Небольшой городок во Владимирской области Алесандров знаменит не только Александровской слободой, откуда Иван Грозный 17 лет управлял государством. Есть здесь неприметный на первый взгляд музей.
Если не подойти ближе, сразу и не догадаешься, что это литературно-художественный музей Марины и Анастасии Цветаевых. Когда я была здесь первый раз, мне пришлось довольно долго поплутать, пока я не нашла нужный дом. Сейчас его легче найти по большой фотографии на одном из строений.
Музей находится на пересечении Военной улицы и Военного переулка. Здесь с 1915 по 1917 годы Анастасия Цветаева и ее гражданский муж Маврикий Минц снимали дом у учителя математики Лебедева. Непосредственно этот дом не сохранился, но был воссоздан, и сейчас там экспозиция "Александровское лето Марины Цветаевой".
В старом деревянном доме жила семья Лебедевых. Там располагается экспозиция "Музей-метафора".
Надо сказать, экспозиция достаточно странная, потому что подразумевает только знакомство с экскурсоводом. Без него будет ничего не понятно, ведь ни один экспонат, коими в данном случае являются фотографии, не подписан.
Музей-метафора занимает всего одну комнату.
Посетители перемещаются не от экспоната к экспонату, а от метафоры к метафоре. Уловить это довольно сложно, особенно если вы далеки от поэзии Марины Цветаевой. Надо отдать должное экскурсоводам, которые прекрасно знакомы с творчеством и Марины и Анастасии. На протяжении всей экскурсии, а она длится не менее 2 часов, звучат стихи.
Казалось бы, о чем рассказывать 2 часа, когда экспонатов практически нет, только фотографии. А рассказывать есть о чем. О жизни в начале XX века в провинциальном городе Александрове.
Начинается рассказ вот от этой фотографии, где все еще такие молодые и счастливые. Две семьи - Марина с мужем Сергеем Эфроном (в белой рубашке) и дочкой Ариадной и Анастасия с гражданским мужем Маврикием Минцем и сыном от первого брака Андреем.
Марина "увековечила" имя Маврикия Минца, посвятив ему одно из самых известных своих стихотворений:
Мне нравится, что Вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не Вами,
Что никогда тяжёлый шар земной
Не уплывёт под нашими ногами.
Фотографии на стенах знакомят нас с известными семьями в Александрове.
Вот семья Лебедевых. В самом центре фото дочери математика Веры. Рядом она же в весьма преклонном возрасте. Вера Лебедева дожила до открытия музея и внесла ощутимый вклад в его создание.
Это семья Ивановых. Только у них в городе был телефон.
Это семья известных в городе музыкантов Коршунковых. В их доме часто проходили музыкальные вечера, и сестры Цветаевы там бывали.
Марина Цветаева в Александрове была наездами, лишь летом 1916 года она жила здесь несколько недель, так как Анастасия уехала рожать в Москву. Александровское летом 1916 года - это Болдинская осень Марины Цветаевой. Этот период явился очень плодотворным, было много написано. В Александрове Марину навестил влюбленный в нее Осип Мандельштам.
И куда, вы думаете, Марина водила Мандельштама в Александрове? На погост, хотя и знала, что поэт очень боится покойников. Мандельштам обиделся на нее за эту шутку над ним. Впоследствии он посвятит стихотворение этой прогулке.
Не веря воскресенья чуду,
На кладбище гуляли мы.
— Ты знаешь, мне земля повсюду
Напоминает те холмы.
Хочется остановиться на этой фотографии.
На ней сестры Лубны-Герцык, или просто Герцык, Аделаида (стоит на фото с мачехой) и Евгения. Это забытые имена Серебряного века. Я тоже открыла их только при первом посещении музея несколько лет назад. Аделаида - поэт, а Евгения - переводчик философских текстов, оставила интересные воспоминания о Серебряном веке. Они дружили с Максимилианом Волошиным, Николаем Бердяевым. "Одна из самых замечательных женщин начала XX века, утонченно-культурная, проникнутая веяниями ренессансной эпохи", - так отзывался о Евгении Герцык философ Николай Бердяев. В Александрове сестры много общались с Мариной и Анастасией. "Герцыки... - без них мы бы умерли". - напишет позднее Анастасия. Аделаида скончалась в 1925 году в Судаке от болезни. К сожалению, могила ее не сохранилась.
Когда я умру — ты придешь проститься,
Мертвым нельзя отказать —
На умершие, стихшие лица
Сходит с небес благодать.
Евгения прожила более долгую жизнь, умерла в 1944 году, пережив оккупацию в Курской области.
Переходим через символический зеркальный ручей, а может быть, реку Времени, и оказываемся на второй половине комнаты. Здесь единственная подлинная вещь, оставшаяся от семьи Лебедевых, - печь, возле которой любила греть руки Марина Цветаева.
В этой части комнаты тоже много фотографий. Это местные жители, запечатленные в домашней обстановке. По словам экскурсовода, Марина Цветаева любила прогуливаться по улицам города и подсматривать в окошко за соседями, поэтому все фотографии помещены в рамочки с занавесочками. Это ведь музей-метафора.
Вот опять окно,
Где опять не спят.
Может – пьют вино,
Может – так сидят.
Или просто – рук
Не разнимут двое.
В каждом доме, друг,
Есть окно такое.
На этом знакомство с первой экспозицией музея Марины и Анастасии Цветаевых заканчивается. В следующей части увидим восстановленный дом, в котором жили Анастасия Цветаева и ее муж Маврикий Минц. На экскурсии я узнала интересные факты о его смерти, а также о смерти Алеши, сына Анастасии и Маврикия.
Продолжение следует...
Если вам понравилась статья, ставьте лайки, делитесь в соцсетях и подписывайтесь на канал. Спасибо всем.