Автомобиль задумывался как ответ Audi Quattro, но до серийного производства дело не дошло.
Появление Audi Quattro в начале 1980-х изменило представление об автомобилях , и в бывшем СССР не было возможности не следовать современным тенденциям. В конце 1980-х на ряде автозаводов страны были созданы прототипы легковых автомобилей с полным приводом. Один из них — АЗЛК-21416.
На базе АЗЛК-2141 создание варианта 4х4 преследует две основные цели. Во-первых, на фоне коммерческого успеха Audi Quattro повысить привлекательность собираемого на экспорт Москвича. Второй - для удовлетворения внутреннего спроса, так как качественных дорог в СССР до сих пор не хватает.
В результате в 1984 году, еще до освоения серийного производства АЗЛК-2141, Минавтопром инициировал разработку его полноприводной версии, получившей индекс — АЗЛК-21416. Или другими словами - Москвич-21416 с полным приводом, при участии в разработке британской компании FFD (Ferguson Formula Developments Limited).
Наличие АЗЛК-2141 облегчает замену переднего привода на полный при сохранении стандартного типа кузова. Как и у Audi Quattro, у «Москвича» продольный двигатель, поэтому адаптировать агрегаты к нему несложно. Использовался самоблокирующийся дифференциал на основе Torsen, который тогда был частью автомобилей Audi.
Кроме того, специалисты устанавливают оригинальный вторичный вал, новые вилки, подшипники и ряд других деталей. От коробки передач крутящий момент через карданный вал и коробку передач АЗЛК-2140 передается на задние колеса. Сама подвеска независимая.
Вместо штатного на перспективный АЗЛК-21416 был установлен экспериментальный 4-цилиндровый двигатель АЗЛК-21414. Этот бензиновый агрегат рабочим объемом 1,8 литра выдает 95 л.с. Он получил классическую карбюраторную систему, 8-клапанную ГБЦ с ременным приводом распредвала и чугунный блок цилиндров. В целом, получается хороший байк, который как раз подходит для полноприводной машины.
В конце 1980-х первые образцы АЗЛК-21416 прошли комплексные испытания. Кроме того, проводятся эксперименты с различными типами трансмиссий. Как и следовало ожидать, тот, что на Торсене, оказывается самым удачным. При такой схеме машина предсказуемо управляется, уверенно держится на легком бездорожье и обледенелом асфальте.
На доработку автомобиля ушло несколько лет и к 1990 году Москвич 4х4 был готов к производству. Кроме того, помимо хэтчбека планируется сделать полноприводный седан АЗЛК-214126 и пикап АЗЛК-2335.
Однако распад СССР сорвал эти планы. Было создано несколько прототипов, но о полном приводе на АЗЛК не забыли. Гоночная машина 4х4 становится бронзовым призером чемпионата Европы по автокроссу.
В 1999 году на Московском автомобильном заводе была собрана небольшая промышленная партия седанов «Калита» и «Князь Владимир», оснащенных системой. Однако это последние вздохи умирающей фабрики.