Леди Элла, королева джаза, первая леди американской музыки – как только ее не называли! Эта необыкновенная птичья манера импровизации. Этот невероятный голос, ее легендарное Summertime. Мы говорим «джаз», а подразумеваем ее – Эллу Фицджеральд.
Она прожила огромную, бурную и интересную жизнь. Правда, ее путь к славе был таким тяжелым, что трудно поверить: неужели справилась со всем, что выпало на ее долю? Мир был бы другим без этой великой музыки.
Крошечный городок Йонкерс, куда маленькую Эллу привозит ее бедная мама-одиночка, до сих пор имеет криминальную славу. Именно там жил Джозеф – португальский эмигрант, который вроде бы проявлял интерес к маме. Ведь лучше же хоть какой-то мужчина, чем полное женское одиночество. Какая знакомая многим ситуация! Только ведь жизнь в этом Йонкерсе оказалась совсем не сахар.
Малышка Элла будто понимает, что образование – единственный способ вырваться из нищеты. Она получает хорошие оценки, поет в церковном хоре, учится танцевать.
Петь мне не очень нравилось, зато я все время танцевала на улицах. Меня знаете как называли? Лучший маленький танцор в Йонкерсе!
А когда Элла чуть-чуть подросла, она открыла для себя джаз. Вот где было настоящее волшебство!
У моей мамы был красивый классический голос. Она мне постоянно пела. Мама обожала джаз и на последнюю зарплату покупала мне пластинки Луи Армстронга, Бинга Кросби
Какое-никакое семейное счастье: прослушивание пластинок по вечерам – все рухнуло в одно мгновенье. Когда Элле было пятнадцать, ее маму насмерть сбила машина с пьяным водителем. Отчиму этот чужой ребенок не нужен.
Элла ненавидела отчима, видимо, было за что. Она была гордая и ничего не рассказывала. Я видел на ней синяки и понимал, что происходит что-то страшное. Спрашивал: «Он тебя обижает?». Но разве она сказала бы мне правду? А потом она просто убежала из дома.
Та пятнадцатилетняя Элла становится настоящим уличным подростком. В криминальный нью-йоркский район под названием Гарлем она переезжает к своей тете, которая пыталась все-таки дать девушке образование. Только вот Элла к тому времени уже не хотела ни учиться, ни изображать из себя примерную девочку. Кажется, смерть мамы убила в ней веру в справедливость этого мира.
Элла танцевала в те годы в борделе, работала крупье в нелегальном казино. Да, она подозревала, что там какие-то нечистые дела, но в то же время думала: она сама ведь не нарушает закон.
Во время облавы в казино полицейские ловят Эллу. Что им делать с этим ершистым подростком, похожим на мальчишку? Несовершеннолетняя, чернокожая, родителей нет. Ее отправляют в сиротский приют. А там страшнее, чем в тюрьме. Элла не выдерживает и пары месяцев и попросту сбегает. Правда, к тете она уже не может пойти. Вдруг ее снова сдадут в детдом? И она выбирает жизнь на улице. А ведь это криминальный Нью-Йорк тридцатых – самого безысходного периода американской истории.
И вот знаменитый нью-йоркский театр «Аполло», под навесом которого иногда ночует семнадцатилетняя Элла Фицджеральд, объявляет конкурс талантов. Для того времени это обычное дело, ведь в эпоху великой депрессии людей пытались своеобразным образом вдохновлять искусством. И вот как-то утром Элла проходит мимо театра и видит объявление. На нем написано «Ищем местные таланты», и она понимает, что это ее шанс, ведь Элла к тому времени фактически бомж. У нее нет ничего, кроме любви к музыке.
Я хотела на том конкурсе танцевать, но вышло ужасно. Передо мной выступал танцевальный дуэт сестер Эдвард. Их всех в Гарлеме знали. Я увидела их и начала рыдать, потому что понимала: танцевать после таких профессионалов просто бессмысленно
Элла раньше не думала о себе как о певице. Считала себя танцовщицей. И тут вдруг вытерла слезы и твердо сказала: «Не получилось с танцем – значит я буду петь».
И вот Элла исполняет джазовый стандарт Джуди, который когда-то пела ее любимая мама. Публика в шоке – маленькая, зареванная черненькая девочка в обносках поет так, что все тоже едва не плачут. И Элла получает первое место.
Я сама не могла в это поверить. Это выглядело как чудо. Я была девочка с улицы и в одну минуту стала резидентом театра «Аполло». Со мной подписали договор на несколько концертов. А дальше уже был мой самостоятельный труд. Я поверила, что могу быть певицей
Дальнейшая история «уличного чуда», как ее первое время называли, уже прочно вписано в историю мировой музыки. Свой оркестр, сольная карьера, работа в кино. Элла пела так, как не пел никто до нее. Эта удивительная вокальная манера называется скэт. А ее вокальный диапазон был шире, чем у оперных певцов.
Она выступала с Луи Армстронгом, Дюком Эллингтоном, Фрэнком Синатрой. Стала первым представителем афроамериканской расы, получившим «Грэмми», да не один раз, а целых 13! Получила президентскую медаль из рук Рональда Рейгана. На ее песнях выросло целая плеяда певиц: Билли Холидей, Нина Симон.
А сама Элла – любящая мама и бабушка, до конца жизни больше всего ценила не славу и деньги, а счастье простых мгновений. Говорят, в своем пожилом возрасте она часто говорила, что хотела бы только вдыхать свежий воздух, слышать пение птиц и смех маленькой внучки Элис.