Найти в Дзене
СИПСЭ

Философия жизни


По утверждению кавказоведов, одна из величайших загадок в истории Северного Кавказа – древние черкесские сады. На большом пространстве, где когда-то жили адыги, прямо в лесах попадаются многокилометровые плодовые насаждения: яблони, груши, айвы, алычи, орешника… По оценкам ведущих современных агрономов, они, на удивление, искусно привиты и, несмотря на древность, до сих пор плодоносят. После присоединения Кавказа к России многие путешественники, побывавшие в этих местах, с удивлением наблюдали великое множество старинных адыгских садов, пришедших в полное запустение, но продолжавших поражать своей обширностью, плодовитостью и уровнем агрономической культуры.

Президент Московского археологического общества графиня Прасковья Уварова в ходе своей кавказской экспедиции 1886 года с горечью отмечала: «На многочисленных полянах видим запущенные черкесские сады с множеством фруктовых деревьев, ныне одичалых». Речь идет даже не об отдельных плодовых посадках, а о целой фруктовой империи.

Уже в XX столетии академик Мичурин написал статью с красноречивым заголовком «Черкесские сады ждут своих селекционеров». Он писал: «Об изумительном богатстве так называемых старых черкесских садов мне известно давно. Дикие заросли плодово-ягодных растений Адыгеи представляют собой ценнейший исходный материал для селекционеров Кавказа». Еще один зачинатель советской селекционной науки – академик Жуковский много лет посвятил изучению садоводческого наследия адыгов и пришел к выводу, что именно здесь находилась древняя прародина основных плодовых культур всей Евразии. Вот что он писал о появлении в Европе домашней груши: «Вряд ли Средиземье имеет приоритет в происхождении культурных форм груши; наоборот, все данные за то, что именно Кавказ явился ареной эволюции груши – как дикой, так и культурной… Ни древность народов Греции, ни ее естественные грушевые ресурсы, ни опыт населения не могут идти даже в отдаленное сравнение с таковыми на Кавказе… В Средиземье баски знали о прививках раньше эллинов и научили им иберов. Но баски, возможно, связаны корнями с Кавказом, откуда и восприняли прививки. Родина прививок – Кавказ».

Аналогичные выводы были сделаны им и в отношении яблони, айвы, алычи, орешника, сливы, терна, черешни, кизила и каштана. Согласно его научным доводам, все наиболее распространенные дикорастущие и домашние плодовые культуры Евразии некогда зарождались именно на Кавказе. Остатки старинных адыгских садов до сих пор встречаются там, где когда-то жили черкесы и родственные им народы. Представители древнего адыгского мультиэтноса разводили сады не только на открытом пространстве, но и близлежащие горные леса год за годом превращали в так называемые лесосады. У шапсугов, например, был обычай, в соответствии с которым каждый житель аула должен был весной побывать в лесу и привить к дикорастущему дереву хотя бы один черенок из своего сада. Горцы оставляли после себя по окрестным лесам до нескольких сотен новых плодовых деревьев. Как отмечали дореволюционные российские этнографы, в некоторых адыгских селениях никто не смел даже подумать о том, чтобы пойти в лес, не прихватив с собой привой какой-нибудь плодоносной культуры. Эти и многие другие особенности традиционной северокавказской селекции подробно описаны историком Самиром Хатко в его хрестоматийном двухтомнике «Старые черкесские сады».

Что заставляло адыгов с таким упорством заниматься разведением бескрайних садов на своих землях? Дело в том, что в их мифологической картине мира ключевое место занимало дерево. Все материальное устройство Вселенной – от элементов человеческого тела до структурных составляющих планеты – олицетворяется в кавказской мифологии древом жизни.