Модификаторы вязкости — секретный ингредиент, который лучше всего защищает двигатель
Есть ли что-то, что автолюбители не находят интересным и не хотят за это платить? Моторное масло является хорошим примером. Это чрезвычайно важно для здоровья двигателя, но поскольку хорошие масла стоят дорого, у нас часто возникает соблазн купить что-нибудь подешевле. Какая разница, что мы заливаем в двигатель, дифференциал и коробку передач? Определенно да.
Современные смазочные масла — штука сложная и на молекулярном уровне работают как машины, защищающие. Они состоят из жидкости (масла) и присадок – химических смесей, превращающих смазку из односезонного масла во всесезонное. Первое всесезонное масло было создано в 1951 году, но до этого все масла были односезонными.
До 1951 года автомобили использовали масло с низкой вязкостью в холодные месяцы , чтобы оно легко текло. В более теплые летние месяцы, когда вязкость падает и снижается способность масла предотвращать износ, приходилось менять масло на масло с более высокой вязкостью.
Рейтинговая система, созданная Ассоциацией автомобильных инженеров (SAE), определяет вязкость масла, чтобы автомобиль мог использовать SAE 30 зимой и SAE 50 летом. Чем выше число, тем выше класс вязкости. Всесезонные масла делают замену ненужной и в сочетании с другими присадками становятся намного долговечнее
Всесезонные масла достаточно «жидкие» при низких температурах, чтобы течь при холодном двигателе и повышать вязкость при нагреве, чтобы сохранить ее. И вместо одной цифры теперь спецификация, например, SAE 10W-40. Буква W означает зиму и представляет собой вязкость холода, а вторая цифра — вязкость тепла. Степень изменения вязкости производитель масла измеряет индексом вязкости. Изменение вязкости контролируется модификаторами, представляющими собой цепочки полимерных структур с увеличивающимися молекулами при нагревании для сохранения вязкости и сжимающимися при охлаждении.
Модификаторы вязкости подвержены поломке, и в этом случае полимерные конструкции могут быть буквально разорваны компонентами, которые призваны защищать. Когда это происходит, они становятся менее эффективными и масло не обеспечивает надежной защиты. Химическая промышленность продолжает разработку новых модификаторов, более устойчивых к разрыву и способных увеличить диапазон индекса вязкости для лучшей работы в более широком диапазоне температур.
С разработкой высококачественных масел производителям удалось создать масла с низкой вязкостью, такие как SAE 0W-40, для преодоления внутреннего сопротивления в двигателе, что снижает расход топлива и выбросы углекислого газа. Это не означает, что в двигателе, предназначенном для работы с SAE 10W-40, мы можем использовать 0W-40 , но возможно и обратное. Лучше всего всегда придерживаться спецификаций производителя или спрашивать в специализированном сервисе.