Многие считают его второстепенным компонентом.
На фоне других комплектующих автомобильный воздушный фильтр кажется несколько второстепенным и многие склонны его игнорировать. На самом деле наш импровизированный опрос знакомых показал, что около трети людей думают, что роль воздушного фильтра заключается в фильтрации воздуха, поступающего в салон от системы кондиционирования (на самом деле другого фильтра, называемого пыльцевым или салонным).
Роль воздушного фильтра заключается в очистке воздуха, поступающего в камеру сгорания. Фактически, очень немногие другие элементы так важны для долговечности двигателя, мощности двигателя и экономии топлива.
Давайте посмотрим, каковы причины этого.
Почему воздушный фильтр загружен больше, чем масляный?
Подавляющее большинство водителей обращают внимание на масляный фильтр и меняют его при каждой замене масла. Но в то же время многие люди склонны пренебрегать воздушным фильтром и либо долго его не заменять, либо выбирать самые дешевые варианты замены.
Однако в действительности задача воздушного фильтра намного сложнее задачи масляного фильтра. Масляный фильтр обычно отсеивает частицы размером от 15 до 50 микрон — более мелкие не опасны для двигателя (точные размеры зависят от конкретного автомобиля). Воздушный фильтр же должен задерживать частицы размером 5-10 микрон, что в 15 раз тоньше человеческого волоса.
Почему он имеет право только на одну попытку?
В то же время масляный фильтр имеет право на множество попыток — ведь масло проходит через него непрерывно, четыре раза в минуту. Воздушному фильтру приходится справляться только с одной попыткой: все, что он пропускает, попадает прямо в камеру сгорания и может привести к повышенному износу деталей двигателя.
Сколько воздуха проходит через фильтр?
Задача воздушного фильтра усложняется теми объемами, с которыми ему приходится иметь дело. Через масляный фильтр проходит несколько – обычно от 4 до 6 – литров масла. При этом колоссальные объемы воздуха проходят через воздушный фильтр. Для сжигания одного литра топлива нормальному бензиновому двигателю обычно требуется около 10 000 литров воздуха (чуть больше для пропан-бутановых агрегатов и явно больше для метановых). За время между двумя межсервисными интервалами, т.е. около 15 000 км, через фильтр пройдет 12 миллионов литров воздуха.
Как фильтр справляется с влагой?
Воздушный фильтр должен соответствовать нескольким условиям одновременно. Во-первых, чтобы можно было просеять даже мельчайшие частицы сажи, пыли или кристаллов соли из воздуха, для чего требуется много слоев. Во-вторых, не забивайте так, чтобы уменьшить приток воздуха к двигателю. И в-третьих, выдерживать влагу, не ухудшая от этого своей структуры и эксплуатационных характеристик.
Из чего сделаны фильтры?
Большинство современных фильтров изготавливаются из целлюлозы. Азиатские производители заменяют его прессованными полотнами из синтетических материалов, но не потому, что у них есть какие-то преимущества, а просто из-за болезненного дефицита древесины в Японии и Южной Корее.
Целлюлоза лучше всего подходит для просеивания частиц в воздухе. Но он гигроскопичен – то есть сильно восприимчив к влаге. После контакта с влагой он может набухнуть или порваться. Поэтому его предварительно обрабатывают различными смолами и добавляют в него синтетические волокна. Точные рецепты являются коммерческой тайной отдельных производителей. Самые авторитетные компании используют в своих фильтрах до 400 различных фильтрующих материалов.
Как часто менять
Как часто следует заменять воздушный фильтр? Интервал зависит от двигателя и используемого фильтра — большинство производителей рекомендуют замену через 15 000–25 000 км пробега. Но это также зависит от качества воздуха — в больших городах или в местах с большим количеством пыли в воздухе смена должна быть более частой.
Как понять, что пора?
Кстати, необходимость замены фильтра можно легко определить. Фильтр обычно находится в доступном месте под крышкой и с первого взгляда видно, насколько он загрязнен и не деформирован ли влагой.
Что произойдет, если он не заменить?
Фильтр, забитый мусором или набухший от влаги, начинает пропускать в двигатель достаточное количество воздуха. В результате старые двигатели могут захлебнуться; с более современными датчиками они обнаружат одышку, а электронный блок уменьшит мощность. В любом случае результатом является повышенный расход топлива. В случае дизельных агрегатов нехватка воздуха приводит к неполному сгоранию, хорошо заметному по клубам черного дыма, выходящим из глушителя.
Длительное игнорирование проблемы забитого фильтра в конечном итоге приводит к поломке двигателя
Что произойдет, если он сломается?
Возможен и другой вариант, особенно с фильтрами более низкого качества - влага их размягчает и могут возникнуть разрывы. Затем нефильтрованный воздух попадает в камеру сгорания, что также является предпосылкой для серьезного повреждения. Крошечная крупинка соли или щелочи может быть фатальной для цилиндров и поршней.
Именно поэтому мы настоятельно рекомендуем вам избегать самых дешевых фильтров на рынке, работы малоизвестных производителей.
Сколько стоит поменять?
На самом деле, с большинством автомобилей это настолько просто, что вы можете сделать это самостоятельно. Важно лишь правильно подобрать фильтр для своего автомобиля – смотрите инструкцию или каталог системы магазина. В старых автомобилях фильтры обычно цилиндрические, в современных чаще плоские.