Найти тему
Алина Науменко

Русский "Звонок"...

«Алина, у тебя двадцать тем в черновиках! - говорит мне Внутренний Голос. – Имей совесть!».

«Телефон доверия», - говорит Интернет.

Вообще-то этот рассказ я прочитала достаточно давно в социальных сетях и постаралась забыть как страшный сон. Но Интернет мне о нем снова напомнил – на этот раз в виде аудиоспектакля.

Вообще статью о нем можно было бы назвать «Телефон НЕдоверия» или «Когда одна цифра может решить судьбу» или «Преступление без наказания».

И у всех названий есть основания. Ведь судьбу одного из главных героев решила одна цифра – буквально одна цифра в номере телефона. И этот рассказ можно воспринимать, как напоминание – даже если ты звонишь в «Телефон доверия» не забывай о критическом мышлении. Что бы ни говорил тебе сотрудник там, на проводе, твоя судьба в твоих собственных руках. И добровольно перекладывать ответственность за свою жизнь на другого – просто глупо. Даже если это, казалось бы, государственное учреждение. Тем более, что этот сотрудник может оказаться совсем не тем, кем ты думаешь.

«Ну что за рассказ, не томи!», - скажите вы (кому говорю – не знаю). Терпение.

Я выбрала для этой статьи название «Русский «Звонок»», потому что мне кажется, короткий рассказ даже страшнее своего американского аналога. Хотя бы потому что он до мурашек правдив – мы можем поверить, что подобное может произойти в реальности. И здесь тоже фигурирует телефонный звонок.

Итак, Юрий Нестеренко «Телефон доверия».

Для начала пару слов об авторе. А персонаж, надо сказать, странный. Это американец русского происхождения. Принципиальный противник секса. Причем сначала допускал секс для продолжения рода, а впоследствии стал отрицать физические отношения даже для этого, поскольку считает, что наука может обеспечить человеку физическое долголетие и даже бессмертие. Поэтому в продолжении рода скоро не будет необходимости. Один из основателей «Международного антисексуального движения» (да, есть и такое).

Но ладно, я всегда считала, что личность автора может дополнить понимание произведения, но на первом месте должно быть именно оно. Нам неважно знать, кому именно Александр Сергеевич Пушкин посвятил «Я вас любил, любовь еще быть может» - у нас есть само стихотворение.

Итак, о чем же рассказ «Телефон доверия»?

Сюжет

Сюжет этого рассказа прост. Илья, сороколетний разведенный мужчина звонит в «Телефон доверия», потому что хочет совершить…ну вы поняли.

Однако разговор с «сотрудником службы доверия» идет совсем по другому пути, какой можно было бы ожидать.

Возможно, кто-то уже на середине рассказа поймет, в чем подвох. Для меня же финал оказался неприятным открытием.

Персонажи

В рассказе всего двое персонажей – Илья и «сотрудник службы доверия».

Илья – типичный неудачник. Работает в фирме, делая работу за директорскую секретаршу. Безынициативен. Даже сломанную машину за четыре года не смог ни поменять, ни отремонтировать. Его главный недостаток в том, что он даже не делает попыток решить свои проблемы. Не нравится работа? А где другую найдешь? Бизнес? Не всем дано. Деньги есть только у бандитов. С женой детей нет, а с женой все в порядке? Не, к врачу не пойду – врачей боюсь.

И так далее. На все оправдания.

Интересна мысль о разнице в значении слов «лузер» и «неудачник». Лузер – это проигравший. Пытался и проиграл. Еще попытается. А неудачник – это не повезло, не подфартило. Фортуна, Рок, Судьба…Как купил лотерейный билет и проиграл. Что с ним делать после этого (с билетом)? Только выбросить (если только вы не увлекаетесь поделками из папье-маше, и вам не нужна резаная бумага).

Илья относился к жизни как к лотерейному билету. Купил - не выиграл. Купить другой – нет, не вариант.

Однако даже смириться с ситуацией Илья не мог – иначе не позвонил бы в телефон доверия. То есть такая жизнь у него самого была поперек горла. Но изменить не хватало смелости.

Конечно, и этот телефонный звонок мог стать для него ресурсом. Холодным душем, который заставил бы взбодриться и взять собственную жизнь в свои руки – иногда это лучше, чем «эмоциональное поглаживание» по Дейлу Карнеги. Но этого не случилось.

Насчет второго героя…О нем говорить труднее всего, потому что автор его почти не раскрыл. Это человек, который совершает по сути убийство. Клайд Гриффитс из «Американской трагедии» решает убить девушку, чтобы жениться на богатой – хоть какой-то мотив, мы знаем его страстное желание «красивой жизни», видим его терзания. Родион Раскольников убивает из-за своей философской теории. Почему убивает этот герой? Его разбудили.

Вот так просто. И это не девочка из такого же эмоционально тяжелого чеховского рассказа «Спать хочется». Здесь проблема, по сути, ерунда, и у нее есть тысячи решений – от вежливого «не туда попали» до смены номера. И в рассказе, скорее всего, имеется в виду стационарный телефон – можно было положить трубку на стол, и никто тебя не побеспокоит. Но герой выбрал самый жестокий путь.

Причем этот путь ничего ему не дает. Тот же Клайд Гриффитс надеялся получить что-то – материальные блага. Этот же безымянный персонаж не получает ничего, кроме, разве что, чувства внутреннего превосходства. Что он «не тварь дрожащая», а право имеет…

Если честно, хотелось бы продолжения – все-таки преступление не должно оставаться без наказания.

А вы что думаете? Читали рассказ? А если да, то что думаете? Согласны со мной или наоборот – считаете, что Илья заслужил такую участь?

Делитесь своим мнением в комментариях. Поддержите начинающий канал.