Полимерные материалы давно вошли во все сферы нашей жизни. Мы уже привыкли к их преимуществам в виде легкости, коррозионной стойкости, прочности и длительного срока службы. Строительная отрасль не стала исключением, в частности в дорожном строительстве, особенно при решении задач обустройства временных проездов и площадок для тяжелой техники в труднодоступных местах. Если ещё 15 лет назад в РФ было принято использовать исключительно классические, проверенные годами, методы в виде отсыпки, укладки ж/б плит и лежневого настила, то сейчас всё чаще используются полимерные мобильные дорожные плиты. Классические методы обустройства проездов это всегда очень долгая и трудозатратная история, особенно в отдаленных регионах, особенно в тех случаях, когда постоянная дорога не требуется, а требуется быстро проехать к определенной точке, к примеру, для устранения аварии и её последствий.
Для решения именно таких задач в 2008 году появляются первые композитные дорожные плиты на основе древесины и стеклопластика, обладающие высокой жесткостью и позволяющие тяжелой технике перемещаться по болотам без подготовки основания. Плиты имеют размер 6000х2200х105 мм, массу 700 кг, рабочую площадь 10,45 м2 и консольную систему крепления.
Преимущества мобильных дорожных плит перед традиционными решениями:
- мобильность, возможность многократного перекладывания;
- не требуется подготовка основания, возможность кладки непосредственно на переувлажненное снование и естественные неровности рельефа;
- высокая скорость монтажа/демонтажа (1 плита – 5 минут, 1 км проезда – менее 48 часов);
- низкий вес изделий, как следствие значительное сокращение затрат на монтаж/демонтаж и логистику;
- безопасность для окружающей среды.
Но время и технологии не стоят на месте, всё чаще ставятся задачи по обустройству временных площадок и проездов на различных, в том числе переувлажненных, основаниях, защите газона и асфальта и вслед за плитами на основе древесного композита появляются полимерные дорожные плиты из полипропилена, полиэтилена и резинополиуретана – лёгкие, прочные изделия с высокой стойкостью к механическим и химическим воздействиям, длительным сроком службы и неприхотливостью к воздействию влаги.
Изделия из полипропилена и полиэтилена (на основе полимеров) можно условно объединить, так как основные отличия могут быть только в конфигурации изделий, способе соединения между собой, а также незначительная разница присутствует в температуре эксплуатации, плотности и коэффициенте трения при разных температурах. В целом плиты на основе полимеров имеют:
Преимущества:
- низкий вес (возможность изготовления изделий толщиной от 12 мм);
- высокая износостойкость;
Недостатки:
- низкая ударопрочность при отрицательных температурах;
- снижение эксплуатационных характеристик при особо низких и особо высоких температурах.
Резинополиуретановые изделия (плиты на основе эластомеров) имеют:
Преимущества:
- высокий коэффициент сцепления (влажная поверхность плиты/сталь – 0,37);
- ударопрочность и эластичность;
- демпфирующие свойства (важно при установке различного оборудования на плиты);
- стойкость к температурным воздействиям;
Недостатки:
- высокий вес (толщина изделий не менее 40 мм);
- эластомеры более подвержены износу, чем полимеры.
Типоразмеры плит как правило ограничиваются размером 6х2 м, но всё чаще производители стали переходить на размер 4х2 м и менее. В условиях удаленных объектов плиты часто перевозятся на вездеходах, не всегда имеющих кузов длиной 6 м и более, поэтому ограничение габарита 4-мя метрами позволяет использовать практически любой грузовой транспорт для перевозки. Также технически правильнее укладывать плиты поперек проезда, при такой укладке происходит лучшее распределение нагрузок, а 6-ти м проезд не позволяет разъехаться двум единицам строительной техники и аналогично 4-х метровому требует разъездные карманы. В связи с этим целесообразность применения плит с габаритом более 4-х м сомнительна. Что касается минимальных размеров плит, то, как правило, это 2х1 м. При снижении толщины плиты данный размер позволяет добиться веса изделия вплоть до 25 кг при площади 2м2, позволяющего осуществлять монтаж/демонтаж без привлечения техники – вручную, а также применять такие изделия для решения бытовых задач.
За свой многолетний опыт работы нашим специалистам удалось реализовать множество проектов с применением полимерных дорожных плит. В том числе недавно был получен первый опыт применения резинополиуретановых плит на заболоченных берегах одного из крупнейших водохранилищ Тверской области с целью прокладки кабельной линии на один из островов. Также была разработана новая плита с композитным армированием, это позволило отказаться от классического металлического внутреннего каркаса, что значительно облегчило конструкцию и снизило её себестоимость. Мы продолжаем работы в области разработки наиболее надежных и простых в эксплуатации замковых соединений для полимерных плит.
Подводя итог можно сделать вывод, что Полимерные мобильные дорожные плиты безусловно не заменят традиционные решения при строительстве постоянных дорог, но при обустройстве временных проездов и площадок, особенно на проблемных грунтах без подготовки основания – это наиболее экономически оправданное решение. Что касается укладки на подготовленное основание то полимерные плиты вполне могут конкурировать с дорожными железобетонными плитами при укладке в отдаленных местах, учитывая затраты на доставку, монтаж, срок службы и эксплуатационные характеристики.