Некоторые скептики современности до сих пор любят рассуждать про некомпетентность советских военачальников на ранних этапах Великой Отечественной войны. Якобы практически все командиры были необразованными "мясниками", не жалели рядовых бойцов и неоправданно сгубили миллионы жизней. Думаю, что об этом можно спорить бесконечно. Но вот в армии гитлеровской Германии точно был один высокопоставленный офицер, который ради достижения цели не останавливался ни перед чем.
Конечно, я имею в виду Фердинанда Шёрнера. Это единственный нацистский полководец, который начинал свою карьеру обычным рядовым, а закончил в чине генерал-фельдмаршала. Но какой ценой?
Выходец из народа.
Справка: Фердинанд появился на свет в Мюнхене 12 июня 1892 года. Последний генерал-фельдмаршал Гитлера. Командующий группы армии "Центр" и группы армии "Север". Обладатель Рыцарского креста Железного креста с дубовыми листьями, мечами и бриллиантами, а также многих других орденов и медалей Третьего Рейха.
Отцом Фердинанда был простой полицейский из младшего офицерского состава, а его фамилия не имела никаких дворянских корней. Именно поэтому представители военной аристократии сторонились Шёрнера-младшего. Ну а тот до конца своих дней завидовал и не любил кадровых прусских офицеров-аристократов. В итоге затаённая обида и злоба сделали из героя повествования очень жестокого человека. На Восточном фронте он с завидной регулярностью совершал военные преступления против гражданских. Не щадил главнокомандующий и немецких солдат.
Воспоминания очевидцев.
В мемуарах ветеранов Восточноевропейского театра военных действий часто попадаются негативные характеристики фельдмаршала. К примеру, авторитетный генерал-полковник горных частей Эдуард Дитль считал, что Шёрнеру больше подходила служба в рядах жандармов, коих простые солдаты с презрением называли "цепными псами". Данное мнение было широко распространено и в войсках, рядовой состав которых относился к своим полководцам весьма щепетильно.
Ещё одним примером жестокости Фердинанда служат мемуары танкиста Армина Беттгера, который служил в 21-й танковой дивизии вермахта. В конце 1943 года танкисты въехали в Никополь и вместо обязательных лозунгов нацисткой пропаганды увидели на улицах города плакаты с приговорами генерала. В частности Армин прочитал, что некий обер-ефрейтор в пылу боя отстал от своей части, за что его приговорили к ВМН. Далее. Немецкий офицер привёз на склад матрасы и был казнён за то, что в это время мог везти более полезные снаряды и т.п.
"Один унтер-офицер, заразившийся в увольнении пикантной болезнью, получил 20 лет тюрьмы... Своего личного шофера Шёрнер то повышал в звании, то понижал, в зависимости от того, была ли успешной его поездка. Одного ротмистра и его денщика, ранее служивших в кавалерии и подъехавших к нему на лошадях, он отправил в пехоту".
А. Беттгер, "Я выжил в танке".
Не считался Шёрнер и с приказами своих коллег. Например, однажды полковник Ганс фон Люк послал своего фельдфебеля в тыловую мастерскую, чтобы как можно быстрее вернуть побитую инженерную технику на фронт. Прибыв на место, посланник убедился, что работа идёт полным ходом и нужные машины будут отремонтированы к утру. Но внезапно в комнату фельдфебеля ворвались представители военной полиции и именем Шёрнера расстреляли офицера за дезертирство.
— Почему вы отсиживаетесь в тылу, когда смелые немецкие воины рискуют своей жизнью в бою? Где ваш приказ?
— Мой командир отдал мне его на словах.
— Так говорят все, когда хотят выкрутиться. Именем фюрера и властью, данной мне командующим группой армий “Центр”, я приговариваю вас к ВМН за доказанное дезертирство.
— Это невероятно! Я прошёл всю войну на передовой. Взгляните на мои награды!
— Но теперь, когда стало особенно трудно и каждый человек на счету, вы решили увильнуть.
Из мемуаров танкового аса Ганса фон Люка.
Ярый нацист и дезертир.
После войны фельдмаршал признался, что без зазрения совести выполнял все самые преступные приказы. Он просто обожал национал-социалистов фюрера и, как многие арийцы, был возмущён Версальским миром и жаждал реванша. Военачальник ополчился на весь мир и однажды сказал, что руководство партии не считало своими союзниками Италию и Японию. Ведь итальянцы были недостаточно сильны и препятствовали господству немцев в Африке и на Балканах. А японцы, по его мнению, так вообще вынудили нацистов отказаться от интервенции в Китай.
Шёрнер был генералом, который часто демонстрировал непонимание своих войск на фронте. Он бессердечно отправлял их на смерть, заставляя удерживать любой ценой неудержимую линию обороны. Таким образом, Фердинанд поставил своё самодурство в абсолют, оправдывая своё поведение необходимостью поддержания в войсках дисциплины. Однако в мае 1945 г. он бросил на произвол судьбы своих солдат, сбежав вместе со штабной кассой к американцам.
"Совершая марш в направлении Праги, советские танкисты разгромили отступающую колонну немецкой бронетехники. В одной из машин находился командующий группы армии "Центр" генерал-фельдмаршал Шёрнер, который смалодушничал и вместе со своим адъютантом, переодевшись в баварский традиционный костюм, через леса бежал в сторону американской оккупационной зоны."
Эксперт Российского военно-исторического общества Н. Р. Буранов.
Порой лицемерие нацистов поражает. Ведь за пару недель до своего бесславного побега командующий казнил немыслимое количество своих бойцов за трусость. К счастью, дезертирство фельдмаршала привело в уныние немецкие войска. Как итог, солдаты стали массово сдаваться в плен, что помогло РККА избежать дополнительных потерь во время проведения "Пражской операции".
Бесславный финал.
Солдаты и офицеры вермахта отзывались о Фердинанде как о суровом и беспощадном человеке, дав ему подходящее прозвище "Чудовище в форме". Он использовал для поддержания дисциплины драконовские методы поэтому естественно, что его боялись и не любили. В Военный трибунал приговорил нацистского преступника к 25 годам лишения свободы. Однако, пробыв за решёткой 9 лет, он вернулся в родной Мюнхен в январе 55-го года.
Конечно, это оказалось весьма мягким наказанием для преступника столь крупного масштаба. Но зато на родине он, благодаря рассказам генерал-лейтенанта Ольдвига фон Нацмера, не мог смыть клеймо позора. В итоге бывший любимец фюрера и доблестный командир превратился в труса и стал изгоем. Далее его дело вновь взяли в оборот по инициативе Советского Союза, но это уже тема иной статьи.
Подписка и Ваш щедрый лайк помогают в развитии канала, мотивируя автора на лучшую работу. Всего доброго!