Авиагруппа "Неман" и ее участие в курской битве.
Курская битва по праву считается одной из переломных сражений второй мировой войны.В этом сражении с обоих сторон участвовало свыше
2 000000 солдат,6000 танков,29 000 орудий и минометов и 4000 самолетов.
В этой статье я бы хотел рассказать о участии французской авиагурппы "Неман" в сражении на курской дуге.
История формирования:
В 1942 году глава французского движения сопротивления-Шарль Де Голь, считая важным, чтобы французские солдаты служили на всех фронтах войны, решил направить войска на советско-германский фронт. 16 февраля 1942 г., он отправляет для этого миссию в составе генерала Пети и посла Роджера Гарро. Генерал де Голль планирует сначала отправить механизированную дивизию подразделение генерала Эдгар де Лармината, но столкнувшись с препятствиями английской оппозиции, добавляющей трудности к этому проекту, соглашается с мнением генерала Валина, командующего ВВС Свободной Франции, послать в Советский Союз авиационное подразделение.
В марте 1942 года французский национальный освободительный комитет «Сражающаяся франция» обратился к властям Советского Союза с предложением направить в СССР группу лётчиков и авиационных механиков для участия в боевых действиях против Германии. 12 ноября 1942 года СНК СССР утвердил постановление № 1806-850сс «О соглашении между командованием ВВС Красной Армии и Военным командованием сражающейся Франции об участии французских частей ВВС в операциях в Советском Союзе»
Участие в Курской битве:
В боях на курской дуге нередко разыгрывались сильные воздушные бои. В воздухе все чаще стали появляться большие группы немецких самолётов. Чтобы с ходу нанести им ощутимый удар, в небо одновременно поднимались две-три эскадрильи. Рано утром 5 июля 1943 г. немецко-фашистские войска перешли наступление одновременно на орловско-курском и белгородско - курском направлениях. О его начале летчики 303-й авиационной дивизии и эскадрильи "Нормандия" узнали утром 6 июля. 303-я истребительная авиационная дивизия и французская эскадрилья "Нормандия" провели в первый день наступления более десяти воздушных боев, сбив несколько фашистских самолетов.
На второй день с утра летчики «Нормандии» сопровождали штурмовиков 224-й авиационной дивизии. Прикрываемые французскими летчиками группы самолетов Ил-2 успешно выполнили боевую задачу и возвратились без потерь. Попытки истребителей противника атаковать штурмовиков вовремя пресекались французскими летчиками. Во второй половине дня летчикам "Нормандии" было поручено прикрывать переправу. Восемь экипажей во главе с капитаном Литольфом на самолетах Як-9 вылетели в район деревни Дурнево (на юге Калужской области). Едва "яки" появились над объектом прикрытия, как по радио передали о подходе с запада группы вражеских самолетов. По команде ведущего французские летчики пошли им навстречу, и смело вступили в бой. В завязавшейся короткой схватке капитан Литольф, лейтенанты Дюран и Кастелэн сбили по одному самолету Ме-110. Остальные "мессеры" беспорядочно сбросили бомбы, и ушли в западном направлении, не причинив никакого вреда нашим войскам.
Национальный праздник Франции (14 июля 1789 г. восставший народ захватил крепость Бастилию) был ознаменован победами: по одному самолету сбили майор Пуйяд, лейтенанты Альбер и Кастелэн. Однако и у французов с боевого задания не вернулся летчик Ж. де Тедеско. Что с ним случилось, никто не знал.
Вот несколько строк из воспоминаний ветерана авиаполка «Нормандия» – Франсуа де Жоффра, где он описывает жестокие бои с немцами в небе Орла:
"Бои следовали один за другим. Не проходило и десяти минут после посадки, как в небе, растерзанном взрывами снарядов, завязывалась новая схватка. 15 июля Тюлян и де Форж сбили два истребителя "Мессершмитт-110". Эти немецкие скоростные двухмоторные самолеты не обладали достаточной маневренностью. Русские "Яки" быстро пристроились им в хвост, и после первых пулеметных очередей все было кончено.
Бои достигли своего наивысшего накала 16 и 17 июля. Большой отряд "Нормандии", возглавляемый Тюляном, в 14 часов 30 минут столкнулся с плотной группой бомбардировщиков «Юнкерс-87» и сопровождавшей их группой истребителей «Фокке-Вульф-190», эшелонированных по высоте.
16 июля 1943 г. эскадрилья "Нормандия" прикрывала наступающие войска фронта. С запада показались два истребителя противника «Фокке-Вульф-190». Не успела группа Тюляна развернуться на запад, как показались 15 бомбардировщиков, прикрываемых истребителями. Первым с двумя другими летчиками в строй вражеских самолетов врезался капитан Литольф. За ним последовали еще три «яка». Капитан де Форж занял выгодное положение для атаки бомбардировщиков снизу сзади. Подошедшие четыре фашистских истребителя помешали ему открыть огонь, но за это один из них поплатился жизнью. Пока шестерка «яков» расправлялась с «юнкерсами», Тюлян и Альбер прикрывали ее от атак истребителей противника ФВ-190. Сбросив бомбы, вражеские бомбардировщики повернули на запад. В этот момент лейтенант Леон увидел самолет Литольфа и следовавший за ним истребитель Кастелэна. Преследуя «юнкерсов», они готовились к очередной атаке. Неожиданно сверху на них напала только что подошедшая к месту боя шестерка «фоккеров». Леон поспешил на помощь своим товарищам и отсек огнем замыкающую пару самолетов противника. Он сбил одного фашиста и поджег другого.
Пока шла эта короткая схватка на вираже, остальные самолеты врага атаковали Литольфа и Кастелэна и ушли за своими бомбардировщиками. В этом бою погибли Литольф, Кастелэн и Бернавон. Потеря трех летчиков за один день тяжело переживалась в эскадрилье. Но «нормандцы» не пали духом, они были полны решимости отомстить за гибель своих боевых товарищей. 17 июля во время четвёртого за день боевого вылета погиб майор Тюлян и были сбиты еще два летчика – старший лейтенант Д. Бегэн и аспирант Ф. Вермейль. Первому из них удалось потом вернуться, а обстоятельства гибели второго, так же как и Тюляна, остались неизвестными. Гибель майора Тюляна и других друзей тяжело переживали в эскадрилье. Не стало боевого командира «Нормандии», прекрасного летчика, скромного и отзывчивого человека, верного сына Франции и большого друга Советского Союза.
У него была репутация безрассудно смелого, удачливого летчика. Это не могло продолжаться вечно. Его звезда – такая яркая – не могла гореть долго. 17 июля под Орлом его ангел-хранитель покинул его. Но он успел испытать удовольствие, увидев, как треснул немецкий фронт. Пьер Пуйяд видел его последним, в последний раз после того, как Тюлян сообщил, что на него кинулось много "Фокке-Вульфов-190”. Между ними было почти чистое небо (прошло небольшое белое облачко) пропитанное солнцем, которое скрыло его навсегда...
После смерти командира в эскадрилье осталось всего девять летчиков.
Узнав о гибели Тюляна, генерал Захаров немедленно собрал личный состав "Нормандии". Он сделал подробный разбор боя. Мешая русские и французские слова, дополняя свою речь жестами, Захаров постарался объяснить французским летчикам, что гибель командира «Нормандии» он считает совершенно неоправданной. Основной принцип современного воздушного боя, убеждал генерал, в коллективности, и несколько посредственных и даже слабых летчиков, которые держатся группой, всегда могут одолеть аса, если он ведет бой в одиночку.
Война шла жестокая. И сколько еще предстояло пережить потерь! Однако ветераны 1943 года не только поняли и приняли тактику группового боя как единственно правильную и единственно результативную в тех условиях, но и оказали неоценимую помощь своим менее опытным товарищам, которые впоследствии влились в состав полка. Во второй половине 1943 года французские летчики, уже вполне освоив тактику группового боя, сбили 77 немецких самолетов. Но победы, к сожалению, давались ценой больших потерь. К концу войны от первого состава эскадрильи «Нормандия» в живых осталось всего трое.