Тема необходимости прогрева двигателя зимой вечна. Мнений по этому вопросу, наверное, больше, чем звезд на небе. Правда, на эту тему обычно говорят люди, далекие от разработки и усовершенствования автомобильных двигателей. А что думает человек, создающий и оптимизирующий гоночные двигатели в американской компании ECR Engines? Его зовут доктор Энди Рэндольф, и он занимается разработкой мотоциклов для серии NASCAR.
Инженер указывает, что холодный двигатель страдает от двух факторов. Во-первых, при очень низких температурах вязкость моторного масла увеличивается. Производители масел частично решают эту проблему, грубо говоря, смешивая компоненты с разными вязкостными характеристиками: один с низким коэффициентом вязкости, другой с высоким коэффициентом вязкости. Таким образом получается масло, которое не теряет своих свойств ни при низких, ни при высоких температурах. Правда, это не означает, что вязкость масла не увеличивается с понижением температуры.
В холодную погоду масло в системе смазки густеет и его движение в масляных магистралях затрудняется. Особенно, если у двигателя большой пробег. Это приводит к недостаточной смазке некоторых движущихся частей, пока блок двигателя и само масло не прогреются. Кроме того, масляный насос может даже перейти в режим кавитации, когда начнет подсасывать воздух (это происходит, когда скорость откачки масла из насоса становится выше пропускной способности всасывающей трубы).
Вторая проблема, по словам доктора Рэндольфа, заключается в алюминии, из которого изготовлено большинство современных двигателей. Коэффициент теплового расширения алюминия намного выше, чем у чугуна. Это означает, что при нагревании и охлаждении алюминий расширяется и сжимается гораздо больше, чем чугун. Основная проблема в данном случае в том, что блок двигателя выполнен из алюминия, а коленчатый вал - из стали. Бывает, что в морозы блок усаживается намного больше, чем коленвал, и подшипник вала садится плотнее, чем нужно. Грубо говоря, «обжатие» всего двигателя и уменьшение зазоров приводит к повышенному трению подвижных частей двигателя друг о друга. Ситуация усугубляется вязким маслом, которое не может обеспечить достаточную смазку.
Доктор Рэндольф определенно советовал прогревать двигатель за несколько минут до запуска. Но это всего лишь теория. Однако насколько сильно будет изнашиваться двигатель, если среднестатистический водитель зимой каждый день заводится, как только заводит? А как же мнение уважаемых специалистов, которые говорят, что длительный прогрев двигателя только вредит ему?
На самом деле 10-15 минут на холостом ходу не обязательно, маслу нужно максимум 3-5 минут для достижения рабочего температурного диапазона в зависимости от марки самого масла. Если на улице минус 20 градусов, то придется подождать около 5 минут – именно столько времени масло должно нагреться до 20 градусов, что достаточно для необходимой смазки двигателя.