Найти в Дзене
На хореографическом

Топ-60 важных терминов классического танца

Когда начинаешь думать о поступлении, появляется вопрос: что я должен знать из теории? Каждый абитуриент, поступающий на хореографа обязан оперировать некоторыми терминами, без которых невозможно ни понимание, ни выполнение движений. Ниже составлен список самых важных:

  1. Адажио (Adagio) – медленное и спокойное движение в классическом балете, обозначающее медленный темп.
  2. Ададжо (Адажио) – медленный сольный или дуэтный танец в классическом балете.
  3. Ан дедан (an dedans) – движение внутрь, в круг. Ан деор (An dehors) – движение наружу, из круга.
  4. Аллегро (Allegro) – быстрый и оживленный темп в музыке и танце.
  5. Амбуате (Emboite) – последовательные переходы с ноги на ногу на полупальцах, пальцах и с прыжком.
  6. Антраша (Antrechat) – сложный прыжок, во время которого ноги разводятся и скрещиваются.
  7. Антре (Entrée) – танцевальный выход на сцену одного или нескольких исполнителей.
  8. Ан турнан (An tournant) – поворот с телом.
  9. Ан фасе (En face) – направлено прямо.
  10. Апломб (Aplomb) – равновесие и уверенность в танце, сохранение равновесия всех частей тела.
  11. Арабеск (Arabesque) – поза с поднятой назад ногой и вытянутым коленом.
  12. Асамбле (Assemblé) – прыжок из пятой позиции сбора ног.
  13. Аттитюд (Attitude) – поза с согнутым коленом и поднятой назад ногой.
  14. Батман (Battement) – группа движений работающей ноги.
  15. Бурре (Bourrée) – мелкие танцевальные шаги.
  16. Гранд (Grand) – указывает на максимально выраженную сущность движения.
  17. Деми (Demi) – указывает на исполнение только половины движения.
  18. Дубль (Double) – двойное исполнение па.
  19. Жете (Jeté) – движение, исполняемое броском ноги.
  20. Кабриоль (Cabriole) – сложный прыжок, при котором одна нога ударяется о другую.
  21. Круазе (Croisé) – положение, в котором линии тела скрещиваются.
  22. Купе (Coupe) – быстрая подмена одной ноги другой.
  23. Пар терр (par terre) – на земле. Термин, указывающий на то, что движение исполняется на полу.
  24. Па-де-баск (Pas de basque) – шаг баска. Вид прыжка с одной ноги на другую.
  25. Па де буре (Pas de bourree) – переход из 5 в 5 позицию, ноги на ку де пье.
  26. Па-де-ша (Pas de chat) – шаг кошки. Прыжковое движение, имитирующее легкий, грациозный прыжок кошки.
  27. Па-де-сизо (Pas de siso) – "ножницы". Прыжок с одной ноги на другую, во время которого обе вытянутые ноги поочередно забрасываются высоко вперед, на мгновение соединяются в воздухе, а затем одна из них резко проводится назад.
  28. Па-де-де (Pas de de) – танец вдвоем. Пожалуй, самый известный сложный парный танец, состоящий из антре, адажио, вариации танцовщика, вариации танцовщицы и коды.
  29. Пассе (Passe) – проходящее движение, которое является связующим при переводе ноги из одного положения в другое, может исполняться на полу на 45% и 90%.
  30. Пор де бра (Port de bras) – упражнение для корпуса, рук и головы.
  31. Пике (Pike) – уколоть.
  32. Пуанте (Puante) – носок.
  33. Пти батман (Petit battement) – маленький батман на щиколотке опорной ноги.
  34. Па марше (Pas marche) – ходить. Танцевальный шаг, при котором, в отличие от естественного шага, нога становится на пол с вытянутого носка, а не с пятки.
  35. Пти (Petit) – маленький. Термин, применяемый для обозначения малых движений.
  36. Пируэт (Pirouette) – юла. Один оборот вокруг своей оси танцовщика, стоящего на одной ноге. Два или три оборота – это соответственно два или три пируэта и т.д. В женском танце все виды вращений носят название "тур".
  37. Плие (Plie) – сгибать. Приседание на двух или одной ноге. Гран плие – глубокое приседание до предела, с отрывом пятки от пола; деми плие – не отрывая пяток от пола.
  38. Препарасьон (Preparation) – приготовление. Подготовительные движения для исполнения пируэтов, прыжков и других сложных па.
  39. Релеве (Releve) – поднимать. Подъем на полупальцы или пальцы.
  40. Релеве лянд (Releve lend) – медленное поднимание ноги на 90% и выше.
  41. Ронд де жамб ан лер (Rond de jambe en l'air) – круг ногой в воздухе.
  42. Ронд де жамб пар тер (Rond de jambe par terre) – круг ногой по полу.
  43. Сюиви (Sui vi) – последовательный, связный. Па де бурре сюиви – непрерывные мелкие переступания с ноги на ногу на пальцах, которые способствуют плавному передвижению по сцене.
  44. Сисон симпль (Sisson simple) – прыжок с двух ног на одну.
  45. Сисон фарме (Sisson ferme) – прыжок с обеих ног с раскрыванием одной ноги на 90%, другая в пол и приземление в пятую позицию.
  46. Симпль (Simple) – простой прыжок.
  47. Соте (Sote) – прыжок с обеих ног на обе.
  48. Сюр ле ку де пье (Sur le cou-de-pied) – на щиколотке опорной ноге.
  49. Сю-сю (Sous-sus) – прыжок в пятую позицию с продвижением вперед, в сторону, назад.
  50. Танлие (Temps lie par terre) – серия слитных взаимосвязанных движений, развивающих координацию движений рук, ног, корпуса и головы.
  51. Тергушон (Attitude devant) – поза "Атитюд" только вперед.
  52. Тур (Tour) – оборот, поворот. Поворот тела вокруг вертикальной оси на 360 градусов. Имеется множество разновидностей. В женском танце тур – то же самое, что у мужчин пируэт.
  53. Фуэте (Fouette) – хлестать. Термин обозначает ряд танцевальных па, напоминающих движения хлыста, крутящегося или резко распрямляющегося в воздухе.
  54. Шассе (Chasse) – охотиться, гнаться. Прыжок с продвижением, при исполнении которого одна нога как бы догоняет другую.
  55. Шажман де пье (Changement de pieds) – прыжок, перемена ног в воздухе по пятой позиции.
  56. Экарте (Ecarte) – раздвигать. Поза классического танца, в которой тело танцовщика развернуто по диагонали, а нога поднята в сторону.
  57. Элевация (Eleve) – подъем, возвышение. Природная способность танцовщика исполнять высокие прыжки с перемещением в пространстве (пролетом) и фиксацией в воздухе той или иной позы.
  58. Эпольман (Epaulement) – диагональное положение тела в точку 2 и 8.
  59. Эффасе (Effacee) – сглаживать. Одно из основных положений в классическом танце. Определяется раскрытым, развернутым характером позы, движения.
  60. Эшапе (Echappe) – прыжок с переменой ног в воздухе из пятой во вторую позицию.

Ксения Золожкова🤍

Из архива автора
Из архива автора