Найти тему

"От кого мы бежали, мама". Криминальный триллер

Психологический триллер "От кого мы бежали, мама?" (или "От кого мы убегали, мама?") создан турецкими кинематографами на цифровой платформе Нетфликс. Состоит из семи серий по 40-45 минут, а сценарий написан по роману турецкой писательницы Перихан Магден. Режиссёры – Умут Арал и Гёкчен Уста.

В главных ролях – Мелиса Сёзен (Мать) и Эйгюль Тумбар (Бемби, дочь).

Эйгюлб Тумбар (Бемби) и Мелиса Сёзен (Мать) (источник: kino-teatr.ru)
Эйгюлб Тумбар (Бемби) и Мелиса Сёзен (Мать) (источник: kino-teatr.ru)

Мелиса Сёзен (Мать)  (источник: kino-teatr.ru)
Мелиса Сёзен (Мать) (источник: kino-teatr.ru)

 (источник: kino-teatr.ru)
(источник: kino-teatr.ru)

Сюжет криминального триллера в двух словах заключается в том, что мать и дочь странствуют по странам и обитают в гостиницах, нигде не задерживаясь больше месяца, они "отельные убийцы", за ними гонится полиция.

Мать убивает любого, кто обидел её дочь.

В центре сериала – тема чрезмерного материнского эгоизма.

Мать родила для себя; в созданном ею мире она любит только свою дочь, дочь любит только маму; мать защищает своего ребёнка от всех и любым способом, вплоть до убийства обидчика; мать воспитывает своего ребёнка по своему образу и подобию; мать оберегает своё дитя от любых невзгод.

Главной причиной отклонений в поведении Матери подаются детские травмы, недолюбленность в детстве. Её мать и отец были слишком строги и жестоки, что в итоге вырос монстр.

Вообще, эта проблема, по-моему, слишком надумана и преувеличена психологами. Миф, который придумали психологи, чтобы сделать науку, "лечить" людей и зарабатывать на всём этом. Если бы дело было только в воспитании, то не вырастали бы монстры у хороших родителей и прекрасные люди – в отвратительных условиях и семьях.

Молитвенником Матери и Бемби стала книга "Бемби". Это, наверное, единственная книга, которую Мама читала дочери с младенчества. Девочка знает её наизусть. Потому и имя девочки Бемби. Эта книга заменила им Священное писание, литературу, философию и всё остальное гуманитарное. Она стала инструкцией для жизни и выживания среди ужасных людей.

А теперь заглянем глубже, что же затаилось в корнях произведения и фильма?

Перихан Магден (1960) родилась в Стамбуле, по специальности психолог. Училась в Колледже Роберта (американский колледж в Турции) и Босфорском университете Стамбула. Естественно, Перихан защищает западные ценности. Два раза призывалась к правовой ответственности. Первый раз – за призывы отказаться от службы в армии, второй раз – за оскорбление президента Эрдогана. Оппозиционерка, демократка, прозападница.

Ещё я просмотрела отзывы на книги Магден на сайте livelib, там представлены "Компаньонка" и "Убийство мальчиков-посыльных". Читать книги не стала, не привлекают. Решила ознакомиться с мнениями тех, кто читал.

В одном из отзывов про "Компаньонку" говорится следующее:

"Абсолютно бездушная книга… Да и не книга, в общем-то… так, наброски сумасшедшего и желчного человека".

Судя по отзывам, разочарованных много.

"Ощущение, что П. Магден посмотрела всяких разных фильмов детективных, взяла оттуда самые эффектные сцены и решила написать книгу. Скучно".

Писательница расписывает безумный мир со списанными у других авторов персонажами. Вот и такой вывод напрашивается из отзывов.

"Обостренная жажда любви и панический страх любви, бесконечный эгоизм и безусловный отказ от ответственности за что-либо – вот это всё есть, причем в болезненных формах, а дружбы нет. И вот ведь парадокс, книга мне не понравилась, но я очень рекомендую к прочтению. Пока я читала «Компаньонку» я успела поразмышлять на самые разные темы. Например, о природе ханжества, о нормах нормальности, о воспитании, об эгоизме, о любви. Тема любви тут раскрыта более чем полно. Согласитесь, в обычной жизни мало что нас может напугать столь сильно, как безудержная чужая любовь. И с другой стороны, ничто не отталкивает от нас других людей сильнее, чем неуемное страстное желание быть любимым. В общем, после этой книги точно есть над чем подумать тихими вечерами или о чем жарко поспорить с друзьями".
Источник отзывов: livelib.ru/author/228797/reviews/~2

В её произведении "От кого мы бежали, мама?" история Матери и Бемби ассоциируется с историей персонажей книги "Бемби".

Спрашивается, почему Бемби?

Роман"Бемби" был написан в 1923 году еврейским писателем Феликсом Зальтенем (до смены ФИО был Зигмундом Зальцманом), родившимся в Австрии. Зальтен рос в жестоком мире, потерял всех близких. Он покинул Австрию, когда та была оккупирована фашистами.

В 1936 году в Германии запретили "Бемби", видя в нём "политическую аллегорию на обращение с евреями в Европе". Опубликованные книги сожгли.

В романе Зальтена косуля Бемби с мамой живут в лесу, мама оберегает малыша от хищников и охотников, перебегая из леса в лес. В произведении немало сцен жестокости, насилия и убийств, так как автор адресовал его взрослым читателям, а не детям. Роман был переведен на более чем 30 языков. В 1939 году Зальтен опубликовал его продолжение.

Я не читала "Бемби" Зальтена. Существующие переводы в основном адаптированы для детского чтения.

Диснеевский мультик "Бемби" тоже далёк от оригинала. Тоже сильно адаптирован для детей и не имеет никаких подтекстов про судьбы евреев.

Тут уместно будет вспомнить национальность Перихан Магден. Отец её – грузин, по матери она русско-балканских кровей. Если покопаться, представители этих национальностей иногда оказываются евреями.

Может быть, Перихан в своей повести и фильме тоже аллегорично намекала на многовековую кочевую историю евреев в изгнании?

А вы смотрели сериал "От кого мы, бежали, мама?" Какое впечатление он произвёл на вас?

И не забудьте, пожалуйста, подписаться на канал.