Найти тему
АвтоДром

Что произойдет, если вы включите режим P или R во время вождения?

Иногда водители проводят опасные эксперименты с АКПП

Каждый водитель, наверное, задумывается, что будет, если во время поездки в автомобиле с автоматической коробкой передач он перейдет в режим P (парковка) или, что еще хуже, в режим R (задняя передача) . Конечно, не каждый отважится на такой эксперимент, но иногда это случается случайно. Водитель сбивается с толку и случайно включает неправильную передачу. Что это значит для коробки?

Есть ли "защита от дурака"?

Старые «автоматы», имеющие гидравлический привод, уже почти не встречаются на дорогах. У них нет защиты от случайного переключения и вполне возможно включение задней передачи во время движения. В таком случае происходит блокировка колес и трансмиссия получает серьезные удары с риском повреждения деталей кардана, коробки передач и других механизмов. Однако двигатель не останавливается, потому что гидротрансформатор может поглощать в себя много энергии.

Современные автоматические коробки имеют комплексную защиту, которая опирается на программные блокировки. Они имеют электронное управление и защиту. Даже если водитель перепутает передачи и нажмет на селектор задней передачи, ничего опасного не произойдет. Обычно это происходит на плохих дорогах, когда водитель хочет перевести рычаг переключения передач из положения L в положение D, но случайно останавливается на R. В этом случае электроника не позволит включить заднюю передачу. Как правило, она включается с помощью клапанов гидроблока, которые управляются электронным блоком. В общем, электроника проблем не допустит.

Переключение задней передачи на механических передачах

На механической коробке, по крайней мере теоретически, такое включение возможно. Вернее, не включение, а попытка. Во многих механических 5-ступенчатых коробках передач положение заднего хода устанавливается после высшей передачи . При попытке переключения с "пятой" на "четвертую" такое может случиться. Потом раздается такой хруст и треск, что рука инстинктивно отбрасывает селектор обратно в нейтральное положение.

-2

Для полного зацепления необходимо синхронизировать вращение входного, промежуточного и вторичного валов. Зацепление и передача крутящего момента осуществляется с помощью зубчатых передач. А если вал-шестерня вращается с большой скоростью в одну сторону, то включить шестерню, отвечающую за задний ход, невероятно сложно. Зубья будут стачиваться, ломаться, но полного зацепления не будет. Для этого необходимо остановить вращение выходного вала и только после этого перевести рычаг в режим R.

Сломать автомат одним движением

При желании автоматическую коробку можно сломать и другим способом. А именно при неправильном включении режима P (парковка). В отличие от выбора режимов движения, в режиме Р коробка фиксируется с помощью механического привода. Из селектора выходит трос, который поднимает и опускает фиксатор вала. Он, в свою очередь, своим зацепом попадает в пазы и блокирует вал. Электроники там нет.

-3

Поэтому, если включить режим P во время движения, то будет слышен треск, свидетельствующий о том, что фиксатор все еще пытается «поймать» вал. Металл раскрошится и в трансмиссию попадет стружка, что представляет реальную угрозу для механизма. Как правило, требуется капитальный ремонт механизма блокировки вала, а также полная замена масла для удаления металлических частиц.

Есть и исключения

На некоторых автомобилях фиксаторы настолько прочны, что блокируют вал и вызывают блокировку колес. Автомобиль полностью останавливается. Это опасно, особенно в переднеприводных автомобилях, так как ухудшается управляемость автомобиля. Такие механические «замки» встречаются на таких популярных моделях, как Kia Rio и Hyundai Solaris, а также на автомобилях с популярным французским 4-ступенчатым «автоматом» DP0/DP2 и DP8, который используется марками Renault, Citroen, Peugeot. Подобные крепления устанавливаются на многие модели Nissan, Volkswagen, Mitsubishi Dodge, Jeep и даже на 15-летний Mercedes-Benz C-Class.