Когда начинаешь думать о поступлении, появляется вопрос: что я должен знать из теории? Каждый абитуриент, поступающий на хореографа обязан оперировать некоторыми терминами, без которых невозможно ни понимание, ни выполнение движений. Ниже составлен список самых важных:
- Адажио (Adagio) – медленное и спокойное движение в классическом балете, обозначающее медленный темп.
- Ададжо (Адажио) – медленный сольный или дуэтный танец в классическом балете.
- Ан дедан (an dedans) – движение внутрь, в круг. Ан деор (An dehors) – движение наружу, из круга.
- Аллегро (Allegro) – быстрый и оживленный темп в музыке и танце.
- Амбуате (Emboite) – последовательные переходы с ноги на ногу на полупальцах, пальцах и с прыжком.
- Антраша (Antrechat) – сложный прыжок, во время которого ноги разводятся и скрещиваются.
- Антре (Entrée) – танцевальный выход на сцену одного или нескольких исполнителей.
- Ан турнан (An tournant) – поворот с телом.
- Ан фасе (En face) – направлено прямо.
- Апломб (Aplomb) – равновесие и уверенность в танце, сохранение равновесия всех частей тела.
- Арабеск (Arabesque) – поза с поднятой назад ногой и вытянутым коленом.
- Асамбле (Assemblé) – прыжок из пятой позиции сбора ног.
- Аттитюд (Attitude) – поза с согнутым коленом и поднятой назад ногой.
- Батман (Battement) – группа движений работающей ноги.
- Бурре (Bourrée) – мелкие танцевальные шаги.
- Гранд (Grand) – указывает на максимально выраженную сущность движения.
- Деми (Demi) – указывает на исполнение только половины движения.
- Дубль (Double) – двойное исполнение па.
- Жете (Jeté) – движение, исполняемое броском ноги.
- Кабриоль (Cabriole) – сложный прыжок, при котором одна нога ударяется о другую.
- Круазе (Croisé) – положение, в котором линии тела скрещиваются.
- Купе (Coupe) – быстрая подмена одной ноги другой.
- Пар терр (par terre) – на земле. Термин, указывающий на то, что движение исполняется на полу.
- Па-де-баск (Pas de basque) – шаг баска. Вид прыжка с одной ноги на другую.
- Па де буре (Pas de bourree) – переход из 5 в 5 позицию, ноги на ку де пье.
- Па-де-ша (Pas de chat) – шаг кошки. Прыжковое движение, имитирующее легкий, грациозный прыжок кошки.
- Па-де-сизо (Pas de siso) – "ножницы". Прыжок с одной ноги на другую, во время которого обе вытянутые ноги поочередно забрасываются высоко вперед, на мгновение соединяются в воздухе, а затем одна из них резко проводится назад.
- Па-де-де (Pas de de) – танец вдвоем. Пожалуй, самый известный сложный парный танец, состоящий из антре, адажио, вариации танцовщика, вариации танцовщицы и коды.
- Пассе (Passe) – проходящее движение, которое является связующим при переводе ноги из одного положения в другое, может исполняться на полу на 45% и 90%.
- Пор де бра (Port de bras) – упражнение для корпуса, рук и головы.
- Пике (Pike) – уколоть.
- Пуанте (Puante) – носок.
- Пти батман (Petit battement) – маленький батман на щиколотке опорной ноги.
- Па марше (Pas marche) – ходить. Танцевальный шаг, при котором, в отличие от естественного шага, нога становится на пол с вытянутого носка, а не с пятки.
- Пти (Petit) – маленький. Термин, применяемый для обозначения малых движений.
- Пируэт (Pirouette) – юла. Один оборот вокруг своей оси танцовщика, стоящего на одной ноге. Два или три оборота – это соответственно два или три пируэта и т.д. В женском танце все виды вращений носят название "тур".
- Плие (Plie) – сгибать. Приседание на двух или одной ноге. Гран плие – глубокое приседание до предела, с отрывом пятки от пола; деми плие – не отрывая пяток от пола.
- Препарасьон (Preparation) – приготовление. Подготовительные движения для исполнения пируэтов, прыжков и других сложных па.
- Релеве (Releve) – поднимать. Подъем на полупальцы или пальцы.
- Релеве лянд (Releve lend) – медленное поднимание ноги на 90% и выше.
- Ронд де жамб ан лер (Rond de jambe en l'air) – круг ногой в воздухе.
- Ронд де жамб пар тер (Rond de jambe par terre) – круг ногой по полу.
- Сюиви (Sui vi) – последовательный, связный. Па де бурре сюиви – непрерывные мелкие переступания с ноги на ногу на пальцах, которые способствуют плавному передвижению по сцене.
- Сисон симпль (Sisson simple) – прыжок с двух ног на одну.
- Сисон фарме (Sisson ferme) – прыжок с обеих ног с раскрыванием одной ноги на 90%, другая в пол и приземление в пятую позицию.
- Симпль (Simple) – простой прыжок.
- Соте (Sote) – прыжок с обеих ног на обе.
- Сюр ле ку де пье (Sur le cou-de-pied) – на щиколотке опорной ноге.
- Сю-сю (Sous-sus) – прыжок в пятую позицию с продвижением вперед, в сторону, назад.
- Танлие (Temps lie par terre) – серия слитных взаимосвязанных движений, развивающих координацию движений рук, ног, корпуса и головы.
- Тергушон (Attitude devant) – поза "Атитюд" только вперед.
- Тур (Tour) – оборот, поворот. Поворот тела вокруг вертикальной оси на 360 градусов. Имеется множество разновидностей. В женском танце тур – то же самое, что у мужчин пируэт.
- Фуэте (Fouette) – хлестать. Термин обозначает ряд танцевальных па, напоминающих движения хлыста, крутящегося или резко распрямляющегося в воздухе.
- Шассе (Chasse) – охотиться, гнаться. Прыжок с продвижением, при исполнении которого одна нога как бы догоняет другую.
- Шажман де пье (Changement de pieds) – прыжок, перемена ног в воздухе по пятой позиции.
- Экарте (Ecarte) – раздвигать. Поза классического танца, в которой тело танцовщика развернуто по диагонали, а нога поднята в сторону.
- Элевация (Eleve) – подъем, возвышение. Природная способность танцовщика исполнять высокие прыжки с перемещением в пространстве (пролетом) и фиксацией в воздухе той или иной позы.
- Эпольман (Epaulement) – диагональное положение тела в точку 2 и 8.
- Эффасе (Effacee) – сглаживать. Одно из основных положений в классическом танце. Определяется раскрытым, развернутым характером позы, движения.
- Эшапе (Echappe) – прыжок с переменой ног в воздухе из пятой во вторую позицию.
Ксения Золожкова🤍