Многочисленные рассказы о непрестанном музицировании Рахманинова в Кисловодске как соло, так и с Шаляпиным – ещё один вымысел. Его пытаются подтвердить цитатой из московских воспоминаний писателя Н.Д.Телешова 1904 года.
#42 "Кисловодский детектив: страсти по Рахманинову".
Брунько Т.А.
Доклад на VII Международной научно-практической конференции «С. В. Рахманинов и мировая культура». Тема: "С.В.Рахманинов в Кисловодске"
Тема пребывания С.В.Рахманинова в Кисловодске до сих пор серьёзно не изучалась профессиональными музыковедами и историками. Существующие в местном обиходе публикации выполнены без опоры на компетентные источники. Отсюда – значительная мифологизация представлений о пребывании композитора в Кисловодске. Наша задача – по мере сил очистить эти представления от неверной информации и восстановить факты пребывания С.В.Рахманинова, а также его встреч с Ф.И.Шаляпиным в нашем городе.
В своём исследовании мы опираемся на письма, воспоминания современников, дореволюционную прессу. Другой важнейший источник – основополагающие труды о жизни и творчестве С.В.Рахманинова (смотри список литературы на канале). С целью изучения этих материалов мы раотали в фондах РНБ, РГБИ. Обмен информацией с историками, краеведами, сотрудниками кисловодских музеев, также был полезен.
Если нет времени сейчас прочитать статью, а тема вам интересна, просто подпишитесь на мой канал! Прочтёте в свободную минутку!
Результаты своих изысканий мы публикуем на нашем канале Дзен. Это 15 статей, 8 видео и наш театральный сценарий «Два гения: кисловодские эскизы». (на момент публикации доклада на канале - 17 статей и 10 длинных видео, не считая "малых форм" - роликов и постов).
С.В.Рахманинову приписывают четыре посещения Кисловодска: в 1888, 1909, 1916, 1917 годах. Из них только два последних имеют неопровержимые подтверждения. Это позволяет нам с большой долей вероятности утверждать, что С.В.Рахманинов посетил наш город дважды: в 1916 и 1917 годах.
Версия о поездке Рахманинова с классом Н.С.Зверева в Кисловодск в 1888 году получила распространение благодаря воспоминаниям Матвея Пресмана:
«Летом он выезжал со всеми нами на подмосковную дачу, ездили в Кисловодск (один раз) и в Крым (один раз)».
Никаких документальных подтверждений поездки в Кисловодск нет. Есть справка, полученная Рахманиновым в канцелярии консерватории, и разрешающая ему отбыть к месту летнего отдыха в Крым и Закавказский край. Но, во-первых, собирался поехать – это ещё не значит, что точно съездил. Во-вторых, Кисловодск НИКОГДА НЕ ВХОДИЛ В ЗАКАВКАЗСКИЙ КРАЙ! Тот и другой расположены ПО РАЗНЫЕ СТОРОНЫ Большого Кавказа (горной системы, в центре которой самые высокие горы Главного Кавказского хребта). Что касается воспоминаний М.Пресмана, он был пансионером Н.С. Зверева с 1883 по 1891 год, восемь лет. Рахманинов же - всего четыре года - с 1885 по 1889 (последний год - уже будучи учеником старших классов консерватории). Поездка М.Пресмана в Кисловодск в числе пансионеров Н.С.Зверева могла состояться и без участия в ней С.В.Рахманинова.
О пребывании Рахманинова в Кисловодске в 1909 году есть статья местного краеведа в газете «Кавказская здравница». В ней он приводит цитату якобы из статьи московского журналиста Львова о якобы имевшем место концерте Рахманинова в Кисловодске в 1909 году. Связавшись с РГБИ, и получив доступ ко всем номерам журнала «Рампа и жизнь», на которую ссылается автор газетной статьи, мы ни в одном номере журнала не обнаружили такой статьи. Однако, Яков Львов действительно очень интересно писал о культурной жизни на Водах в этом журнале. Вот такой чистый образец чистого журналистского творчества!
Июнь-июль 1916 года С.В.Рахманинов провёл в Ессентуках и Кисловодске, о чём имеется переписка, воспоминания современников и, конечно же, упоминания в фундаментальных трудах. На их основе нам удалось установить даты приезда и отъезда Рахманинова с точностью плюс-минус день. Он провёл в Ессентуках неделю с 12 по 19 июня, затем почти месяц в Кисловодске с 19 июня по 14 июля. Всё это время лечился от подагры, сказывавшейся болью в руках, и невралгии, чётко придерживался режима, предписанного врачами. Многочисленные рассказы о его непрестанном музицировании как соло, так и с Шаляпиным – ещё один вымысел. Его пытаются подтвердить цитатой из московских воспоминаний писателя Н.Д.Телешова 1904 года. В номере рахманинова, как в Ессентуках, так и в Кисловодске, был рояль, на котором он занимался не более двух часов в день.
Большую радость Рахманинову доставляло общение с Ф.И.Шаляпиным, который, согласно «Летописи», прибыл в Ессентуки 30 мая, уехал 17, по другим данным, 21 июня. Они встречались в пансионе Фигуровых, где Рахманинов жил, а Шаляпин только, как тогда говорили, «столовался». Здание пансиона не сохранилось. Иными словами, два музыканта совпали в 1916 году в Ессентуках примерно на неделю. Не исключено, что могли вместе посетить Кисловодск. Их прогулка по Кисловодскому парку и курортный диалог стали сюжетной основой нашей театральной сцены: "Два гения: кисловодские эскизы".
В Кисловодске Рахманинов жил в гостинице «Россия» пятигорских купцов братьев Зипаловых. Сейчас на ней установлена мемориальная доска работы Гургена Курегяна. Главные нарзанные ванны, Нарзанная галерея и Курортный парк, расположенные поблизости, предоставили композитору все возможности для оздоровления. Все здания прекрасно сохранились, на нашем Дзен канале есть видео о Рахманиновских местах в Кисловодске.
Приехав на Кавказ в крайне удручённом душевном состоянии, к концу пребывания Рахманинов, по свидетельству Елены Метнер, « очень хорошо выглядит, довольный вид у него и даже весёлый». Он начинает работать над романсами ор.38 на стихи, специально привезённые ему в Ессентуки Мариэттой Шагинян, и тем самым постепенно выходит из творческого кризиса.
Немало этому способствовала и будущая исполнительница романсов Нина Кошиц. Сохранились два курортных письма Рахманинова к ней. В письме №539 по 3х-томнику «Литературное наследие» он пишет: «Может, увидимся в 5½ часов в симпатичном (нашем) павильоне у источника № 3, у бювета № 4?»
Это письмо обозначено как написанное в июле в Кисловодске. Оно могло быть написано только в Ессентуках, потому что в нём упоминается именно ессентукский источник. В Кисловодске был и до сих пор существует только один источник так называемого общего нарзана, никаких источников №3,4 и т.д. в Кисловодске нет. Соответственно, и дата должна быть другая – не июль, а июнь.
В 1917 году Рахманинов приехал на Кавказ с твёрдо принятым решением уехать из России. Уехать уже в июле. Два письма из Ессентуков, от 1 и 22 июня к А.И.Зилоти говорят именно об этом. На курорт композитор приехал с абсолютно прагматичной целью: как можно лучше подготовиться к тому, чтобы обеспечивать семью за границей концертной работой, приведя в порядок руки. Очевидно, лечение в прошедшем сезоне дало хорошие результаты, но необходимо было их упрочить. Ехал не развлекаться. Не концертировать.
Всё же, от участия в одном концерте, в Кисловодске, Рахманинов не смог отказаться. Возможно, это был его единственный приезд в наш город в 1917 году. На благотворительном концерте так называемого займа свободы Рахманинов аккомпанировал Н.П.Кошиц свои романсы и дирижировал «Марсельезой». Концерт, вопреки общепринятому мнению, проходил не в Курзале, а в так называемой «Хрустальной раковине» Курзала, то есть, летней сцене. Об этом пишет М.Шагинян в малоизвестной повести «Перемена» вышедшей в начале 1920-х годов: «Парадно звучит «Марсельеза», приподнятая из раковины курзала блестящим огромным симфоническим оркестром под магическим жезлом Рахманинова».
Другой же эпизод воспоминаний М.Шагинян роковым образом запутал работников кисловодских музеев:
«Последняя моя встреча с Рахманиновым произошла 28 июля 1917 года в Кисловодске».
Ф.И.Шаляпин, согласно «Летописи», приехал в Кисловодск 23 июля, где снял для своей второй семьи дачу, которая ныне является музеем. В итоге такого «чудесного» совпадения дат музей «Дача Шаляпина» сейчас украшает мемориальная доска с портретом Рахманинова и надписью: «В этом доме в июле 1917 года бывал великий русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов».
Редактор «Воспоминаний о Рахманинове» З.А.Апетян в примечании №1 обратила внимание на ошибку Шагинян: встреча её с Рахманиновым произошла не в июле, а в июне 1917 года. Апетян приводит письмо С.В.Рахманинова Н.П.Кошиц от 5 июля, в котором говорится, что он уже третий день в Москве. В письме же к Зилоти он пишет, что уезжает с Кавказа 30 июня. Рахманинов уехал с Кавказа 30 июня, Шаляпин приехал 23 июля. В 1917 году они разминулись на Кавказе почти на месяц, поэтому Рахманинов не был на кисловодской даче Шаляпина ни в июле, ни, по всей вероятности, ни в какое другое время.
Так и не став концертной площадкой для Рахманинова-пианиста, Кавказ сослужил ему большую службу как курорт. Судя по интенсивности концертной деятельности Рахманинова за границей, можно утверждать, что лечение на Водах было успешным!
Не забывайте подписываться на канал! Детектив ещё не закончен! Читайте и смотрите также другие материалы подборки "Кисловодский детектив: страсти по Рахманинову"