Найти тему

«Спрут»: начало легендарной криминальной драмы

Оглавление

На канале «Россия - Культура» стартовал повторный показ известного и очень популярного в 1980-90-е годы итальянского детективного сериала «Спрут». Те молодые зрители, кому сейчас лет 20, возможно, и не знают, что это за сериал, максимум, слышали само его название и фамилию главного героя первых сезонов - комиссара Каттани. Между тем, сериал этот и крутой, и примечательный по многим причинам.

С чего всё начинается

Италия. В городе на Сицилии (в книге по фильму его название - Трапани, но в самом фильме он не называется), убит начальник полиции Аугусто Маринео. Занять его место предлагают опытному комиссару Коррадо Каттани, который сомневается, надо ли ему соглашаться и переезжать, чтобы работать в такой глуши, а не в Риме или другом крупном городе.

Решив сначала разведать ситуацию, Каттани приезжает в город. В разговоре со своим другом Лео Де Марией, во время отпевания Маринео, Каттани узнаёт, что в тот же день, когда был убит комиссар, в городе произошла ещё одна смерть - покончила с собой маркиза Элеонора Печчи-Шалойя. Каттани и Де Мария посещают также и те похороны, где видят многих известных и влиятельных людей города. Некоторые из этих людей, по словам Де Марии, связаны с криминалом, но привлечь их к ответственности по закону до этого времени не удалось.

По совету его учителя в полицейской школе, профессора Себастьяно Каннито, Каттани решает согласиться на предложенную ему должность. Он приезжает в город со своей женой Эльзой и 12-летней дочерью Паолой и приступает к расследованию убийства Маринео.

Если судить только по началу фильма, его первой серии (всего в первом сезоне «Спрута» 6 серий), то перед зрителями вроде бы достаточно типичный детектив - есть преступление, есть тот, кто будет вести расследование (это Каттани и другие полицейские, а также находящиеся на стороне закона или по каким-то причинам помогающие полиции люди), есть подозреваемые - мафия - о том, что Маринео боролся с ней и, видимо, пострадал от её рук, говорят многие!

Великолепным данный сериал сделали несколько обстоятельств.

Причины успеха сериала

Отличный кастинг. Подавляющее большинство актёров, даже играющих лишь эпизодические роли, находятся на своих местах и сыграли очень хорошо.

Говоря про актёров, в первую очередь, стоит сказать про исполнителя главной положительной роли - Микеле Плачидо.

-2

Теперь уже ясно, что это - 100%-е попадание создателей сериала! И пусть на тот момент актёр даже в Италии еще не был большой звездой (ну, явно не уровня Адриано Челентанто), но он, во-первых, в молодости немного поработал в полиции, а во-вторых, ранее уже играл полицейского, что помогло ему в работе. Но, в любом случае, создатели сериала рисковали с таким выбором исполнителя главной роли!

Конечно, сценаристы с режиссёром (которым в первом сезоне был именитый Дамиано Дамиани) отлично поработали. Благодаря и им тоже, Плачидо сумел воплотить на экране образ, покоривший миллионы зрителей - героя профессионального, решительного, неподкупного, но и человечного. На экране появился персонаж, с одной стороны, харизматичный, яркий, но с другой, это был не какой-то терминатор, легко уничтожающий всех противников и безошибочный, как робот, а человек с его жизненными проблемами, ошибками, недостатками, который походил на реальных людей.

Но ведь мало создать отличный главный положительный образ, должны же быть и яркие отрицательные, иначе будет дисбаланс! И здесь создатели «Спрута» снова блеснули! Хотя сериал - итальянский, и выходил он первоначально именно на итальянском телеканале «Rai 1», но среди актёров было достаточное количество и представителей других стран, прежде всего, Франции, например Поль Гер (Джанфранко Лаудео)

-3

Жак Дакмин (Себастьяно Каннито)

-4

Примечательно то, что именно приглашенные французские актёры сыграли многих ярких отрицательных персонажей (хотя в «Спруте» просто положительных персонажей меньше - такая уж там ситуация).

Вообще, самым главным отрицательным персонажем первых сезонов вполне можно назвать адвоката Терразини, сыгранного известным французским актёром Франсуа Перье.

-5

Что здесь примечательно: Перье до «Спрута», конечно, сыграл много ролей (ему к моменту сьёмок было уже примерно 65 лет), но такого мерзавца и негодяя, как в этом сериале, вряд ли играл раньше! Поэтому, можно сказать, что создатели рискнули с актёром на данную роль и, можно сказать, что выиграли!

Но и не только итальянцы и французы были в «Спруте». Так, достаточно значимую роль - графини Ольги Камастры - сыграла бразильская актриса Флоринда Болкан.

-6

Второстепенные персонажи также хороши. У некоторых из них очень мало экранного времени, но они реализуют его на все 100%, и даже жаль, что по сюжету данный герой присутствовал лишь в таком скромном объёме, но это уже так, как было прописано в сценарии.

Сценарий. Авторы сценария первого сезона: Никола Бадалукко, Лучио Баттистрада, Массимо Де Рита, Эннио Де Кончини. В данном случае, количество сценаристов воплотилось в качество кинофильма: сценаристы создали интересный сценарий, сочетающий в себе элементы детектива, драмы, мелодрамы (а местами - триллера). Именно поэтому «Спрут» можно называть детективной драмой или криминальной мелодрамой. Вот этот драматический/мелодраматический элемент, конечно, нравится не всем зрителям, некоторым хотелось бы побольше именно детектива, но если бы по сценарию у Каттани не было бы семьи - жены и дочери (с которыми связано много событий), то это был бы какой-то совсем другой фильм!

Сценаристам удалось создать интересный сюжет, который был развит в следующих сезонах фильма. Нет, конечно, фильмы про мафию были и до этого. Так, еще в 1972г. вышел великолепный «Крёстный отец» Фрэнсиса Форда Копполы, но тот фильм был американский и про американскую мафию, здесь же зрители смогли увидеть глубины итальянской мафии.

Из других примечательных моментов сериала - музыка. Композитором в первом сезоне был Риц Ортолани. Вот один из примеров его мелодии из первого сезона «Спрута»:

В дальнейшем, композиторы уже были другие: в сезонах 2-7, 10 - легендарный Эннио Морриконе, в сезонах 8-9 - Паоло Буонвино.

В соцсетях идут споры по нескольким моментам. Во-первых, кто самый яркий персонаж сериала? Кроме Каттани, многие зрители отмечают Тано Карриди, сыгранного актёром Ремо Джироне:

-7

Но Тано появится только в 3-м сезоне!

Во-вторых - какой сезон лучший? Многие зрители за 4-й сезон, другие за 2-й, но и те, и другие отмечают, что без такого сильного и достойного дебютного сезона они, возможно, и не стали бы смотреть последующие!

Ну, а третий момент - это кто из композиторов «Спрута» лучший? Мне, как и многим другим зрителям, лучшим кажется работа Морриконе, но есть и те зрители, которые за Ортолани. За Буонвино почти никого, возможно потому, что у нас, в России, практически не показывали завершающие сезоны сериала, музыку к которым написал этот композитор.

«Спрут» завоевал зрителей сначала в Италии (где уже по ходу самого первого сезона рейтинги росли), а затем и другие страны, в том числе СССР, в котором первый сезон был показан в 1986 году, а затем и Россию. Актёр Микеле Плачидо стал всемирно известным, но если в Италии зрители знают и любят и некоторые другие его роли, то в России он известен подавляющему большинству зрителей только как комиссар Каттани из «Спрута».

«Спрут» подстегнул некоторых российских «творцов» создавать нечто своё на данную тему, и если то, что итальянский сериал повлиял на российские кинофильмы, абсолютно логично, то примечательно то, что Каттани оказался интересен даже поп-певцам: так, забавную песню записал певец Александр Буйнов, только его герой - россиянин, и он уже не комиссар и не Каттани, а капитан Каталкин:

«Спрут» на «Культуре»?

Интересная дискуссия развернулась в группе телеканала «Культура» в контакте: нужен ли был повторный показ данного сериала именно на этом канале, интересен ли он до сих пор?

Говоря про «повторный», необходимо заметить, что четыре первые сезона сериала уже показывали на «Культуре» осенью прошлого, 2022-го, года. Но сейчас лето, считающееся межсезоньем практически на всех каналах, и в этот период многие фильмы или передачи повторяют.

В дискуссии и тогда (осенью 2022г.), и сейчас можно было увидеть, что подавляющее большинство зрителей признают высокое качество «Спрута», но для некоторых это не формат «Культуры», а другие просто хотели бы других фильмов.

По-моему, ничего не мешает руководству канала показывать и другие интересные качественные фильмы (например, предлагаемые зрителями «Петербургские тайны»), собственно, на «Культуре» ведь не один фильм в месяц идёт!

Что же касается неформатности, то большинство зрителей в обсуждении согласились, что сериал качественный, с этим мало кто спорил. Может быть, кто-то посчитал его слишком свежим? Ну да, это явно не фильмы Федерико Феллини, посвежее (хотя и у того были работы в 1980-е г.г.). Но, всё-же, первому сезону «Спрута» уже практически 40 лет, что вполне позволяет назвать его киноклассикой, а значит, его показ на «Культуре» (как и близких к нему по времени выхода сезонов № 2-4) вполне обоснован.