У экспериментальной «Спарки» дорожный просвет 30 сантиметров, пластиковые панели и вес всего 750 кг.
Все началось еще во времена подготовительных работ к запуску в серийное производство «горбатого» Запорожца ЗАЗ-965. В 1958 году Центральный научно-исследовательский автомобильно-моторный институт (НАМИ) в Москве совместно с Ирбитским мотоциклетным заводом разработал вездеход «Искра». Это небольшой советский внедорожник на базе ЗАЗ-965.
Экспериментальный мини-грузовик, также называемый «квадрат», оснащен полным приводом и может преодолевать сложные препятствия. Он должен характеризоваться повышенной проходимостью и иметь индекс НАМИ-049. В ходе испытаний выясняется, что «Искра» легко справляется со всеми типами грунта, остановить эту машину может только болото и снег глубиной 20-25 см.
НАМИ разрабатывал «Спарк» специально для работы в сельской местности, а по проходимости машина с клиренсом 30 см не уступает «Москвичу-410» (на фото ниже) и ГАЗ-69. Но ряд узлов и деталей были оценены НАМИ-049 как неудовлетворительные.
На бездорожье легкий вес автомобиля всего 750 кг, благодаря металлическому и пластиковому кузову очень помогает . Такой малый вес вместе с двигателем мощностью 26 л.с. позволяют развивать максимальную скорость 80 км/ч, при этом расход топлива составляет 6,7-7,1 л на 100 км. Грузоподъемность 300 кг, или четыре пассажира. Конструкторы хвастались, что даже если «Спарк» застрянет, «вытащить его смогут два человека» и из безнадежного положения.
Трансмиссия аналогична той, что использовалась в австро-венгерском военном автомобиле Steyr-Puch , представленном в 1959 году, с постоянным передним и задним приводом с блокируемыми дифференциалами.
Коробка передач на НАМИ-049 почти такая же, как и штатная от ЗАЗ-965, но для облегчения движения по песку и снегу введена дополнительная передача. Для экономии топлива есть возможность отключать задний мост во время движения автомобиля по качественному дорожному покрытию. Шины бескамерные с низким давлением. В отличие от своего предшественника ЗАЗ-965 НАМИ-049 получил переднее расположение двигателя, что позволило увеличить высоту грузового отсека. Сам двигатель также подвергается доработке и его рабочий объем составляет 887 куб.см, а мощность увеличена до 26 л.с.
После того, как опытный образец прошел испытания, его передали на Украинский Запорожский автомобильный завод, где автомобиль подвергся дальнейшему совершенствованию и доработке. Модель планировалось выпускать в нескольких вариантах, но в серийное производство она так и не была запущена. НАМИ-049, а также его модифицированная версия НАМИ-049А "Огонек" (Сельдерей) остаются только опытными образцами.
В отличие от своего предшественника, Целина имеет хоть и не большой, но все же полноценный грузовой отсек с небольшой колесной базой 1800 мм, длина грузопассажирского отсека составляет 2050 мм, а ширина 1400 мм.
Уже на стадии проектирования конструкции автомобиля предполагается, что в дальнейшем ее можно будет использовать в разных вариантах. Было задумано много приложений, но все осталось только на бумаге и дальнейшего развития машина не получила.
Однако оба прототипа не являются полностью бесполезными, ведь некоторые их решения были затем использованы при разработке ЗАЗ-969 (на фото выше), также называемого ЛуАЗ-969. Это первый автомобиль в бывшем СССР с передним приводом.