В разгар холодной войны автомобиль из СССР почти добрался до латиноамериканского рынка
Известный факт - в лучшие годы советского автопрома, на рубеже 60-70-х годов, более половины тиража "Москвичей" уходит за рубеж. Поэтому неудивительно, что богатая экспортная история Московского автозавода полна интересных, а порой и почти фантастических эпизодов.
Например, главный конструктор МЗМА Александр Андронов вспоминает, как в результате переговоров советского лидера Хрущева и президента США Эйзенхауэра в 1959 году «Москвич-407» едва не был выпущен на американский рынок. Перед компанией поставлена срочная задача подготовить три демонстрационных автомобиля « с полной гарантией качества и улучшенными покрытиями». Машины были построены, «Автоэкспорт» подписал контракт на поставку, и как минимум один седан оказался в США.
Увы, скандал со сбитым над территорией СССР 1 мая 1960 года американским самолетом-разведчиком У-2 спровоцировал новый виток холодной войны. На заявителя «Москвича» оказывают давление госорганы, патентные поверенные угрожают судебными исками и т.д. И даже если реальных оснований для таких претензий нет, планы по продаже советских моделей в США рушатся.
Но мало кто знает, что еще до этих событий у «Москвича 402» есть шансы не только экспортироваться за границу, но даже претендовать на регистрацию в Латинской Америке. Вот подробности.
Более дешевый жук
В 1957 году человек по имени Элеутерио Тито Лемуш ду Канто — полковник в отставке, профессор физики Военного училища, а также по совместительству инженер и юрист (какой разносторонний человек!) — основал компанию Torgbras, идея которой заключалась в том, чтобы специализируемся на импорте новейших товаров и технологий из Восточной Европы. В первую очередь из Советского Союза.
Известно, что напарниками полковника были отец и сын - Клеман и Валери (Валериан), фамилию которых местные журналисты успели написать как Одингоф и Одинштофф. Не исключено, что на самом деле это были Одинцовы. Так или иначе партнеры развивают очень интенсивную деятельность, в том числе в сферу интересов компании входят не только обычные предметы быта вроде радиоприемников или фотоаппаратов, но и нефтепереработка, металлургия и даже перспективные космические разработки.
Пикантности ситуации добавляет тот факт, что дипломатические отношения между СССР и Бразилией прерваны с 1947 Но к концу 1950-х годов дело шло к договоренности, и восстановление дружбы лоббировало Министерство Финансы и крупные производители кофе и какао. Возможно, Тито Лемос Канто и семья Одинцовых контролируют ситуацию и пытаются опередить кривую, в то время как другие берут под свой контроль аппетитный сектор экономики.
Среди прочего, полковник и его товарищи решили ввезти в Бразилию 10 000 (!) седанов «Москвич-402», предложив машины на очень привлекательных условиях, в том числе и на платной основе, членам Военного клуба и Ассоциации прессы — иными словами, советские автомобили нацелены на культурную элиту страны. Получается, что советская машина должна была быть на 20% дешевле Volkswagen Beetle местной сборки!
При этом дебютный «Москвич» второго поколения считался по тем временам достаточно современным: советский завод весной 1956 года приступил к выпуску 402-го автомобиля, являвшегося преемником предыдущего семейства 400/401 , которое, в свою очередь, было модифицированный довоенный Opel Kadett. Кроме того, бразильцев впечатляет комфорт и оснащение седана: 12-вольтовое электрооборудование, радио, обогрев салона, современная отделка салона – даже на фоне других иномарок новоприбывшая машина из СССР выглядит очень хорошо.
«Автомобиль по цене скутера»
Под такими громкими титулами москвичи представлены в бразильской прессе. Как мы уже узнали, 402 действительно обещают хорошие цены для местной аудитории. Однако смелая инициатива Торгбраса была воспринята не всеми. Радикальная часть общества считала, что Советский Союз намеренно экспортирует продукцию, нанося вред зарождающемуся отечественному автопрому.
И в этих обвинениях есть доля правды. В разгар потепления отношений между СССР и западным миром Хрущев активно развивал международную торговлю, изо всех сил стараясь закрепиться на важных рынках. Тот же «Москвич» усиленно пиарится в Европе, так или иначе играя на заманчивой формуле «много машин за скромные деньги».
Полноприводные седаны 410 и универсалы 411 становятся жертвами экспортной программы АЗЛК. Однако объем производства невелик. С 1957 по 1961 год было собрано всего около 9000 (по другим данным — 12000) «Москвичей» второго поколения с приводом 4х4. Но в итоге бразильские власти запретили сделку , сославшись на отсутствие валютной поддержки импорта советских автомобилей.
Ставки растут
Однако политические трудности полковника рядом с Канто только, кажется, его раздражают. Предприниматель рассуждал так: поскольку ввозить через границу готовые «Москвичи» было невозможно, компания решила закупить необходимое оборудование и технологии по выгодному долгосрочному контракту с СССР — и сделать 402 в Рио-де-Жанейро.
Основатель Торгбраса уверяет: Советский Союз заинтересован в индустриализации Бразилии, а не в « колониальной эксплуатации» страны. В ответ на это некоторые СМИ, особенно с ярко выраженной антикоммунистической позицией, развернули еще более агрессивную информационную кампанию против проекта локализации производства «Москвичей».
Русские машины никого не делают коммунистом
Полковник прав: он говорит, что его компания имеет полностью национальный капитал, не участвует в политической борьбе и занимается только бизнесом в плане местного экономического развития. « Российские автомобили никого не делают коммунистом», — добавил он. « Мы будем производить автомобили для Бразилии, на 100% локализованные — из местного сырья и более доступные, чем американские модели, прибыль от продажи которых идет за границу», — добавил предприниматель в интервью Jornal do Brasil в декабре 1957 года.
Увы, в этот самый момент Исполнительная группа автомобильной промышленности (GEIA) прекращает прием заявок на открытие новых автосборочных заводов в Бразилии. А у учредителей Торгбраса не хватает финансовых ресурсов и может быть даже связей , чтобы протолкнуть идею производства автомобилей "Москвич" в Рио.Так что этот интересный проект дальновидного полковника входит в анналы истории...
Дружба без последствий
Очень скоро время показало, что полковник правильно оценил перспективы международного сотрудничества. Уже в 1958 году Бразилия и СССР возобновили торговлю, а через три года возобновили дипломатические отношения.
В мае 1962 года в Рио-де-Жанейро прошла выставка советской промышленности, где помимо автобусов, мусоровозов, машин скорой помощи и автомашин демонстрировался «Москвич-407» — модернизированная версия 402-го. модели - ГАЗ-21 Волга и ГАЗ-13 Чайка. Обычные люди никогда не предполагали, что они могут сделать такое в коммунистическом союзе.
Кажется, все движется к тому, что советские автомобили наконец-то станут массовым явлением на местных дорогах. Ведь даже военный переворот 1964 года не охладил отношения двух стран. Наоборот, до 1967 г. Бразилия, наряду с Кубой, претендовала на звание главного торгового партнера СССР в Латинской Америке. В то же время в Сан-Паулу проходит очередная демонстрация достижений промышленности СССР, в том числе автомобилей.
В 1968 году известный журналист Expedito Marazzi возродил интерес к «Москвичу», протестировав седан 408, использовавшийся советскими дипломатами в Рио-де-Жанейро для Quatro Rodas. Заметка оказалась положительной: эксперт отметил, насколько далеко современная модель ушла от своего предка 402, которому когда-то довелось получить «бразильское гражданство».
Однако на этот раз дело ограничивается обсуждением в прессе. Только в 1990 году давние теоретические планы превратились в практический курс продажу автомобилей «Сделано в СССР наконец . в Бразилии Но это уже машины другой марки - Lada...