2 августа - Ильин день. Илья-пророк всегда относился на Руси к ряду самых любимых в народе святых. С ним связано огромное количество различных поговорок, примет, обычаев — причем далеко выходящих за пределы одного конкретного дня, посвященного данному святому.
*Все ниженаписанное – это субъективные взгляды, мнения, версии, гипотезы, легенды. Они могут НЕ совпадать с общепризнанными концепциями. Мы никому НЕ навязываем предложенных теорий и выводов и НЕ утверждаем, что они единственно верные – просто делимся наблюдениями, возникшими у нас после сбора и обработки информации из открытого доступа. Цель – обратить внимание на различные интересные явления и таким образом способствовать возрождению интереса к русской культуре и наследию.
Гроза, гром и молнии традиционно связываются с именем Ильи-пророка:
Гром гремит — это «стучит по небу огненная колесница Ильи-пророка» или «Илья великий гудит».
Молнии — это «громовые стрелы» Илья-пророка.
Илья грозы держит и наводит.
Илья-пророк — громобой.
«В народном воображении Илья — святой грозный, суровый, карающий, но в то же время щедрый, наделяющий. Он могучий распорядитель самых страшных и благодетельных сил природы. В его подчинении дожди, гром, молнии, он посылает на землю плодородие. На Ильин день вся нечистая сила, спасаясь от огненных стрел его, обращается в различных зверей — зайцев, лисиц, кошек, собак, волков».
(«Круглый год, русский земледельческий календарь». Москва, издательство Правда, 1989 г.)
Илье-пророку - как это видно даже из народных поговорок - часто приписывают противостояние нечистым силам, и в особенности Змею. Именно их — по представлениям наших предков — он гонит по небу на своей колеснице, когда мы слышим гром. Нетрудно заметить, что все эти черты, и в особенности неразрывная связь Илья-пророка с громом и молниями, а также змееборческий сюжет скорее восходят к образам древних дохристианских богов, чем к образу библейского Илья-пророка - ревнителя веры и обличителя идолопоклонства, который предрек голод из-за нечестивого поведения людей во время правления царя Ахава в Израилевом царстве. Единственное, что как-то связывает последнего с небесными стихиями — это то, что по его молитве небо «затворилось» и не давало дождя три года, потом же — по его же молитве — удалось вызвать дождь. Кроме того, считается, что он один из немногих, кто был взят на небо живым: «вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на Небо».
Кого же почитала народная память в образе Ильи-пророка? Ответ очевиден - это великий Громовержец и Змееборец, древнейший образ верховного божества, распространенный во всех индоевропейских культурах. В Индии - это Индра побеждающий змея Вритру, в Греции - Зевс побеждающий Тифона, в Скандинавии - Тор побеждающий Ермунганда, в хеттской культуре - Бог Грозы противостоящий Иллуянке. Заметим, что все они не просто божества побеждающие некого змея, но именно громовержцы, которые либо повелевают громом и молниями, либо используют оружие, которое их генерирует. В славянской мифилогии это, конечно, же Громовержец Перун, который традиционно и являлся покровителем грома и молний, более того — был одним из ключевых, а в некоторых областях — и самым главным божеством во всем пантеоне. Имя его фигурирует даже в договорах русов с византийцами 945 года, где первые клянутся именем Перуна в выполнении своих обязательств.
Существует и миф о сражении Перуна со Змеем - его интересно рассмотреть детальнее, чтобы понять, что могло стоять за данным культурным образом, настолько сильным и устойчивым, что он сохранился в десятках культур спустя тысячелетия после их расхождения от единого корня. Сделать это удобнее всего на примере индийской мифологии, так как, с одной стороны, ее первоисточники сохранились на порядок лучше, чем славянские, а с другой - тесная связь этих двух традиций не вызывает никаких сомнений. Так, даже само имя славянского бога Перуна (как и множество других русских слов и корневых основ - в чем каждый может убедиться лично) раскрывается с помощью санскрита: на санскрите Паръяан — ‘Parjan’ — «гром», Паръянья — ‘parjanya — «дождь».
Итак, почему же Индра (Перун) сражается с Вритрой (Змеем)? Битва эта имеет несколько аспектов:
- сражение за освобождение вод, которые Вритра «запер»;
- сражение за возвращение священных коров, похищенных змеем-Вритрой;
- сражение за возвращение на небо светила, проглоченного Вритрой (Арктическая родина в Ведах. Бал Гангадхар Тилак).
Индийский исследователь Тилак (Арктическая родина в Ведах. Бал Гангадхар Тилак), связывая все эти аспекты воедино, считает, что этот миф восходит к арктической прародине, так как именно там освобождение запертых вод (из состояния льда) может совпадать с восходом солнца и наступлением полугодового полярного дня. Что касается коров, то они в ведической традиции почти всегда ассоциируется с реками (реками молока, текущими из вымени коровы). В этом контексте, «освобождение коров» в результате победы Индры над Вриторой может расцениваться как освобождение ото льда рек легендарной Арктиды-Гипербореи. Интересно, что ассоциация «корова-молочная река» есть и в славянских мифах — например, ряд исследователей пишут о том, что по представлениям древних славян Млечный путь является Молочной рекой проистекающей из вымени Коровы Земун/Зимун, которая, таким образом, предстает Праматерью, Создательницей Миров.
Интересно, кстати, подробнее рассмотреть и любимое оружие бога Индры. Так, в Риг-веде Индра часто именуется иносказательными именами - Ваджра-брит (с ваджрой), Ваджри-хват или Ваджрин (вооружён ваджрой), Ваджра-дакшина (держа ваджру в правой руке) и Ваджра-баху или Ваджра-хаста (держа ваджру в руке) - то есть, очевидно, он лучше всех умеет обращаться с ваджрой. Само же слово «ваджра» в древнеиндийском означает «молния» и по описаниям в древних текстах, именно молнию оно напоминает по своему образу действия. Кроме того, индийский громовержец нередко разит своих неприятелей «копьем Индры» — считалось, что гром и молнии как раз сопровождают полет этого оружия бога.
Важно отметить, что все боги-громовержцы — Перун, Зевс, Индра — не являются богами войны, они скорее боги справедливости, суровые и непреклонные, их гнев подобен грому и молниям, их могущество безгранично — но употребляют его они для восстановления справедливости, защиты существующего миропорядка, являясь, таким образом, воплощением праведного-воина защитника, который не нападает, но защищает.
Удивительно, но уже в современной истории, появился новый праздник — день ВДВ, который отмечается 2 августа. С первого взгляда это выглядит совпадением — этот день стал днем «рождения» военно-воздушных сил по объективной причине, так как именно 2 августа 1930 впервые в СССР было совершено успешное десантирование боевой группы. Кстати, со временем Илья-пророк, почитание памяти которого приходится на тот же день, стал считаться покровителем воздушно-десантных войск. Так или иначе, но в некоторой форме праздник боевого братства, справедливости и почитания воинов-защитников продолжает жить и отмечается ровно в тот же день, на который когда-то приходилось почитание Перуна-громовержца в древнейшей Руси — не странно ли, что так причудливо переплетаются различные пласты нашей истории, а ключевые события различных эпох сходятся в одних точках?
Что касается погодных примет на Ильин день/Перунов день, то все они так или иначе подчеркивают переломный характер этого дня — «поворот» к длинным ночам, частым дождям и первой осенней прохладе:
Илья лето кончает.
Петр и Павел на час день убавил, а Илья-пророк — два уволок.
Придет Петрок — отщипнет листок, придет Илья — отщипнет два.
С Ильина дня ночь длинна: работник высыпается, а кони наедаются.
После Ильина дня в поле сива коня не увидишь — вот до чего темны ночи.
На Илью до обеда лето, а после обеда — осень.
На Ильин день и камень прозябнет.
До Ильи и поп дождя не намолит, а после Ильи и баба фартуком нагонит.
После Ильина дня комары перестают кусаться.
До Ильи грачи поодиночке, а после Ильи большими стаями.
Отдельный блок примет посвящен связи Ильи с остыванием вод, запретом на купания:
До Ильи мужик купается, а с Ильи с рекой прощается.
С Ильина дни вода студена станет, купаться нельзя.
С Ильина дня на деревьях лист желтеет, а в реках и озерах вода остывает оттого, что в этот день будто через реку олень переплыл и воду остудил.
Илья-пророк ездит на конях по небу, и от быстрого бега одна из лошадей теряет подкову, которая падает в воду, и вода сразу холодеет.
Но если с Ильина дня заканчивается «купальный сезон», то вот сезон жатвы, сбора урожая, напротив, с этого дня начинается:
Илья жниво зачинает, лето кончает.
Ильин день зажинает.
А вот работы по сенокосу необходимо было завершить еще до Ильина дня, так как скошенное после Ильи сено уже приобретает другие нежелательные качества:
Илья-пророк — косьбе срок.
До Ильина дня сено сметать, пуд меду в него накласть.
До Ильина дня в сене пуд меду, после Ильина дня — пуд навозу.
Сенокос надобно кончать до Ильина дня: после Ильи на вилах сено сушить.
На Ильин день часто отмечается такое явление как «воробьиные ночи» — небо озаряется громом и молниями, вдалеке сверкают зарницы, при этом дождя может и не быть. Испуганные птицы мечутся по небу, беспрестанно перепархивают с места на место, не спится животным и людям.
Не стоит думать, что наши предки были настолько впечатлительными людьми, что «боялись какого-то грома». Дело совершенно не в суеверном страхе — готовый к сбору урожай мог легко загореться и пропасть от удара молнии, кроме того, его может погубить град или даже сильный ливень. Именно поэтому «гнев повелителя гроз» так страшен и беспощаден. Отсюда возник и ряд запретительных обрядов, которые традиционны для выказывания почтения тому или иному святому/богу путем отказа от работы в посвященный ему день:
На Илью грех возить сено — Илья сожжет его.
На Ильин день стогов не мечут — спалит грозой.
Интересно, что, хотя Илья и связан с мотивом борьбы с различной нечистой силой, змеями и прочим, но при этом парадоксальным образом в народных приметах фиксируется ряд предупреждений о разгуле зверей и гадов (змей) на Ильин-день. Впрочем, возможно, это как раз и объясняется тем, что «грядет поединок Ильи/Перуна со Змеем», соответственно, накануне этого последний, конечно, должен явить себя:
На Ильин день скота не выгоняют в поле, боясь грозы и гадов, коим в этот день дана воля.
С Ильи-пророка открываются волчьи выходы (норы), первый выезд волков.
На Ильин день зверь и гад бродит на воле.
Что касается будущих прогнозов, то:
Дождь в Ильин день предвещает обильный урожай ржи на следующий год.
На Ильин день дождь — будет мало пожаров, ведро — много.
Ильинская пятница без дождя — пожаров много.
*********************
Полный РУБРИКАТОР со всеми статьями
О проекте "СНЕГИРЬ" - зачем нас читать и чем мы отличаемся от других каналов?
Больше интересных статей от журнала "СНЕГИРЬ":
Почему в русских сказках и присказках нет лося? Сакральное животное древних славян
Оригинал сказки про Репку – загадка над которой бьются уже более столетия. Что это за "ноги"?
Разбор самой загадочной русской сказки - Крошечка-Хаврошечка
***************************
Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал - это очень помогает его развитию!