С возвращением в высокотехнологический подвал антиутопических ужасов Скара, мои дрожащие от страха не поймать вай-фай миллениалы!
Все, кто не провел в бункере без связи с внешним миром период с 2019 год по наше время, наверняка хорошо помнят вопиюще провокационный, но от того еще более культовый диалог из горячо любимого нашими соотечественниками фильма Гая Ричи "Джентльмены", который в вольном переводе звучит примерно так:
- Эй Эрни, ты что делаешь? Иди тренируйся, черный урод!
- Тренер, он только что назвал меня черным уродом?
- Да, назвал
- Но так нельзя, это же расизм!
- Но ты черный и ты урод, Эрни... это факты"
Примерно таким же нехитрым способом бессменный шоураннер одной из самых популярных фантастических теле-франшиз последних лет Чарли Брукер мог бы обосновать, почему шестой сезон "Черного зеркала" является именно "Черным зеркалом".
Потому что, фактически, от всех знаковых примет сериала в новом сезоне осталось только ... название. И это не хорошо, и не плохо. Скорее, странно. Впрочем, обо всем по порядку.
Очевидно как божий день, что изначально вся франшиза "Черное зеркало" строилась шоураннерами и сценаристами вокруг единой и непреложной концепции - страха человека перед высокими технологиями и возможными последствиями их внедрения в декорациях условного антиутопического будущего, некоторые варианты которого до жути походили на повседневное настоящее. Собственно, сериал прославился именно тем, что умел адаптировать вечные темы под злободневные реалии технотриллера и буквально заглядывать в ближайшее будущее, сбывающееся прямо на глазах пораженных зрителей. В свое время первые сезоны Black Mirror безошибочно угадали в общем виде несколько революционных гаджетов и технологий, и связанных с ними морально-этических дилемм, которые в 2023-ем абсолютно привычны для рядового пользователя интернет-маркетов. Учитывая весьма высокое качество сериала в целом, и гениальный концепт и реализацию некоторых отдельных серий в частности, неудивительно, что "Черное зеркало" быстро стало культовым. Но все хорошее когда-нибудь заканчивается, и начиная с четвертого сезона у Брукера и ко. наметился очевидный кризис идей. Особенно это было видно по крайне спорному и вызвавшему множество вопросов как у критиков, так и у рядовых зрителей пятому сезону. И тем не менее, Netflix дали создателям шанс, и вот перед нами шестой сезон. Хорош ли он? Определенно, да! Продвигает ли концепцию и идеи "Черного зеркала". Никак нет. Ибо вместо опасливого взгляда в будущее, которое, ввиду жуткого настоящего, весьма туманно и неопределенно, авторы сериала теперь предпочитают смотреть в прошлое. Ведь, как известно, все новое - это хорошо забытое старое. И вечные проблемы и животрепещущие темы, что в былом, что в грядущем, по сути одинаковы.
Вот только с уходом от своей главной и единственной концепции (которой подчиняется, в данном случае, только одна серия из шести), остается ли новый сезон тем самым "Черным зеркалом"? Или это грязный трюк, чтобы под громким именем продать зрителю несомненно качественный и добротно снятый, но совершенно иной продукт? Ведь с тем же успехом данная антология мрачных околофилософских фантастических скетчей могла называться "Кабинет редкостей Чарли Брукера". Или какая-нибудь "Зеркальная зона", по аналогии с "Сумеречной". Одним словом, вопрос очень спорный, и каждый волен найти для себя ответ сам. В конце концов, это момент сугубо субъективный. Я же лишь вкратце и без спойлеров пройдусь по каждой серии, представив свою собственную оценку и общее впечатление от сезона.
1.«Джоан ужасна» (Joan Is Awful)
Режиссер: Элли Панкив
Сценарист: Чарли Брукер
В ролях: Энни Мерфи, Сальма Хайек, Бен Барнс
Оценка Скара: 7 из 10
Джоан Тейт живет самой обыкновенной жизнью. Не роскошно, но и не ужасно. Не стерва, но и не святая. Работает менеджером среднего звена в крупной корпорации, встречается с порядочным молодым человеком ближневосточного происхождения по имени Криш, ходит на приемы к психотерапевту. Но как-то раз, после довольно насыщенного во всех смыслах дня, Джоан с женихом натыкаются по смарт-ТВ на новый сериал стримингового гиганта Streamberry (непрозрачная отсылка на Netflix) под названием "Джоан ужасна". Где в первой же серии в подробностях показан прошедший день жизни нашей героини, только в максимально сгущенных красках - все мелкие неприглядные бытовые моменты гипертрофированы до предела, выставляя экранную (и реальную) Джоан, которую в сериале Streamberry играет сама Сальма Хайек, в самом худшем свете. Тут же на шокированную девушку обрушивается череда несчастий поистине библейских масштабов - от Джоан уходит парень, ее увольняют с работы, знакомые и друзья чураются с ней общаться. Выясняется, что в одном из пунктов стандартного пользовательского соглашения при подключении стримингового канала, которое героиня разумеется не дочитала, есть пункт, согласно которому Streamberry имеет безусловное и полное право использовать образ и подробности жизни пользователя для создания контента. Разумеется, Джоан не намерена позволять какому-то дурацкому сериалу окончательно разрушить ее жизнь, и идет к Сальме Хайек, чтобы та прекратила ее играть. Но оказалось, что звезду так же обвел вокруг пальца коварный стриминг-гигант...
«Джоан ужасна» - самая "чернозеркальная" серия нового сезона, сценарий к которой написал сам шоураннер сериала Чарли Брукер. Она традиционно обыгрывает тему серой морали и беспринципности корпораций при внедрении новых высоких технологий в социальную среду, и возможные печальные последствия от бесконтрольного и сугубо коммерческого использования подобных инноваций без оглядки на этическую сторону вопроса. Забавно, что в этой серии видная явная сатира на Netflix, для которых Брукер ее и написал. Двойные стандарты, не иначе) В целом совершенно стандартный для ЧЗ эпизод, приправленный долей здорового юмора, фансервиса и отсылками к культовым "Разрабам" Алекса Гарленда. Да еще и с целой плеядой звезд, от Сальмы Хайек и Майкла Серы до Кейт Бланшетт и Бена Барнса в эпизодических камео.
2. «Лох-Генри» (Loch Henry)
Режиссер: Сэм Миллер
Сценарист: Чарли Брукер
В ролях: Миха’ла Херролд, Самуэль Блинкин, Дэниел Портман, Моника Долан
Оценка Скара: 9 из 10
Молодая пара студентов киношколы, субтильный Дэвис и его темнокожая девушка Пиа, приезжают в небольшую деревушку Лох-Генри в Шотландии, где прошли юные годы Дэвиса, чтобы снять документальный фильм о некоем хранителе яиц редких птиц, который обитает неподалеку. По пути Дэвис решает познакомить Пию со своей матерью, и они на несколько дней останавливаются в его старой комнате. Во время пребывания в деревушке Пиа узнает историю местного серийного убийцы Иэна Адэра, который в 90-е годы держал в страхе всю округу, похищая и пытая туристов. Именно при задержании Адэра погиб отец Дэвиса, работавший полицейским. Пиа хватается за эту леденящую кровь историю, и уговаривает Дэвиса забыть о хранителе яиц, и вместо этого снять тру-крайм о зверствах Иэна Адера, которая наверняка вызовет настоящий фурор и прославит пару начинающих кинематографистов. Дэвис нехотя соглашается, заручившись помощью старого приятеля детства, который держит в Лох-Генри убыточный бар, и рассчитывает на то, что документалка привлечет в эти забытые богом места тучи туристов. Ребята начинаю настоящее расследование, охватывающее несколько десятилетий, и основывающееся на показаниях непосредственных свидетелей тех событий, включая мать Дэвиса. Вот только некоторые тайны лучше не знать, особенно семейные...
В лице «Лох-Генри» (отставить ёрничать) перед нами предстает поистине блестящий детективный триллер, напряженный и атмосферный. Эта серия могла бы легко сделать честь любой уважающей себя антологии ужасов последних лет, наподобие "Кабинета редкостей Гильермо дель Торо", за вычетом того, что в ней полностью отсутствует мистический элемент, и всё происходящее вполне могло бы случиться на самом деле. Наряду со следующим, это наиболее мрачный, серьезный и искусно поставленный эпизод всего сезона, который оставляет тяжелое послевкусие и успевает мимоходом раскритиковать нездоровое увлечение людей насилием и тру-крайм документалками и подкастами без оглядки на чувства реальных жертв. Такие же мотивы проскальзывали и в недавнем "Дамере" Брайана Мёрфи, но в часовом «Лох-Генри» проблема показана куда убедительнее и нагляднее, чем в полноценном сериале из нескольких эпизодов. В итоге привязка к "Черному зеркалу" номинальная, но смотреть обязательно.
Бонусом - небольшая, но прекрасно сыгранная эпизодическая роль Джона Ханны, которого широкая публика помнит по ярким образам из фильма "Мумия Возвращается" и сериала "Спартак: Кровь и песок".
3.«За морем» («Beyond the Sea»)
Режиссер: Джон Кроули
Сценарист: Чарли Брукер
В ролях: Аарон Пол, Джош Хартнетт, Кейт Мара, Оден Торнтон, Рори Калкин
Оценка Скара: 9 из 10
В альтернативном 1969 году два американских астронавта отправляются в многолетнюю исследовательскую космическую миссию. Для того, чтобы они могли жить полноценной жизнью параллельно работе на станции, для них по инновационной технологии создают точных двойников - андроидов, к которым они могут подключать свое сознание прямо с корабля. Технология позволяет пилоту, находящемуся за несколько сот километров от Земли испытывать полный спектр ощущений и эмоций, получаемых через кибернетического аватара. И так бы Клифф и Дэвид (так зовут астронавтов) и жили бы счастливой двойной жизнью в высокотехнологичных телах со своими семьями, "отлучаясь" по рабочим моментам в настоящие тела на далекой космической станции. Но по воле злого рока на семью Дэвида (Джош Хартнетт) нападает банда хиппи-фанатиков, считающих его искусственное тело "издевательством над природой". На его глазах они безжалостно убивают жену и детей, в конце уничтожив и его единственную реплику. Вполне естественно, что Дэвид впадает в глубочайшую депрессию, и не может выполнять рабочие задачи на станции, а порой даже здорово пугает своего напарника Клиффа (Аарон Пол), который продолжает "отлучаться" на Землю в свою копию, оставляя корабль на волю обезумевшего от горя коллеги. Посовещавшись с женой, Клифф предлагает Дэвиду немного отвлечься и снова почувствовать вкус жизни на Земле, предоставив на время доступ к своей копии. И это, кажется, срабатывает. Но Дэвид начинает все чаще просить у Клиффа одолжить его земное тело, якобы чтобы дорисовать картину его прекрасного дома, куда они с женой и сыном недавно переехали. Но ни Клифф, ни его жена, похоже, не понимают, что на самом деле может твориться в голове у человека, в одночасье потерявшего всё...
Полуторачасовой перфоманс о любовном треугольнике с обменом телами и беспросветной тьме искалеченной человеческой души - лучший эпизод шестого сезона, который хорош практически во всем. Досконально воссозданная ретро-атмосфера, приправленная "твердой" философской научной фантастикой в стиле Брэдбери, Лема и Хайнлайна, и блестящие актерские работы невероятного Аарона Пола и триумфально вернувшегося на экраны Джоша Хартнета венчаются оглушительным и по-настоящему злым финалом. Из-за чего он, к сожалению, не становится менее реалистичным. Вполне достойно даже для кинотеатральных показов в качестве самодостаточной философской драмы. Как-то так.
4.«Мэйзи Дэй» (Mazey Day)
Режиссер: Ута Бризвитц
Сценарист: Чарли Брукер
В ролях: Зази Битц, Клара Ругор, Дэнни Рамирес
Оценка Скара: 5 из 10
Матерая папарацци по имени Бо перебивается случайными заработками и едва сводит концы с концами, не имея возможности даже заплатить робкому чудаковатому соседу за аренду комнаты. Все дело в том, что ее последний удачный рейд за скандальным высокооплачиваемым материалом закончился трагедией - после обнародования провокационных снимков один известный актер не выдержал урона репутации, и покончил с собой. Этот печальный инцидент на время выбил из колеи даже ушлую Бо, которую чувство вины заставило временно отойти от дел. Но деньги не пахнут, и когда ее приятель-фотограф попросил помощи в обнаружении опальной голливудской старлетки Мэйзи Дэй, внезапно забросившей текущие сьемки в состоянии крайней истерики и пропавшей со всех радаров, девушка вынуждена согласиться. Ведь на кону большой куш. След приводит напарников-папарацци и их конкурентов в закрытый рехаб, который сняли на все выходные только для Мэйзи. Вот только у перегоревшей звезды отнюдь не наркотическая зависимость и даже не личностный кризис, а нечто куда более специфическое... Настолько, что незадачливым репортерам очень скоро приходится отчаянно бороться за свои жизни.
К сожалению, самый слабый и проходной эпизод сезона, который не спасает даже талантливая звезда "Джокера" Зази Битс. Данная серия мало того, что не имеет никакого отношения ни к букве, ни тем более к духу "Черного зеркала", сведя развязку истории к нелепейшему мистическому контексту, так еще и в целом снята крайне блекло и без изюминки. Критический комментарий культуры глянца с её игнорированием личного пространства и бесчеловечной наглостью папарацци обозначен, но никакой значительной глубины и раскрытия темы за собой не имеет. Как итог - посмотреть и забыть.
5. «Демон 79» (Demon 79)
Режиссер: Тоби Хейнс
Сценаристы: Чарли Брукер, Биша К. Али
В ролях: Аньяна Васан, Паапа Эссьеду, Кэтрин Роуз Морли, Дэвид Шилдс
Оценка Скара: 7 из 10
На дворе конец 70-х, Великобритания. Молодая продавщица с индийскими корнями Нида работает в крупном магазине обуви. Ее притесняет более красивая и наглая коллега по рабочим сменам, и ни в грош ни ставит босс. Не удивительно, что Нида избавляется от стресса весьма тривиальным образом - представляет, как она душит и умерщвляет своих противных коллег. Как-то раз, когда ее под предлогом сильного запаха национальных блюд сослали на обед в старую подсобку, девушка находит странный резной деревянный амулет, на который случайно попадает капля ее крови. И таким образом Нида освобождает ужасного демона! Ну, точнее, на лицо ужасного, но доброго внутри, как в песне из "Бриллиантовой руки" Гайдая. Чтобы не пугать девушку своей безбожно-внеземной формой, он даже принимает образ танцора из группы Boney M. Да и демон-то, в общем, тоже оказывается пленником обстоятельств - по строгим правилам сверху (или снизу, кто их там эти сверхъестественные силы разберет) он должен помочь тому, кто его вызвал, убить трех человек за три дня. В противном случае наступит конец света, и умрут миллионы (на дворе как раз разгар холодной войны, ситуация напряженная), а демон отправится в ссылку в абсолютную пустоту за гранью бытия на веки вечные. Но вот только Нида не собирается никого убивать...
«Демон 79» Тоби Хейнса - занимательнейшее кино-упражнение в ретро стилизации, явно вдохновленное работами Питера Стрикленда ("Маленькое красное платье"). Он так же пропитан тонкой иронией и ненавязчивыми поп-культурными отсылками, а также забавным гипертрофированным насилием и черным, как пираты Сомали, юмором. И, разумеется, ставит перед собой целью обличить нетерпимость и токсичный снобизм британского общества конца прошлого века, но интеллигентно и на манер "Благих знамений" Нила Геймана, с которыми у "Демона" есть общие вайбы . Как и в предыдущей серии, тут нет никакой привязки к мрачному будущему и высоким технологиям, скорее даже наоборот. Но подача настолько удачная, что в итоге придраться особо и не к чему. Крепкий середнячок с оригинальными идеями и нетривиальным их воплощением, который прекрасно бы вписался в любую антологию мистических историй. Что «Демон 79» делает конкретно в "Черном зеркале" - это уже совсем другой вопрос.
Общая оценка шестого сезона "Черного зеркала" - 7,5 скаров из 10
.................................................................................................................................................................Подписывайтесь, ставьте лайки, делитесь ссылкой с друзьями!
Ваша поддержка крайне важна для развития канала!