Он же платок паше, pocket square.
О нем писали многие знаменитые авторы, особенно интересно, на мой взгляд, Алан Флассер. Ну а я по мере сил своих собрал, что смог, чем и делюсь с вами с удовольствием.
Нагрудный платок - один из немногих аксессуаров, доступных мужчине, следующему классическому стилю.
А аксессуары, по словам Флассера, исполняют в стиле роль пунктуации, расставляя знаки, сигнализируя о переходе от одной фразе к другой. И так же как опытный писатель не станет обеднять свой текст, пренебрегая знаками пунктуации, ни один элегантный мужчина не пропустит возможность подчеркнуть свой индивидуальный стиль с помощью аксессуаров.
С 30-х годов прошлого века, то есть скоро как сто лет, платок в нагрудном кармане пиджака является признаком элегантности. Иногда он пропадал, но как только элегантность возвращалась в моду и стиль, возвращался и нагрудный платок.
Вообще платки стали необходимостью еще в эпоху Ренессанса. Как написал один из главных умников 16 века Эразм Роттердамский (которого цитируют по другим поводам обычно), «вытирать нос рукавом - удел плебеев». Сказал, как отрезал и попробуй не послушайся. Сразу закэнселят и запишут в плебеи, будь ты хоть сто раз барон или даже виконт какой. Поэтому тогдашние ребята, видимо, купив вебинар Эразма, быстренько метнулись и обзавелись платками. И начали сморкаться в них, желательно при большом скоплении народу, чтобы, значит, все видели, что это чихнул не баран какой, а целый эсквайр или кто он там, поди знай. Но хороший человек, сразу видно.
В Англии же вдобавок к 18 веку стало очень модно нюхать табак. Из красивых табакерок. Что приводило к громоподобным чихам, даже порой с попердыванием. При этом чихали прям в гостиных при гостях, дабы похвастаться красотой табакерки и мощью чиха. Поэтому без платка было никак, потому что сразу вспоминается выражение «соплей перешибешь» и представляется, как это выглядит на практике. Ну а куды дворяне, туды и обезьяне, поэтому платками через сто лет, к концу 19 века, пользовались даже фермеры за океаном в глухих ебенях, оклахомах и аризонах, отирая огромными клетчатыми кусками хлопка распаренные лица и шеи.
В ходе эксплуатации, как это обычно бывает, выявилась проблемка. Вот, допустим, приперло чихнуть. Или балбес Прошка пролил мадаме шампанское прямо в декольте. Тут промедлений быть не должно, нужны суворовские быстрота и натиск! А платочек то пока вытащишь, так сопля уже повиснет до пупа или мадама сама оботрется, облив вас ледяным презрением за упущенную возможность.
Господа офицеры первыми сообразили и стали засовывать платок за обшлаг мундира или просто в рукав. Гражданские же тормозили до времени, размышляя.
Тут надо сказать, что на рубеже 19 и 20 веков сюртуки стали вытесняться пиджаками и примерно в то же время сшитые на заказ пиджаки стали оборудовать расположенным на груди слегка скошенным карманом. Автор идеи сгинул безвестно, но идея была просто шикарная.
В этот карман стали класть платок. И произошло чудо. Нет платка - карман лишний, а весь костюм какой-то незаконченный, что ли. Есть платок - хоп! Все обрело смысл, гармонию и баланс.
Довольно быстро народ сообразил, что сморкаться и лазить в чужие декольте этим нагрудным платком несподручно. Ибо он сразу становится одноразовым и придется таскать с собой чемодан на колесиках с запасными. Поэтому количество платков элегантному мужчине пришлось удвоить. Который для сморкания переехал в задний карман брюк, а который «напоказ» остался на груди. К 1930-м годам все стильные мужчины обзавелись двумя платками на радость галантерейщиков.
Помог еще тогдашний принц Уэльский, который любил яркие шелка и использовал их как ткань для нагрудного платка, демонстрируя прекрасные образцы гармонии и сочетаемости костюма и галстука с помощью нагрудного платка.
Иконы стиля и элегантности начали демонстрировать. Вот посмотрите на фотки. Легкий естественный шик герцога Виндзорского подчеркнут нагрудным платком. Он его, казалось бы, просто аккуратно сложил, но под весьма необычным углом. Рядом Кэри Грант с обычным белым платком. Но угол его поднимается к лицу, что противоположно традиции наклонять угол в сторону плеча! У Фреда Астера платок сложен способом «буф», который он сам изобрел (ну он так говорил;)). А способ сложения платка Гэри Купера отлично сочетается со слегка загнутыми уголками воротника рубашки и небрежно повязанным галстуком.
Сейчас многие, не сказать большинство, избегают носить платок паше. Боятся привлечь слишком много внимания, боятся, что неправильно его сложат. Некоторые считают его несерьезной деталью, хотя даже просто сложенный квадратом обычный белый платок придаст парадный вид даже дешевому костюму.
На самом деле, складывать платок - не велика наука.
Да, это нужно делать аккуратно и тщательно, но так делать нужно, по-моему, вообще всё. Приложите фантазию и творчество, но не свалитесь в вычурность.
Кончики платка не должны выглядеть заглаженными и быть математически точными и плоскими. Как опять же пишет Флассер, «как хорошая стрижка, хорошо сложенные платки не привлекают к себе нездорового внимания».
Небольшой угол вверх в сторону плеча - отличный способ. Это усиливает углы лацкана, подчеркивает V-форму фигуры и широкие плечи. Даже если все это не особо в наличии.
Если просто сложить платок квадратиком и положить его параллельно срезу кармана, как на фотке президента Трумэна, бывшего галантерейщика, то это будет старомодно очень.
Смысл и цель платка паше - подчеркнутая спонтанность, а тут ей и не пахнет.
Стандартный размер нагрудного платка 40х45 см. Края подрублены вручную и нередко ниткой другого цвета. Материал, из которого изготовлен платок, его фактура, цвет, узоры и цвет нитки подруба дают нескончаемое количество вариантов создания гармоничного ансамбля пиджака, рубашки и галстука.
Можно, например, сочетать цвет платка с цветом и рисунком галстука.
Но тут есть очень важный момент.
Мы помним, что одежда нужна для того, чтобы привлекать внимание к вам и, в первую очередь, к вашему лицу. Но если галстук и нагрудный платок будут полностью совпадать или навязчиво соответствовать, то они оттянут внимание от лица. То есть, если вы это сделали нарочно, то вы не уверены в себе, а если нечаянно, то вы не смыслите в стиле или просто лишены вкуса.
Поэтому нагрудный платок не должен повторять галстук. Его надо сочетать с рисунком или узорами галстука, например. Как пишет редактор Esquire в далеком 1936 году «платок в нагрудном кармане может быть того же оттенка, что и галстук, может повторять цвет его фона или цвет его фигурок или полосок. В другом варианте он может быть того же оттенка, что и рубашка или ее полоски или рисунки… Но нежелательно в точности повторять цвета, так как это выглядит искусственно».
Еще одно правило правильного сочетания. Если ваш галстук шелковый и блестящий, то нагрудный платок должен быть матовый, то есть из хлопка или льна. И наоборот, матовый шерстяной, льняной, вязаный галстук должен быть в паре с глянцевитым шелковым нагрудным платком. Вот посмотрите на фотке - идеальное сочетание. Шелковый платок и твидовый пиджак с шерстяным галстуком, цвет узора платка сочетается и с цветом галстука, и с цветом линий клеток на рубашке, и с элементами клеток на пиджаке. Высокий, очень высокий класс!
Платок в кармане должен быть бодр и упруг. Мужчинам это понятно, я полагаю. Он не должен позорно свисать или образовывать комки, оттопыривая ткань пиджака. Вот посмотрим на фото еще одного знатока стиля - Лучано Барбера. Платок сложен прямоугольником, а потом, видимо уже в кармане, часть платка отогнута еще раз. Такая конструкция и материал платка мокрый шелк создают объем и такую форму, чтобы, с одной стороны, такая легкая ткань держалась вертикально, а с другой, видны ее рисунок и фактура.
Короче говоря, хороший инструмент для создания элегантности и индивидуального стиля - нагрудный платок.
ну и в конце две фотки современных политиков. Искал еще, но, похоже, современные политики про платки паше и про элегантность не слыхали. Ну что ж, такие политики.