Многие люди парились со смартфонами и ноутбуками, но теперь проблема распространяется и на автомобили
Все больше и больше людей уже сталкиваются с этим: обновить свой ноутбук или смартфон, только чтобы обнаружить, что он потом работает хуже, чем раньше. Если вообще работает. Обновления часто являются для производителей средством заставить вас покупать новое оборудование и утилизировать старое.
Но как насчет автомобилей? Несколько лет назад Илон Маск произнес знаменитые слова о том, что «Tesla — это не машина, а компьютер на колесах». С тех пор система удаленного обновления была передана другим производителям и в ближайшее время охватит все транспортные средства. Но стоит ли нам беспокоиться об этих обновлениях — тем более что, в отличие от смартфонов, автомобили обычно даже не требуют вашего согласия на это?
Недавний случай с калифорнийским покупателем подержанной Tesla Model S привлек внимание к этой теме. Это один из тех автомобилей, в которых компания по ошибке установила свой знаменитый автопилот, а владельцы не заплатили за эту доплату 8000 долларов.
Впоследствии компания провела аудит, нашла его недоработку и удаленно перебила этот функционал — не то, чтобы кто-то из покупателей подержанных платил серьезную наценку только из-за этого. Конечно, Тесла предложила им его восстановить — но только после оплаты цены по каталогу. Ссора длилась месяцы и чуть не дошла до суда, прежде чем компания согласилась на компромисс.
Вопрос деликатный: Tesla не обязана поддерживать услугу, за которую ей не заплатили. Но даже с подержанными покупателями несправедливо удаленно удалять функцию автомобиля, для которого они его купили. Количество таких функций, которые можно добавлять и удалять удаленно, продолжает расти, и возникает вопрос, не должны ли они следовать за клиентом, а не за автомобилем. Если человек покупает Model 3 на автопилоте и заменяет ее на новую через три года, разве он не должен сохранить ту функцию, за которую уже заплатил один раз? В конце концов, нет никаких оснований для того, чтобы этот мобильный программный сервис обесценивался с той же скоростью, что и физический автомобиль (43% за три года в случае Model 3), потому что он не изнашивается и не обесценивается.
Тесла — самый типичный пример, но на самом деле эти вопросы относятся ко всем современным производителям автомобилей. Насколько сильно мы должны позволять компаниям контролировать нашу личную машину? Что, если кто-то в штаб-квартире решит, что программное обеспечение должно включать тревогу каждый раз, когда мы превышаем ограничение скорости? Или превратить мультимедиа, к которым вы уже привыкли, в полностью изменившийся беспорядок, как это уже много раз случалось с нашими телефонами и компьютерами?
Онлайн-обновления теперь стали неотъемлемой частью жизни, и странно, что производители автомобилей не пришли к какому-либо соглашению между собой о том, как их выполнять. Даже в автомобилях они не новы — Mercedes-Benz SL, например, можно было обновить дистанционно в 2012 году. У Volvo этот функционал с 2015 года, FCA — с начала 2016 года.
Это не значит, что все идет гладко. В 2018 году, например, SiriusXM — американская сеть радиостанций, имеющая контракт с FCA, — выпустила такое обновление для мультимедиа Jeep и Dodge Durango, которое не только полностью его заблокировало, но и прекратило работу систем обязательного вызова экстренных служб для спасения автомобилей. Сервисы. Всего одним обновлением в 2016 году компания Lexus смогла полностью убить свою информационную систему Enform, и все затронутые машины пришлось везти в сервис.
Некоторые компании стараются уберечь свои автомобили от подобных ляпов. В электрическом I-Pace британский Jaguar встроил систему, которая возвращает программное обеспечение к заводским настройкам, если обновление ломается, и таким образом автомобиль продолжает функционировать. Кроме того, владельцы могут отказаться от обновлений или запланировать их так, чтобы они находились недалеко от дома.
Конечно, удаленные обновления системы могут быть очень полезными. До сих пор только 60% владельцев воспользовались сервисными акциями в случае производственного брака . Остальные почти 40% ездят на неисправных автомобилях и увеличивают риск аварий. Благодаря онлайн-обновлениям большинство проблем можно устранить без посещения службы. И поэтому производители имеют гораздо лучшую обратную связь.
Так что, в общем-то, они кое-что полезное, но применять их надо с уважением к личной свободе людей, и очень осторожно. Потому что есть большая разница между ошибкой, которая убивает ваш ноутбук и показывает вам синий экран, и ошибкой, которая блокирует основные системы безопасности вашего автомобиля на ходу.