От подсоса до форточки: современные молодые водители их даже не узнают
Если вы родились до цифровой эпохи, вы, вероятно, немного завидуете той легкости, с которой молодое поколение справляется со смартфонами, компьютерами и загадочными новинками вроде TikTok. Но роли тут же поменяются, когда сын или внук получит свою первую машину – как правило, пожилого возраста. Все дело в том, что последние два-три десятилетия стерли многие узлы автомобиля, которые ранее были его неотъемлемой частью . Вот список из 20 таких вещей, о которых современные водители-новички даже не узнают, когда впервые увидят их. Плюс тот, которого скоро постигнет та же участь.
Подсос
Тот, кто делал свои первые шаги в управлении «Москвичем-412» (или, собственно, любой машиной той эпохи), хорошо помнит избитый жест шаркания влево под рулем и вытаскивания подсоса.
Для младших: это было устройство, которое уменьшало подачу воздуха к карбюратору и таким образом обогащало топливную смесь, так что холодным зимним утром зажигание становилось легче. В более примитивных автомобилях пылесос был ручным, а в более совершенных карбюраторных двигателях – автоматическим.
Дворники без интервалов
Мало кто сегодня помнит досаду от использования обычных дворников без интервалов – тех, у которых всего два положения, включено и выключено. На Западе дворники прерывистого действия появились только в 1970-х годах, а на Востоке — еще позже. Гениальную идею для них придумал изобретатель Роберт Кернс, предложивший их крупным американским производителям. Ford, Chrysler и GM постоянно указывали на него дверью, а затем спокойно украли идею. После двух десятилетий боев Кэрнс наконец приговорил их в 1990-х годах к выплате ему 30 миллионов долларов в качестве компенсации за ущерб.
Тормоза без АБС
Для наших водителей они не такое уж и далекое воспоминание, потому что у нашх машин таких дополнений не было. Именно поэтому многие из нас до сих пор по старой и ненужной привычке «прокачивают» тормоз на льду, чтобы не заблокировать его.
Mercedes впервые представил эту технологию в 1970-х годах, и сегодня она является обязательной в ЕС. Так же как и электронные системы стабилизации (ESP и другие).
Ручные окна
У нас эти дверные ручки до сих пор являются обычным явлением. Но в более современных автомобилях они практически исчезли. Только самые базовые версии бюджетных моделей, таких как Dacia Sandero, поставляются с ручками заднего стекла.
Ручное запирание дверей
Когда мы уезжали в отпуск, папа сначала должен был отпереть водительскую дверь, войти и вручную отпереть салон и двери для всех остальных. Хорошее упражнение на растяжку.
Ручные зеркала
Еще одна исчезающая черта, хотя и не такая уж редкая в Горубляне. До 90-х годов регулировка боковых зеркал небольшими джойстиками была обычным явлением. Особенно весело было с правым зеркалом, потому что нельзя сидеть за рулем и одновременно крутить рычаг.
В настоящее время такую схему предлагают лишь единицы моделей — новый шаг вперед для самой базовой версии Sandero («вы не платите ни за что лишнее»).
Рули без усиления
В Америке его в шутку называли Армстронгом. Автору , хорошо знакомо чувство, когда для поворота кренделя требуется вся их сила. Слава богу, что хотя бы в Восточном блоке было не так много моделей с тяжелым V8 впереди.
То же самое касается тормозов без усилителя.
Автомагнитолы
В 80-е годы, когда большинство автомобилей в наших широтах поставлялось только с примитивным радиоприемником, наличие магнитолы было признаком социального статуса. Естественно, мобильные магнитофоны были не очень надежными, в основном из-за пыли и температурных перепадов, и немного жевали ленты. Но кого это волновало?
CD-плеер
Некоторые автопроизводители настолько медленные, что до сих пор предлагают эту опцию в эпоху Spotify. Но в 90-х наличие CD-плеера в машине было откровением: не было жеванной ленты, можно было переходить от песни к песне одним щелчком мыши, а качество было заметно лучше, чем у кассет. Компакт-диск был технологией будущего... пока будущее вдруг не стало цифровым. Ведь дисковый футляр идеально подходил для очистки лобового стекла ото льда, если у вас не было скребка.
Карбюраторы
Stromberg, Weber, Holley, Carter, Thermoquad... Их были десятки марок и типов, но их объединяло одно: все карбюраторы были дрянным способом для подачи топливной смеси, и нуждался в периодическом уходе. Нашествие инъекций и прямого впрыска отправило их в музеи. Однако возмещение ущерба стало несравненно сложнее.
Диагональные шины
До изобретения радиальной шины в 1946 году и ее широкого использования в конце 1960-х и 1970-х годах большинство автомобилей устанавливалось на диагональные шины. Они отличались довольно плохим сцеплением с дорогой и низкой боковой устойчивостью. И они были главной причиной того, что так много спортивных автомобилей того времени закончили свою жизнь в канавах. Сегодня они в основном используются в сельском хозяйстве.
Вентиляционные окна
Эта примитивная, но эффективная система вентиляции доминировала в 1960-х — и в социалистическом лагере, где автомобили не развивались годами до конца 1980-х. Небольшие треугольные окна открывались в сторону, позволяя проветривать кабину, не пропуская прямой поток воздуха внутрь. Курильщики могли стряхивать через них сигареты. В общем, жизнь была проще.
Физический ключ
В 2021 году на рынке есть несколько десятков автомобилей с полностью цифровыми ключами, а то и несколько вообще без ключа, где открытие осуществляется с помощью приложения для смартфона. У большинства моделей в пульте до сих пор спрятан физический металлический ключ — для тех редких случаев, когда в машине нет электричества, например.
Но было время, когда не было пультов, и машина работала с тремя старомодными ключами - один от дверей, один от багажника и один от зажигания.
Барабанные тормоза
Как и ручные зеркала, они не исчезли полностью, но в Европе вы найдете их только на задних колесах некоторых очень бюджетных моделей. Однако к концу 1960-х автомобилей с дисковыми тормозами почти не осталось, и преобладали барабанные. На самом деле, они хорошо справляются со своей задачей, если не использовать их слишком часто, например, при спуске. Или в сырую погоду.
Ручной тормоз
Большинство современных молодых людей, возможно, никогда не познают удовольствия тянуть старый добрый стояночный тормоз. Практически все современные автомобили сейчас имеют электронику. Что не сработает, даже если попытаться развернуться на 180 градусов в стиле Юхи Канкунена.
Электрическая антенна
Еще на заре двадцатого века водители поняли, что хорошо иметь в машине хотя бы радио. Но выступающая антенна создавала эстетические и практические проблемы, поэтому в более роскошных моделях она убиралась в корпус с помощью небольшого электродвигателя. Однако сейчас антенна чаще всего встроена в небольшой «плавник» на крыше и совсем не бросается в глаза.
Автоматические ремни
Мы перешли от автомобильных технологий 60-х к технологиям конца 90-х, автоматические ремни безопасности так и не стали популярными. Но в конце 80-х они были последней модой и подходили ко всему, от Honda Civic до Ferrari Testarossa. Вы садитесь, откидываетесь назад, а электродвигатель двигается и пристегивает ремень безопасности. Но на практике это оказалось не так удобно и не так безопасно, как звучало в рекламных роликах.
Резиновые накладки на двери
Одна из практичных идей 90-х — резиновые накладки на бамперы и двери, которые защищали от мелких городских столкновений и царапин на больших парковках. К сожалению, отступили по чисто эстетическим соображениям.
Фиксированные рулевые колонки
Сегодня практически в каждом автомобиле руль можно регулировать как по высоте, так и по глубине. Но прошло почти четыре десятилетия, прежде чем эта технология, изобретенная Jaguar в 1949 году, получила по-настоящему широкое распространение.
Автомобильный телефон
Он никогда не работал очень хорошо, а также был самым дорогим дополнением в и без того просоленных автомобилях, таких как Mercedes 560SEL. Но в 1980-х массивная гарнитура, упирающаяся в центральную консоль, была ярчайшим признаком того, что человек в этой машине добился в жизни успеха.
Ручная коробка
Да, мы знаем, что они еще не ушли. Но это вопрос нескольких лет. С одной стороны, все современные электронные системы безопасности эффективно работают только на автоматических скоростях, не говоря уже о будущих автопилотах. С другой стороны, автоматика стала намного лучше и большинство покупателей предпочитает ее удобство тому ощущению динамичности, которое дает старая добрая «ручка».