Еще в детстве, когда читал эту сказку, всегда не понимал, ну что за бред?! Как можно не только ходить в стеклянной (хрустальной) обуви, а еще и танцевать в ней, бегать по каменным лестницам (а в итоге еще и потерять в спешке)?!
Я был отличником и имел пятерку по физике. Даже троечник должен понимать, что чем тверже материал, тем он более хрупкий. А следовательно, достаточно разок-другой стукнуть туфелькой по полу, как от нее останутся одни осколки.
И пес с ней, с туфелькой, но я еще и анатомию хорошо знал, т.к. готовился поступать в медицинский институт. А потому от одной только мысленной моделировки ситуации — что произойдет, если туфелька треснет на ходу, — меня передергивало (вас, наверное, тоже).
Как вы думаете, сколько будет порезано кожных покровов, потом перерезано мышц и сухожилий, не считая кровеносных сосудов и нервов? Все вокруг будет залито кровью, а владелица обуви никогда больше не сможет танцевать на балу. Не факт, что вообще ходить на двух конечностях будет, учитывая развитие медицины в то время.
Шарль Перро написал свою сказку в 1697 году, когда не было ни анестезии, ни хорошего скальпеля, ни атравматических нитей — вообще ничего для сшивания сухожилий, мышц и, тем более, сосудов. Про нервы и вовсе молчу, их по сей день не слишком-то успешно восстанавливают.
В общем, всем сердцем чуял засаду. Ну не совсем же больной на всю голову маньяк был этот Перро! И, о чудо, уже во вполне зрелом возрасте удалось узнать правду.
Конечно же, никаких стеклянных туфель, сапог и домашних тапочек, кроме сувенирных, в природе никогда не существовало и быть не могло. Даже в наше время до такого не додумались. Обувь мало того, что опасная, так в ней ходить невозможно, даже если ее вырезать из цельного куска горного хрусталя по отсканированной 3D-модели вашей ноги.
Когда Шарль Перро написал сие произведение, в моде были ботиночки, отороченные мехом специальной выделки (чаще беличьим). То, что это так и было, может лично подтвердить на ближайшем сеансе черной магии и общения с духами любовница короля Франции Людовика XIV — мадам Франсуаза Скаррон. Она обожала подобную обувь и многие модницы в буквальном смысле шли по ее стопам (в плане обуви, конечно, а не постели короля).
А вот переводчики с французского почему-то ступили (или плохо расслышали на слух) и как-то странно перевели слово vair (vairé, fém - vairée: с беличьим мехом). Они его восприняли, как verre — стекло, хрусталь.
Перро был не единственный, кто записал такую сказку, сюжеты с различной обувью были достаточно распространены. У братьев Гримм была похожая история, только там туфельки были расшиты золотом и серебром. В другом варианте обувь была из серебра или чистого золота. Где-то золотой была подошва, а где-то туфли были из красного бархата и расшиты жемчугом. Но вот Шарль Перро то ли пошел дальше всех в своих фантазиях, то ли описал реальную модную обувь, но его неправильно поняли.
В общем, Золушка (которая на самом деле вымышленный персонаж) отплясывала на балу, а потом неслась по лестнице в исчезающую на глазах карету вовсе не в стеклянных колодках на босу ногу, а во вполне себе удобных уггах.
В связи с этим у меня возникает только один вопрос. Как можно потерять зашнурованный ботинок, если только тебя не сбила гоночная карета на скорости свыше 100 километров в час?
Ох уж эти сказочки, ох уж эти сказочники! (с)