Психологический триллер "От кого мы бежали, мама?" (или "От кого мы убегали, мама?") создан турецкими кинематографами на цифровой платформе Нетфликс. Состоит из семи серий по 40-45 минут, а сценарий написан по роману турецкой писательницы Перихан Магден. Режиссёры – Умут Арал и Гёкчен Уста.
В главных ролях – Мелиса Сёзен (Мать) и Эйгюль Тумбар (Бемби, дочь).
Сюжет криминального триллера в двух словах заключается в том, что мать и дочь странствуют по странам и обитают в гостиницах, нигде не задерживаясь больше месяца, они "отельные убийцы", за ними гонится полиция.
Мать убивает любого, кто обидел её дочь.
В центре сериала – тема чрезмерного материнского эгоизма.
Мать родила для себя; в созданном ею мире она любит только свою дочь, дочь любит только маму; мать защищает своего ребёнка от всех и любым способом, вплоть до убийства обидчика; мать воспитывает своего ребёнка по своему образу и подобию; мать оберегает своё дитя от любых невзгод.
Главной причиной отклонений в поведении Матери подаются детские травмы, недолюбленность в детстве. Её мать и отец были слишком строги и жестоки, что в итоге вырос монстр.
Вообще, эта проблема, по-моему, слишком надумана и преувеличена психологами. Миф, который придумали психологи, чтобы сделать науку, "лечить" людей и зарабатывать на всём этом. Если бы дело было только в воспитании, то не вырастали бы монстры у хороших родителей и прекрасные люди – в отвратительных условиях и семьях.
Молитвенником Матери и Бемби стала книга "Бемби". Это, наверное, единственная книга, которую Мама читала дочери с младенчества. Девочка знает её наизусть. Потому и имя девочки Бемби. Эта книга заменила им Священное писание, литературу, философию и всё остальное гуманитарное. Она стала инструкцией для жизни и выживания среди ужасных людей.
А теперь заглянем глубже, что же затаилось в корнях произведения и фильма?
Перихан Магден (1960) родилась в Стамбуле, по специальности психолог. Училась в Колледже Роберта (американский колледж в Турции) и Босфорском университете Стамбула. Естественно, Перихан защищает западные ценности. Два раза призывалась к правовой ответственности. Первый раз – за призывы отказаться от службы в армии, второй раз – за оскорбление президента Эрдогана. Оппозиционерка, демократка, прозападница.
Ещё я просмотрела отзывы на книги Магден на сайте livelib, там представлены "Компаньонка" и "Убийство мальчиков-посыльных". Читать книги не стала, не привлекают. Решила ознакомиться с мнениями тех, кто читал.
В одном из отзывов про "Компаньонку" говорится следующее:
"Абсолютно бездушная книга… Да и не книга, в общем-то… так, наброски сумасшедшего и желчного человека".
Судя по отзывам, разочарованных много.
"Ощущение, что П. Магден посмотрела всяких разных фильмов детективных, взяла оттуда самые эффектные сцены и решила написать книгу. Скучно".
Писательница расписывает безумный мир со списанными у других авторов персонажами. Вот и такой вывод напрашивается из отзывов.
"Обостренная жажда любви и панический страх любви, бесконечный эгоизм и безусловный отказ от ответственности за что-либо – вот это всё есть, причем в болезненных формах, а дружбы нет. И вот ведь парадокс, книга мне не понравилась, но я очень рекомендую к прочтению. Пока я читала «Компаньонку» я успела поразмышлять на самые разные темы. Например, о природе ханжества, о нормах нормальности, о воспитании, об эгоизме, о любви. Тема любви тут раскрыта более чем полно. Согласитесь, в обычной жизни мало что нас может напугать столь сильно, как безудержная чужая любовь. И с другой стороны, ничто не отталкивает от нас других людей сильнее, чем неуемное страстное желание быть любимым. В общем, после этой книги точно есть над чем подумать тихими вечерами или о чем жарко поспорить с друзьями".
Источник отзывов: livelib.ru/author/228797/reviews/~2
В её произведении "От кого мы бежали, мама?" история Матери и Бемби ассоциируется с историей персонажей книги "Бемби".
Спрашивается, почему Бемби?
Роман"Бемби" был написан в 1923 году еврейским писателем Феликсом Зальтенем (до смены ФИО был Зигмундом Зальцманом), родившимся в Австрии. Зальтен рос в жестоком мире, потерял всех близких. Он покинул Австрию, когда та была оккупирована фашистами.
В 1936 году в Германии запретили "Бемби", видя в нём "политическую аллегорию на обращение с евреями в Европе". Опубликованные книги сожгли.
В романе Зальтена косуля Бемби с мамой живут в лесу, мама оберегает малыша от хищников и охотников, перебегая из леса в лес. В произведении немало сцен жестокости, насилия и убийств, так как автор адресовал его взрослым читателям, а не детям. Роман был переведен на более чем 30 языков. В 1939 году Зальтен опубликовал его продолжение.
Я не читала "Бемби" Зальтена. Существующие переводы в основном адаптированы для детского чтения.
Диснеевский мультик "Бемби" тоже далёк от оригинала. Тоже сильно адаптирован для детей и не имеет никаких подтекстов про судьбы евреев.
Тут уместно будет вспомнить национальность Перихан Магден. Отец её – грузин, по матери она русско-балканских кровей. Если покопаться, представители этих национальностей иногда оказываются евреями.
Может быть, Перихан в своей повести и фильме тоже аллегорично намекала на многовековую кочевую историю евреев в изгнании?
А вы смотрели сериал "От кого мы, бежали, мама?" Какое впечатление он произвёл на вас?
И не забудьте, пожалуйста, подписаться на канал.