ПРОДОЛЖЕНИЕ
Шейху Мансуру, чтобы не лишиться последних сторонников пришлось делать выбор в пользу кумыков, хотя старшины костюковских общин уже проявили полное равнодушие и остальных жителей Дагестана, примкнувших к нему и еще не оставивших надежд захватить крепость Кизляр. Однако для столь масштабного набега горских партий оказалось явно недостаточно, поэтому имаму пришлось остановить свой выбор на гребенских станицах. По настоянию качкалыковских чеченцев и аксаевских кумыков он задумал перейти границу у селения Шелкозаводское, населенное по преимуществу армянами и угнать домашних животных, в том числе принадлежащих караногайцам, что совершенно не вписывается в рамки пресловутой “национально-освободительной войны горцев”. Покинув укрепленный лагерь в Кумыкии, 12 октября набежчики подошли к урочищу Нижний Яр в районе станицы Старогладовской, вблизи которой находился отряд под командованием командира Моздокского полка полковника И.Д.Савельева. В распоряжении казачьего военачальника находились также гренадерский батальон, в котором находилось до 700 военнослужащих, 2 мушкетерские роты с артиллерийской обслугой и команды от Гребенского и Терско-Семейного войск.
Набежчики открыто расположились лагерем на правом берегу Терека, приступив к приготовлению средств переправы, совершенно не интересуясь происходящим в ближайшей округе, очевидно оставаясь в полном убеждении, что чары пророка делают их не видимыми для неверных. Этим обстоятельством и воспользовался начальник отряда, скрытно подойдя через прибрежный лес во главе моздокской и гребенской сотен с одним конным орудием. Казаки, рассыпавшись цепью открыли прицельный ружейный огонь и после 10 артиллерийского выстрела вся партия шейха Мансура скрылась на противоположном берегу, отойдя вверх по течению Терека к ближайшему перелеску. С прибытием пехотных частей полковник И.Д.Савельев вечером направился параллельным курсом и утром следующего дня принудил набежчиков отказаться от попытки переправиться через Терек и вновь отойти в верх по течению.
Вскоре прибывшие из горского стана лазутчики сообщили за соответствующую плату, что шейх Мансур намеревается прорваться на Кавказскую линию между гребенскими станицами Щедринской и Червлённой. Отряд российских войск быстро выдвинулся в указанном направлении, обозначив свое присутствие прямо напротив лагеря набежчиков, расположенного в близлежащем Брагунском лесу. Шейх Мансур убедившись, что с имеющимися у него силами переправится через Терек не получится, срочно отправился в селение Алды. В течение нескольких дней имам убеждал соотечественников присоединиться к нему в набеге на окрестности крепости Моздок и ближайших казачьих станиц, обещая богатую добычу. Одновременно его посыльные отправились и к другим народам возвещая о присоединении чеченцев, а кабардинским князьям дал знать, что направляется к ним с большим войском. Таким образом пророку удалось совместить пожелания всех заинтересованных сторон. Дагестанцам продемонстрировал желание атаковать крепость Кизляр, чеченцам возможность прорваться в пределы Моздокского казачьего полка, а кабардинцам готовность действовать с ними сообща.
Показав себя достаточно последовательным переговорщиком, шейх Мансур сумел всего в несколько дней довести численность своего воинства до нескольких тысяч воинов, по некоторым данным до 6000 человек. Вернувшись в лагерь к селению Брагуны и завершив последние приготовления, горцы около полудня 22 октября беспрепятственно переправились через реку Сунжа и направлюсь вверх по течению Терека в сторону Малой Кабарды. За набежчиками параллельным курсом по левому берегу Терека последовал отряд полковника И.Д.Савельева в авангарде с казачьими сотнями, а также отряд полковника А.М.Лунина в который входили Томский пехотный полк, гренадерские роты Астраханского полка, 2 эскадрона драгун с несколькими орудиями полевой артиллерии.
Военно-политическая ситуация вновь принимала угрожающий оборот, поэтому главному воинскому начальнику на Северном Кавказе пришлось срочно от слов переходить к делу. В течение трех недель после возвращения из столицы генерал П.С.Потёмкин вместо того, чтобы, пользуясь тем, что горские партии распались и у шейха Мансура осталось всего до 100 активных приверженцев, продолжил рассылать прокламации. Не выполнив своего грозного обещания сразу же по приезду из Санкт-Петербурга покарать мятежников, он не просто упустил время, но дал возможность предводителям горцев уверовать в свои силы.
Более того его медлительность в принятии действенных мер уверила горцев во мнении, что их опасаются, поэтому можно и дальше атаковать российские поселения, захватывать пленных и отгонять домашнюю скотину. Дошло до того, что разбросанные по Кавказской линии малыми частями пехотные подразделения были не в состоянии пресечь набеги хорошо организованных конных партий кабардинских и черкесских князей. А драгунские эскадроны в виду малочисленности и острой нехватки конского поголовья оказались не в состоянии воспрепятствовать массированным вторжениям. В сложившейся ситуации горцы не особенно беспокоились за безопасность своих селений, все усилия направив на получения прибавочного продукта на территориях, находившихся под контролем российской администрации.
Движение шейха Мансура в сторону кабардинских селений больше не оставляло времени для промедления и уже необходимо было принимать срочные меры. Генерал П.С.Потёмкин приказал полковнику Л.Т.Нагель (основатель крепости Владикавказ) срочно прибыть в крепость Моздок и взять под командование отряды полковников И.Д.Савельева и А.М.Лунина. Тем самым большой отряд правительственных войск должен был воспрепятствовать соединение дагестанцев и чеченцев с кабардинцами, с перспективой разбить партии горцев или же перекрыть дорогу шейху Мансуру для возвращения обратно.
В свою очередь генерал П.С.Потёмкин взял под свое командование подразделения Кабардинсккого, Казанского, Куринского, Свияжского пехотных полков, нескольких гренадерских батальонов с полевой артиллерией. В его же отряд вошли 2 Донских полка в количестве до 600 казаков, Уральский казачий полк до 300 человек при 1 офицере, а также до 500 калмыков, которые и составили крупный кавалерийский резерв. Всего же в отряд правительственных войск вошло до 5000 человек и от его успешных действий во многом зависело установление спокойствия в обширном регионе.
Продолжение следует. Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, будем вместе продвигать честную историю