Какая итальянская машина самая лучшая? Поскольку мы говорим о нации, подарившей миру Ferrari, Lamborghini, Alfa Romeo, Maserati и Lancia, ответ на этот вопрос кажется довольно сложным. Но в прошлом году Panorama провела опрос с тем же вопросом, и выяснилось, что для самих итальянцев самый замечательный продукт их автомобильной промышленности совсем другой - и гораздо более скромный.
Выпускается 23 года без существенных изменений, продано более 4,5 миллионов экземпляров: модели, которые могут похвастаться такими достижениями, пересчитать по пальцам. Один из них - оригинальный Fiat Panda, которому этой весной исполняется 40 лет . И здесь речь идет не просто об автомобиле, а об одном из лучших образцов гения Джорджо Джуджаро и одном из самых ярких символов Made in Italy.
В случае спортивных машин перед дизайнерами ставятся задачи, связанные с динамикой, маневренностью и поведением на дороге. У маленьких городских машин цели обычно разные. Вспомните Citroen 2CV, в котором инженеры приказали машине транспортировать яичные скорлупы через уровни, не ломая их.
У Panda есть нечто похожее: одна из задач в списке Джуджаро заключалась в том, чтобы было достаточно места для двух 50-литровых винных банок.
Оригинальная Panda с 280 литрами багажного отделения удивительно практична для своего размера - Ford Fiesta, представленный 30 лет спустя и почти на 70 см длиннее, весил 292 фунта.
Джуджаро справляется с поставленной задачей, просто убеждая инженеров вычеркнуть прежнюю практику Fiat - самые компактные модели с задним расположением двигателя и воздушным охлаждением. Fiat 126, предшественник Panda, как раз и есть, и у многих из нас остались теплые детские воспоминания о том, как поездку на море приходилось прерывать как минимум дважды, чтобы охладить двигатель.
У Panda двигатель спереди, который освобождает место в салоне и багажнике. Угловатые квадратные формы не выглядят очень динамично, но на самом деле автомобиль имеет лучшую аэродинамику, чем унаследованный им Fiat 126 .
Но истинный гений Джуджаро проявляется в интерьере, который не имеет ничего общего с традициями. Нижняя часть приборной панели дизайнер превращает в целое пространство для вещей. Сиденья крепятся с помощью очень продуманной системы, которая позволяет полностью опустить их - практически весь интерьер можно превратить в одну плоскую кровать. Джуджаро сознательно стремится к практичности и избегает всякой хвастовства, чтобы понравиться юной публике.
«Panda похожа на джинсы: простые, практичные и неприхотливые», - говорит сам Джорджетто , который до сих пор считает это своим лучшим дизайном. Серьезное признание от человека, подарившего нам Ferrari 250 GT Berlinetta, Alfa Romeo Brera, BMW M1, Lotus Esprit, Audi 80 и оригинальный VW Golf.
10 ключевых моментов в истории Fiat Panda
Пр.141, 1976 г.
Джорджио Джуджаро и его коллега из недавно основанного Italdesign Альдо Мантовани закрываются на 15 дней в Порто Черво, Сардиния, чтобы создать концепт самой базовой модели будущего Fiat. Они работают круглосуточно, чтобы уложиться в срок, установленный боссом Fiat Карло де Бенедетто. Только вернувшись в Турин, они узнали, что де Бенедетто уехал.
Первая панда, 1980 год.
Судебные разбирательства должны были начаться в конце 1978 г., но неоднократно откладывались из-за забастовок и споров с профсоюзами. Изначально автомобиль назывался Rustica (сельский), но незадолго до дебюта сменил название на Panda.
Скандал с WWF
Имя Панда навеяно не китайскими бамбуковыми медведями, а древнеримской богиней Эмпандой, или Пандой, которая покровительствовала путешествиям.
Однако Всемирный фонд дикой природы (WWF), чьим логотипом является панда, постановил, что его торговая марка была нарушена, и подал иск. Он снял его только после щедрого пожертвования от Fiat. Чек за пожертвование написан на крышке Fiat Panda.
Панда 4х4, 1983 г.
Итальянцы объединяют усилия с австрийской Steyr-Puch, разрабатывающей привод для Panda 4x4 (Tipo 153). Это первая такая малолитражка с полным приводом. Двигатель имеет объем 965 куб. см и развивает мощность 48 лошадиных сил, при максимальной скорости 135 км/ч. Но машина короткая, весит всего 740 кг и проедет даже там, где застряли бы тяжелые внедорожники.
Панда Сверхновая, 1 986
Фейслифтинг, который переносит переднюю часть Panda 4x4 на весь модельный ряд. Появляются и новые двигатели – объемом 769 куб.см (34 лошадиные силы) и 999 куб.см (45 или 50 лошадиных сил). Оба из нового поколения FIRE, с 4 цилиндрами, верхним распредвалом и водяным охлаждением. Также появился 1,3-литровый дизель мощностью 37 лошадиных сил.
Панда 900, 1993 г.
В связи с появлением экологического стандарта Евро 1 производство Panda 750 пришлось остановить. Чтобы соответствовать требованиям, Panda 900 заменила старый карбюраторный агрегат новым двигателем объемом 899 куб.см и электронным впрыском.
Последняя оригинальная панда, 2003 г.
Последний автомобиль сошел с конвейера завода Мирафиори 5 сентября 2003 года, более чем через 23 года после первого. Некоторое количество автомобилей было продано в дилерских центрах до осени 2004 года. Всего было продано чуть более 4,5 миллионов единиц.
Второе поколение, 2003 г.
После 23 лет работы в Fiat они, наконец, решили, что пора сменить модель. Разработку второго поколения поручил Джулиано Биацио из дизайн-студии Bertone, и в 2004 году он получил титул «Европейский автомобиль года». Но ни ему, ни третьему поколению никогда не достичь рыночного успеха первого.
Третье поколение, 2011 г.
Третье поколение Panda дебютировало на автосалоне во Франкфурте в 2011 году, дизайн был разработан Роберто Джолито. Он производится на заводе Fiat в Помильяно-д'Арко и последние пять лет является самой продаваемой моделью итальянского концерна.
Четвертая панда, 2022 г.
Fiat шокировал поклонников несколько месяцев назад, когда намекнул, что в будущем может отказаться от малолитражных автомобилей из-за их очень низкой рентабельности. Но новое поколение Panda все равно будет — оно появится в 2022 году, будет с электроприводом, вероятно, будет использовать платформу PSA и будет «невероятно низкой ценой», как обещает один из боссов в Fiat — или, по крайней мере, низкий, как для электромобиля. Здесь вы видите концептуальную модель, показанную год назад.