не важно, автобиографична вещь или нет. Человек всегда просматривается за строчками. Так вот, в этой книге автор открыт и откровенен. Перед нами писатель, человек, личность Олег Стрижак, его чувства, его жизнь. Я так увидела (хотя мне неизвестно, много ли в книге личного).
"... и ей я буду всю жизнь благодарен, потому что с ней я узнал, что такое ад семейной жизни... "
"... и вообще, мне везло лишь с нечëтными жëнами... "
Ещё одна особенность этого произведения — "Вариант". Текст, идущий параллельно основному в сносках, пояснениях. В нём присутствуют основные персонажи книги, исторические личности, литературные образы. Текста этого много. Читать одновременно основной текст и эти сноски физически невозможно (это и не советуется в инструкции). Зачем нужна эта параллель, не совсем понятно. Но автор так увидел. Ну чтож, ему видней.
"Господи, какое счастье, что я не умею писать. Зачем я пишу? Чтобы кошмар и бред сделать менее похожими на кошмар и бред? "
О ком пишет автор? О персонаже? О себе?
Вместо послесловия в этом издании статья Ники Стрижак, родной сестры автора. Пожалуй, посоветую тем, кто будет читать "Мальчика", прочесть эту статью перед чтением самой книги. Многое будет понятней.
И ещё. О чëм не сказала. Город! Великий и прекрасный, единственный и неповторимый. В каждой строчке этой книги — любовь, восхищение и преклонение перед ним.
Ника Стрижак приводит цитату из прессы: <<Если вы хотите узнать Петербург, читайте Достоевского, Белого и Стрижака>>.