Аду Лавлейс, единственную дочь знаменитого английского поэта Джорджа Байрона, считают первым программистом. «Юная фея», «волшебница, осенившая своими чарами самую из абстрактных наук», – так ее называл Чарльз Бэббидж в письме Майклу Фарадею.
Уже в 18 лет она смогла покорить своей изысканностью и красотой светское общество, а интеллектом и математическими способностями – эксцентричного изобретателя механической машины, ставшей прототипом первого компьютера. За свою короткую жизнь (36 лет) она успела сделать немного. Но то, что вышло из-под пера Ады, навсегда вписало ее имя в историю вычислительной техники.
Неудачный союз математики и поэзии
Ада Лавлейс родилась 10 декабря 1815 года. Ее отцом был знаменитый английский поэт лорд Джордж Гордон Байрон, а матерью – леди Анна Изабелла, которая обожала математику. За свою страсть к этой науке она получила от мужа прозвище «королева параллелограммов».
Союз поэзии и математики продлился недолго – через месяц после рождения дочери леди Байрон оставила мужа и уехала из Лондона в имение отца, а еще через месяц они развелись. Отец Ады отказался от права воспитывать своего единственного ребенка и покинул Англию. Он никогда так и не встретился с родной дочерью.
Мать Ады тоже не особенно интересовалась жизнью дочери – практически все свое детство девочка провела на попечении у бабушки. Леди Анна Изабелла боялась, что у ребенка проявятся такие же вредные поэтические наклонности, как у ее отца, она вырастет взбалмошной и непредсказуемой. Мать Ады считала своего мужа психически больным. Поэтому все книги отца в семейной библиотеке были уничтожены, а у девочки старались подавить тягу к литературе, которую она могла унаследовать от лорда Байрона.
Леди Анна Изабелла наняла ей репетиторов и всячески поддерживала интерес к математике. С детства девочка была очень любознательной, старалась понять, как все устроено. Особенно интересна ей была радуга, она даже хотела открыть науку о радуге.
В 12 лет Ада препарировала крылья птиц и изучала их анатомию. Она хотела написать книгу о полетах, думала, какие материалы лучше всего подходят для изготовления крыльев. Однажды она закрылась в своей комнате, а мать в ярости ворвалась к ней, думая, что та сочиняет стихи. Но дочь показала ей чертежи крыльев летательного аппарата.
Необычное знакомство
В 18 лет Ада Байрон была представлена при дворе и смогла принимать участие в мероприятиях высшего света. Она прекрасно танцевала, играла на музыкальных инструментах, знала несколько иностранных языков,
На одном из таких званых вечеров Ада познакомилась с Чарльзом Бэббиджем, в гостиной которого красовался фрагмент его «Разностной машины», созданный в 1832 году. Это был механический калькулятор – часть огромного устройства, которое планировал построить Бэббидж. По свидетельству современников, в то время как все гости стояли и смотрели на это чудо механики с чувством дикаря, впервые увидевшим лупу, только Ада Лавлейс поняла принцип действия машины и оценила его по достоинству.
Когда они познакомились, Бэббиджу было 42 года, Аде - 18. С тех пор они стали неразлучными друзьями: он отправлял ей математические головоломки и чертежи, а Ада принимала активное участие в работе по созданию вычислительной машины, прообраза современного цифрового компьютера, сама проектировала некоторые узлы.
В возрасте 20 лет Ада Байрон вышла замуж за лорда Уильяма Кинга, который был старше ее на десять лет, а затем унаследовала титул графини Лавлейс. В последующие 3 года она родила троих детей, но это не стало помехой для увлечения математикой. Наоборот, муж смог обеспечить ее финансово, и она могла не беспокоиться о насущных проблемах.
Ада нашла хорошего преподавателя по абстрактной алгебре и формальной логике. Обладательница ангельской внешности и дьявольского ума была неутомима в своей страсти к математике. В те времена математикой занимались в основном мужчины, так как считалось, что точные науки могут повредить женскому здоровью.
Как создавалась первая программа
Хотя разные интересы людей часто приводят к конфликтам между ними (как это произошло с родителями Ады Лавлейс) чудаковатый союз инженера-механика Бэббиджа и юной леди стал толчком для невероятного творческого взлета. Лавлейс стала источником вдохновения для изобретателя, заражая его энтузиазмом вопреки мнению скептиков, которые окружали Бэббиджа.
В 1842 г. Чарльз Бэббидж прочитал несколько лекций в Туринском университете об «Аналитической машине», а Луиджи Менабреа записал конспект лекций на французском языке.
Новая «Аналитическая машина» Бэббиджа по сути была современным компьютером: с памятью, процессором, аппаратным обеспечением, сложной системой обратных связей. Но состояла она не из микросхем, а из хитрой системы шестеренок, штифтов, гребенок и рычагов. Машина должна была работать на перфокартах, а в качестве привода в проекте использовался паровой двигатель.
Бэббидж попросил Аду Лавлейс перевести записи на английский язык (она прекрасно владела французским) и написать свои комментарии, что Ада и сделала с большим удовольствием. В 1843 г. она отправила готовую работу в письме Бэббиджу. При этом объем ее комментариев получился в 3 раза больше, чем сами лекции. Тут-то и раскрылся весь талант леди-математика, которой в то время было 27 лет.
Лекции Бэббиджа содержали описание «железа» «Аналитической машины». А в примечаниях Ады впервые появились такие основополагающие идеи современной информатики, как циклы, конструкция «если, то»; термин «рабочие ячейки»; идея последовательного изменения их содержания; разделение аппаратного и программного уровня.
Под циклом операций следует понимать любую группу операций, которая повторяется более одного раза.
Ада Лавлейс
От перфокарт к искусственному интеллекту
Впервые в истории Лавлейс предложила использовать вычислительные устройства не только для математических расчетов для составления числовых таблиц (они нужны были астрономам, мореплавателям), но и для обработки информации любого рода. Тем самым она предвосхитила появление искусственного интеллекта и нейросетей. Лавлейс предлагала приспособить машину для выдачи не только числовых результатов, но и символьных.
Суть и предназначение машины изменятся от того, какую информацию мы в неё вложим. Машина сможет писать музыку, рисовать картины и покажет науке такие пути, которых мы никогда и нигде не видели.
Ада Лавлейс
В комментариях к лекциям Ада Лавлейс составила первую и законченную программу, а вернее, целых 3 программы: решение системы 2 линейных уравнений с 2 неизвестными, вычисление тригонометрической функции с циклом и вычисление чисел Бернулли с рекуррентными вложенными циклами.
Примечательно, что в то время не было возможности проверить правильность работы устройств Бэббиджа на практике. Действующую модель разностной машины по его проекту построили только в 1991 г. Она весила 5 тонн и включала 8 000 деталей.
Работоспособность программы Ады тоже была проверена в 1978 г. экспериментально. В городе Дубна в вычислительную машину БЭСМ ввели ее программу, закодированную на языке программирования «Фортран». Выяснилось, что она полностью работоспособна и содержит всего пару мелких ошибок.
Бэббидж был в восторге от работы своей подопечной. Ее комментарии демонстрировали совсем другой уровень обобщения проблем, связанных с автоматизацией вычислений. Фактически в голове у Ады появился свой собственный образ вычислительной системы, которой в то время еще не существовало.
Она писала программы для виртуальной машины, для машины, которая должна была появиться в будущем.
Историк Сэди Плант
Печальный конец
В начале 1850 года здоровье Ады начало ухудшаться и у нее диагностировали рак. Злые языки поговаривали, что незадолго до болезни леди Ада перестала следить за собой, увлеклась игрой на скачках, потратила почти все свои деньги, делая ставки на лошадей, задолжала большую сумму. Ее матери пришлось погасить эти долги и выкупить компрометирующие письма.
Болезнь Ады Лавлейс прогрессировала и сопровождалась тяжелыми мучениями. Она умерла 27 ноября 1852 г. в возрасте 36 лет и была похоронена рядом со своим отцом лордом Байроном в церкви Святой Марии Магдалины в английском городке Хакнелл.
В ее честь назвали универсальный язык программирования АДА, созданный в 80-е гг. XX века. В 1995 году в него были добавлены элементы объектно-ориентированного программирования. Синтаксис АДА в значительной степени повлиял на другие языки программирования, например, на процедурное расширение SQL, которое используется в СУБД PostgreSQL.
Тот программный код, который создают современные программисты, охраняется во всем мире как литературное произведение. Каждый, кто пишет программы для ЭВМ, одновременно является автором творчества, защищаемого законом от копирования. А базы данных защищаются как литературные сборники.
Авторство можно подтвердить официально в Роспатенте – получить государственное свидетельство о депонировании.
Рассказываем про интеллектуальные права, кратко освещаем важные новости для бизнеса и делимся результатами своей работы. Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Другие статьи, которые могут быть вам интересны:
Как получить патент на программное обеспечение
Способы правовой охраны ПО: авторское, патентное право или ноу-хау?