Обозначения с аббревиатурами и цифрами связаны с системой, введенной в 1966 году.
ВАЗ-2101 или Жигули, как этот автомобиль известен за пределами бывшего СССР, является одной из самых массовых моделей российского автомобилестроения, но как она получила такое обозначение? Аббревиатура ВАЗ легко расшифровывается ввиду официального названия завода в Тольятти – достаточно популярен Волжский автомобильный завод. А 2101 ? Здесь надо вернуться к середине 1960-х годов, когда в СССР была принята новая таблица наименования легковых, грузовых и других транспортных средств, произведенных в государстве.
Это работа команды начальника отдела технической документации ГАЗ Самуила Челова . В 1943 году он с коллегами создал первую такую классификационную таблицу, а через 20 лет сам Челов, уже перейдя на более высокую должность в отечественном автомобильном управлении, предложил полностью изменить ее с учетом развития советского автопрома. в первые десятилетия после войны.
Так, 11 сентября 1964 года Комитет по автотракторостроению при Совете Министров СССР принял новую систему нумерации заводов в автомобилестроении. Это также обуславливает необходимость перехода от системы с использованием трех цифр к введению нового кода, состоящего из 4 цифр.
Пример снова ВАЗ-2101 — первые две цифры 2 и 1 обозначают, что это автомобиль с двигателем до 2 литров (здесь роль 2), а 1 — общепринятый показатель, что это легковой автомобиль. . Две другие цифры обозначают серийную модель соответствующего производителя – 01 для «Жигулей» подтверждает, что это первая серийная модель тольяттинского завода. Остальные стартовые номера для легковых автомобилей: 11 для двигателя объемом до 1,2 литра, 31 для двигателя объемом до 4 литров и 41 для двигателя объемом более 4 литров.
На этом заседании 11 сентября 1964 года состоялось довольно тусклое обсуждение — ожидается, что представители крупнейших на тот момент автомобильных заводов СССР — ГАЗ и ЗИЛ были против новой классификации. Но этого не произошло, так как два предприятия вообще не прислали своих представителей на это собрание, а новая классификация вступила в силу 1 августа 1966 года и используется в России до сих пор.
Позже, однако, выясняется, что ВАЗ - единственный производитель, который строго соблюдает эту классификацию, в Ижевске начинают вести автомобили и мотоциклы в одном реестре, а на ГАЗе, правда, гораздо позже, от этой нумерации полностью отказываются . Однако в 1980-х ГАЗ принял классификацию, и так появилась 3102, а до этого знаменитая Волга-2410 носила это имя не заводом, а административными органами, отвечающими за автомобильную промышленность.
ВАЗ-2101
ВАЗ полностью перенял новую классификацию советских автомобилей, начиная с 1971 года с классического 2101.