Найти тему
СНЕГИРЬ

Русские народные праздники, приметы и традиции августа - по дням

Оглавление

Календарь народных примет о погоде, обряды, поверья, традиции августа 2023. Три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый Спас.

Рассмотрим наиболее интересные и значимые русские народные традиции, приметы, обряды и праздники августа по дням:

5 августа — Трофим Бессонник

Большая часть примет августа подчёркивает важность напряженной работы в поле, ведь тот кто хорошо потрудиться сейчас (и, конечно, хорошо потрудился в мае — при посеве) — обеспечит себя хорошим запасом урожая на весь год. Дел настолько много, что даже спать в августовскую пору страды почти не приходится.

Трофим — бессонник, пора усиленных работ, страды.
Хорошему хозяину день мал.
В страду одна забота — не стояла бы работа.
Ели идет работа — спать неохота.

6 август — Борис и Глеб

Борис и Глеб — поспел хлеб.
Борис-Глеб — дозревает хлеб.
К. Е. Маковский. Крестьянский обед в поле
К. Е. Маковский. Крестьянский обед в поле

7 августа — Анна-холодница. Макарий

Этот день считался особенно важным и показательным для предсказания характера будущей зимы.

Если утренник холодный, и зима холодная.
Какова погода до обеда — такова зима до декабря;
Какова погода после обеда — такова зима после декабря.
Муравьи увеличивают муравейники — жди холодной зимы.
Светлая и теплая погода предвещает холодную зиму, если же идет дождь — зима снежная и теплая.

Кроме того, в этот день традиционно открывалась знаменитая Макарьевксая ярмарка в Нижнем Новгороде.

Т.П.Гусева. Нижегородская ярмарка
Т.П.Гусева. Нижегородская ярмарка

11 августа — Калинник, Калинов день

Считалось, что на Калинника часто случаются первые морозы, которые могут испортить хлеб, остающийся на корню.

Пронеси, господи, Калинника мороком (туманом), а не морозом.
На Калинов день не будет утренников, так и Лупа (5 сентября) не заморозит.
Если спелый овес во второй раз зазеленеет — осень будет ненастной.

14 августа — Первый Спас, медовый, мокрый. Маккавей.

Согласно народному календарю считается, что с Медового Спаса пчелы перестают носить мед в ульи, соответственно, пасечникам пора заламывать (подрезать) соты. Более того, существовало поверье, что если кто не заломает сот, то соседние пчелы вынесут весь готовый мед из улья.

Соответственно, с этого же дня разрешалось начинать есть мед, поэтому и день получил название Медового Спаса.

-4

Кроме сбора меда, однако, у крестьянина много и других важных дел. Так, на Медовый Спас полагалось:

  • Собирать поспевшую лесную малину;
  • Собирать поспевшую черемуху;
  • Защипывать горох;
  • Начинать сеять озимую рожь.

Насчет последнего, впрочем, существовал дополнительный ряд примет, которые либо рекомендуют, либо не рекомендуют сеять озимые в зависимости от характера конкретного дня и состояния других растений (вспомним, что в мире наших древних предков все взаимосвязано со всем):

В сырую погоду и в дождь не должно сеять ржи, как обмочило оглобли, так и поезжай домой;
Если во время созревания малины первые ягоды бывают крупные, то рожь следует сеять раньше, при мелких же ягодах средний или поздний посев ржи лучше.

Другие народные приметы этого дня главным образом подчеркивают наступление осенней поры — отлет ласточек, холодные росы, дожди.

На первый Спас отлетают ласточки и стрижи.
Ласточка весну начинает, осень накликает.
Отцветают розы, падают холодные росы.
С первого Спаса — холодные росы.
Первый Спас — мокрый.

Существовал обычай (в некоторых регионах) на Первый Спас совершать различные обряды связанные с водой: освящать воду в реках (и купаться), освящать воду в колодцах, загонять в реку для купания домашний скот в последний раз в этом году. Ранее мы уже писали, что купания запрещались с Ильина дня (2 августа) — но опять же, в разных регионах и в зависимости от широты традиции несколько различались. Так, где-то считалось, что олень остудил копытом воду не на Ильин день, а именно на Первый Спас.

-5

С Медового Спаса по христианскому календарю начинается Успенский пост (до 28 августа, о котором говорилось:

Спасовка — лакомка, а Петровка (Петровский пост) — голодовка.

Дело в том, что к Успенскому посту в закромах из зелени и огурцы, и арбузы и дыни (в зависимости от региона), а к Петровскому — только лук.

16 августа — Антон-вихревей. Исаакий-малинник.

Еще один из показательных дней для прогноза погоды на отдаленное будущее:

Каковы Антоны-вихревей, таков октябрь.
По Исаакию октябрь.
Если ветер с вихрями — ожидай снежную зиму.
На Исаакая вихри — к крутой зиме.
Идет полным ходом сбор малины.

Интересно, что и следующие два дня также соотносятся с прогнозами погоды, причем уже на следующие за октябрём месяцы: по 16 августа судят об октябре, по 17-му о ноябре, по 18-му — о декабре. То есть наблюдая за погодой в течение 3-х этих дней — с 16 по 18 августа, крестьянин делал заключение о погоде вплоть до самой зимы. Одновременно, с этим на протяжении всех этих дней идет сбор лесной малины, что также отражается в приметах.

17 августа — Авдотья-сеногнойка, малиновка, огуречница.

Как Авдотья — такой ноябрь.
Если дождь — все сено сгниет.
На Авдотью сбор малины — готовь плетенки.
-6

18 августа — Евстигней-житник

Каков Евстигней, таков и декабрь.

Как следует из названия дня, основная его тема — это жатва, сбор урожая. Интересно, что непосредственно во время этого процесса не рекомендовалось или даже запрещалось петь или разговаривать — вероятно, таким образом, подчеркивалась полная концентрация на процессе, отдавалась некая дань уважения земле и урожаю. Различные же обрядовые песни совершались по дороге — по пути на поле и обратно.

Еще один интересный обычай связанный с жатвой — это поиски особого стебля с колосками. Крестьяне старались найти такой стебель, на котором больше всего колосков — лучше всего, чтобы их было 12. Такой стебель назывался «житной маткой» или «спорыньей» и его хранили с особой тщательностью вплоть до следующей весны, чтобы использовать во время посева. Ожидалось, что «богатый» колос даст «богатый» урожай.

Григорий Мясоедов. Жница
Григорий Мясоедов. Жница

19 августа — Второй Спас, яблочный. Преображение.

Помимо «разрешения» на сбор яблок, которые как раз поспевают примерно к этому дню, день знаменателен многими другими обрядами — например, по народному календарю отмечаются осенины — люди в поле провожают закат солнца и встречают таким образом осень.

Второй Спас — срывают спелые яблоки.
Пришел Спас — всему час: плоды зреют.
На второй Спас освящают яблоки и мед.
На второй Спас и нищий яблочко съест.
До второго Спаса не едят никаких плодов кроме огурцов.

Существовало поверье, что на том свете после Второго Спаса детям умершим в младенчестве раздают яблоки — но только в том случае, если на земле их родители не ели яблок до Спаса. В противном случае — детям небесных яблок не достается. Соответственно, в семьях, где имелись умершие дети, есть яблоки до Спаса считалось большим грехом.

Виктор Корольков. Сад Ирий
Виктор Корольков. Сад Ирий

С другой стороны, до нас сохранились и «языческие» (или «ведические»?) легенды, связанные с Яблочным Спасом. Согласно им до Спаса яблоки также есть не следует, но уже по другой причине: накануне Яблочного Спаса в яблоневый сад прилетают из мира Прави (мира Богов, Правды и Света) птицы Сирин и Алконост. Сначала сады посещает птица Сирин, которая оплакивает там людей, живших не по Правде, а по Кривде. Именно по этой причине до 19 августа есть яблоки не рекомендуется — они наполнены горем и печалью песен птицы Сирин, а тому кто их отведает грозит целый год бед и несчастий.

А вот 19 августа — на Яблочный Спас — в сады прилетает уже другая птица — Алконост, которая наполняет урожай энергией света, радости, любви. Считалось, что именно с этого момента яблоки приобретали не только замечательный вкус, но и поистине целебные свойства, поэтому было принято обмениваться ими — как радостью — с близкими, друзьями и соседями.

Кстати, образы многих мифических птиц Древней Руси — Сирин, Алконост, Жар-птица тесно связаны именно с яблоками, сами же яблоки часто в сказках являются некими волшебными плодами, дарующими даже бессмертие. Подробнее про образы женщин-птиц мы писали в отдельной статье.

21 августа — Мирон-ветрогон.

Как мы помним характер погоды на октябрь, ноябрь и декабрь предсказывались по 16, 17 и 18 августа. И вот — после небольшого перерыва — по 21-му августа вновь можно было делать прогнозы, уже касательно января:

Каковы Мироны, таков январь.
Кроме того, как следует из названия — отмечались сильные пылевые ветры и вихри:
Мироны-ветрогоны пыль по дороге гонят, по красном лете стонут.
Ветрогоны пыль погнали по белу свету, зарыдали по красну лету.

27 августа — Михей-тиховей.

На Михея дуют ветры-тиховеи — к ведреной осени, на Михея буря — к ненастному сентябрю.
Тихий ветер в сад — сухая осень в лес.
Средний срок начала листопада.

28 августа — Успение. Дожинки, обжинки, оспожинки.

К Успению нужно было полностью окончить жатву и начать сеять озимый хлеб. По обычаю полагалось обязательно оставить на поле несколько несжатых колосьев и перевязать их лентами или украсить венками. Эта традиция называлась «завиванием бороды» и подразумевала под собой возвращение земле силы, потраченной ей на выращивание колосьев.

Максим Сухарев. Мир Велеса
Максим Сухарев. Мир Велеса

Данный обряд принадлежит к одним из наиболее архаичных крестьянских обрядов и идет еще из древнейшего дохристианского прошлого. Очевидно, он связан с почитанием образа бога Велеса (по-другому, вообще — Волоса — прямое указание на волосы, космы, бороду, которые являются его постоянными атрибутами). Именно он традиционно ассоциировался с покровительством земледелию, домашним скотом, а также различными знаниями — включая те, которые связаны с обработкой земли. В таком контексте легко представить созревшие колосья как непосредственно проявленную часть самого бога земледелия.

С другой стороны, есть, хотя и более редкие, указания на то, что «языческую» традицию «завивания бороды» крестьяне связывали с Ильей-пророком (конечно, не с тем ветхозаветным Ильей, который вообще-то и боролся против разных языческих традиций, а с тем, в котором они видели образ исконного и понятного громовержца Перуна):

-Вот тебе, Илья, соломенная борода, а на будущий год уроди нам хлеба грода (много)!
-Вот тебе, Илья, брода, а мне овсяная копна!

Так кому же все-таки предназначался в дань уважения последний несжатый сноп? Вероятно, здесь нет противоречия — в разных регионах люди ставили не первое место разных богов из более-менее общего пантеона, в котором и Велес и Перун всегда присутствовали, причем именно на главенствующих ролях. Соответственно, последний сноп предназначался именно основному богу-покровителю конкретной общности людей, а выбор этот был обусловлен самим набором атрибутов, присущих тому или иному божеству и их важности для данного региона/рода, так:

  • Велес — это земледелие, скотоводство, ремесла, кузнечное дело, магия, знания, силы земли, силы наземной воды, силы ночи и холода (лед, мороз, снег);
  • Перун же — это божественная справедливость, образ воина-защитника, солнце, яркость, молнии, праведный поединок со змеем, честь, слава, силы неба, силы ветра, дождя и грозы.

Можно сказать, что Велес и Перун составляют некую дуальную пару - как день и ночь (но без негативной окраски того или иного персонажа - так как для природы характерна цикличность и "плохих" циклов там быть не может в принципе). Порой, впрочем, встречаются свидетельства, что Велес занимает место змея в знаменитом поединке Перуна, что требует отдельных исследований и подтверждений хотя бы в связи с тем, что в отрыве от этого мифа Велес никогда не ассоциируется со змеем, его животные ипостаси - это медведь, волк и бык.

Виктор Корольков. Поединок Перуна с демоном Зимы
Виктор Корольков. Поединок Перуна с демоном Зимы

Еще одна интересная крестьянская традиция связанная с этим днем календаря - «выжанки», то есть коллективная взаимопомощь по окончанию жатвы. Если у кого-то к этому дню оставался несжатый урожай, он мог пригласить на помощь близких и соседей с единственным вознаграждением в виде угощения. Люди охотно шли на «выжанки», так как общими силами работа спорилась очень быстро, кроме того, это был отличный повод немного попеть и повеселиться:

«… охотно идут на „выжанку“, имея в виду несколько повеселиться в разгар полевых работ, обеспечить себе подобную же помощь… Работают с песнями и шутками, один другого подбодряя. Успех работы при этом бывает настолько велик, что иные оставляют к „выжанке“ добрую половину всей своей жатвы». (Архангельск. Губ)

29 августа — Третий Спас, ореховый.

Именно к этому дню, как правило, поспевают орехи — что и отражено в его названии. Впрочем, третий Спас также иногда именовался и по-другому:

  • «Спасом на полотне» («Спасом на холстах», «холщевым Спасом») : часто именно в этот день начинались ярмарки по продаже полотен и холстов (в частности ярмарка в селе Зеленые Горы Нижегородского уезда), одновременно, по церковной традиции отмечался день перенесения Нерукотворного образа Спасителя, то есть полотна, где отпечатался лик Спасителя.
  • «Хлебным» Спасом — это название связано с тем, что можно было уже печь пироги из нового хлеба.
-11

Приметы же говорят нам следующее:

Ласточки отлетают в три раза, в три Спаса.
Если журавль отлетит к третьему Спасу, то на Покров будет морозно.
Первый Спас — на воде стоят, второй Спас — яблоки едят, третий Спас — на зеленых горах холсты продают.

___________________________

В статье использовались материалы из книги: «Круглый год, русский земледельческий календарь». Москва, издательство Правда, 1989 г.

****************

Полный РУБРИКАТОР со всеми статьями

О проекте "СНЕГИРЬ" - зачем нас читать и чем мы отличаемся от других каналов?

Больше интересных материалов:

"Голубиная книга" - древнейший памятник русской словесности полный загадок и намеков. О чем он рассказывает?

Все губернии Российской Империи в открытках 1856 г. - какой была наша страна более 150 лет назад? Города, народы, гербы, экономика

Как назывались цвета на Руси? Что скрывается за словами червоный, багряный, лазоревый, модрый, сивый?

Художник, прославивший "русский стиль" в России и мире, но оставшийся малоизвестным

Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал - это очень поможет его продвижению!

****************

Дзен

VK

Telegram

You tube

Сайт журнала "СНЕГИРЬ"

Сайт журнала "СНЕГИРЬ"