В СССР кроссоверы были так же модны как и сегодня еще в 1950-е годы — но в типично советском ключе.
Никто точно не знает, когда впервые был использован термин «кроссовер». Нет и четкого определения, что это значит: раньше его называли внедорожником, но построенным на платформе легкового автомобиля, а не внедорожника или пикапа, и обычно самоокупаемым. Однако сегодня большинство кроссоверов на рынке имеют только передний привод, и им будет трудно преодолеть еще более высокий тротуар.
Москвич-410 — советский кроссовер, который опережает знаменитую Ладу Ниву ровно на два десятилетия
С таким расплывчатым термином вам ясно, что попытки определить, какой кроссовер является первым в истории, бесперспективны. Некоторые указывают на американский AMC Eagle конца 70-х годов. Другие — европейское Matra Rancho, появившееся чуть раньше. А любители советского автопрома с гордостью продвигают вперед ВАЗ-2121, или Ладу Ниву, какой мы ее знаем.
Из-за очень расплывчатого определения нельзя однозначно сказать, кто же на самом деле первый кроссовер. Но совершенно точно, что это не «Нива» — просто потому, что в Советском Союзе есть куда более ранние версии внедорожников. Одному из них, Москвичу-410, в этом месяце исполняется 65 лет. Вот его история, которую знают немногие.
Первый советский кроссовер - ГАЗ-М72
История одного из самых редких серийных Москвичей на самом деле начинается совсем в другом месте, на заводе другой марки. При острой нехватке дорог с твердым покрытием в Советском Союзе потребность во внедорожниках всегда была огромной. А после Второй мировой войны возникла новая потребность - не только в рабочих лошадках, но и в более комфортабельных автомобилях для руководителей сельского хозяйства. Первой такой моделью стал ГАЗ-М72, запущенный в серийное производство в 1955 году. Он представляет собой сочетание механики и привода ГАЗ-69, кузова и относительно более комфортного салона ГАЗ М-20 Победа.
Но поскольку эти две вещи не особо подходят для совмещения, инженерам приходится много импровизировать, добавляя усиление к конструкции целых 14 мест. В результате получился автомобиль весом 2040 килограммов – шокирующая сумма для той эпохи. И цена слишком высока.
От Москвы до Тихого океана
Боевое крещение ГАЗ-М72 состоялось в автопробеге Москва-Владивосток в 1956 году. Писатель Виктор Урин купил машину на аванс, выданный издательством в обмен на свою будущую книгу на ходу, и отправился с два друга. Он получил специальное разрешение на топливо - в 50-е годы в Советском Союзе было не так много заправок, где имели право заправляться частные лица, а в Сибири их нет. Вас не удивит, что в книге и отчетах Урина почти не упоминается пробег и сама машина, а только большие успехи в построении коммунизма. Писатель лишь отмечает, что машина была повреждена «всего три раза». Вылетев из Москвы 1 мая, путешественники прибыли во Владивосток в середине осени, спустя почти полгода.
Уступил место Волге
Как только она попала на конвейер, М72 пришлось с него сойти — в 1956 году ГАЗ уже готовился к замене старой «Победы» на новую «Волгу» ГАЗ-М21 (на фото). Внедорожные разработки не совместимы с новой моделью, и нет возможности сделать это снова. В 1958 году «кроссоверу» был окончательно положен конец. Всего было выпущено 4677 штук.
Из горького в Москву
Чтобы исправить недостатки М72, во главе которых стояла высокая цена и огромный вес, конструкторская группа Георгия Вассермана в Горьком разработала М73. Это уже гораздо более продуманная машина, имеющая оригинальную, специально разработанную для нее раздаточную коробку, подвеску и мосты. Собраны две пробные единицы — купе и пикап. Испытания проходят успешно, но завод в Горьком настолько перегружен заказами на ГАЗ-69, что Министерство легкой промышленности распорядилось предоставить чертежи и разработки на завод «Москвич» в Москве. Так родился Москвич-410.
Москвич, но полностью переделанный
В Москве тогда делают Москвич-402, который должен послужить донором новой внедорожной модели. Но адаптировать имеющуюся машину непросто — приходится поднимать двигатель, усиливать кузов. И мосты, и радиаторы являются оригинальной разработкой. Амортизаторы рычажные, а не телескопические, как у 402.
Максимальная скорость - 85 км/ч
Чтобы приспособить систему полного привода, нужно даже изменить угол наклона рулевой колонки. Вот почему 410 получает руль от старого Москвича-401, а не от 402. Рычаг коробки передач находится в полу.
По сравнению с обычным «Москвичем-402» приподнятая версия тяжелее примерно на 200 килограммов — но все равно остается приемлемой — 1180 кг. Максимальная скорость также снижена до комичных с сегодняшней точки зрения 85 км/ч. Но на «дорогах», для которых предназначена эта машина, более высокие скорости все равно невозможны.
Единственная внедорожная машина для простых граждан
Работа над проектом продолжалась, и в 1957 году наконец началось серийное производство Москвича-410. Спустя всего около тысячи собранных автомобилей настало время «фейслифтинга» — Москвича-410Н, теперь уже с новым двигателем с верхним расположением клапанов от Москвича-407 и максимальной мощностью 45 лошадиных сил. Максимальная скорость возрастает до… 90 км/ч. В это же время началось производство Москвича-411 — версии универсал (на фото). Это единственные машины 4х4, которые простые люди в СССР могли купить - по крайней мере, теоретически. ГАЗ-69 не доступен для частных покупателей.
Жертва
Но даже эта свобода не длится слишком долго. В конце 1950-х - начале 1960-х годов производство Москвича было в основном ориентировано на экспорт для обеспечения столь необходимой стране валюты. Более половины серийных Москвичей-407 уходят за границу — не только в «братские социалистические страны», но и в Великобританию, Бельгию и некоторые другие страны Запада. Однако интереса к спартанскому внедорожному Москвичу-410 нет. Производство сократилось и окончательно остановилось в 1963 году. Всего было собрано 7580 седанов Москвич-410 и только 1515 универсалов Москвич-411.
Конкуренты за железным занавесом
В 50-е и 60-е годы и по ту сторону железного занавеса в Европе было не так много «кроссоверов». Самым успешным, пожалуй, является Renault Colorale, выпускавшийся с 1952 по 1956 год с двухлитровым двигателем мощностью 58 лошадиных сил. Из него собрано 43 000 штук, почти все для Алжира и других французских колоний в Африке.
В 1960 году Citroen выпустил 2CV Sahara (на фото), чрезвычайно любопытный двигатель, оснащенный двумя 0,4-литровыми двухцилиндровыми двигателями мощностью 12 лошадиных сил — один спереди, другой сзади. Но интерес невелик — за семь лет выпущено всего 697 экземпляров.
В Америке есть еще много внедорожных моделей, но они все без исключения на раме.
Несбывшиеся Москвичи 415 и 2150
В СССР тем временем убедились, что адаптация внедорожников — сложная задача, и решили разрабатывать новые модели внедорожников, уже на раме. В Москве усиленно работают над Москвичами 415 и 416, с дизайном в стиле вездесущего Willys Jeep. Конструкция выглядит многообещающе, но завод так и не получил благословения Минпрома на ее запуск в производство. В 70-х годах Московский завод доработал старые чертежи и предложил новый внедорожник — АЗЛК-2150. Но в то время влияние ВАЗа на высшее партийное руководство было сильнее и в конце концов было решено делать внедорожную модель в Тольятти - это будет Lada Niva.
Кто все-таки первый кроссовер?
Спекуляции на эту тему будут продолжаться бесконечно. Некоторые даже называют ГАЗ-М72 серьезным соперником. Но если нам приходится искать самую раннюю модель автомобиля, подходящую для серьезного бездорожья, то это, вероятно, Opel Gelandesportwagen, созданный в 1934 году. Эта машина предназначалась для гонок по бездорожью, хотя на ней, вероятно, тестировались разработки для будущие боевые машины вермахта. Всего было собрано 15 единиц, но на сегодняшний день сохранился только один, с 2,5-литровым шестицилиндровым двигателем от Opel Kapitan.