Найти тему

Монумент Славы — главный памятник в честь Полтавской победы


10 июля Россия отмечает День победы русской армии под командованием Петра Первого над шведами в Полтавском сражении.

Наиболее ярким военно-историческим событием периода правления Петра Великого по праву считается Полтавская баталия, которая состоялась 27 июня 1709 г. между русской армией и шведскими войсками короля Карла XII у небольшого малороссийского городка Полтава. Именно здесь в ознаменование этой победы русского оружия по проекту известного архитектора Ж. Ф. Тома де Томона был воздвигнут величественный памятник — монумент Славы.

Закладка монумента была произведена 27 июня 1804 г., а открытие состоялось лишь через семь лет, хотя основные строительные работы завершили в 1809 г. к 100-летию Полтавской победы. Известный поэт полтавчанин В. В. Капнист написал стихотворение, посвященное открытию монумента, начинающееся словами:


«Красуйся, торжествуй Полтава,
И лавр обвей вокруг чела,
Твоя днесь обновилась слава,
Как юность древнего орла».


В Полтаве 27 июня, в день открытия монумента Славы, был произведен артиллерийский салют, устроен праздничный фейерверк и иллюминированы городские здания у центральной Александровской площади. Кроме этого, в память 100-летия Полтавского сражения и открытия монумента Славы была выбита медаль, на лицевой стороне которой портретное изображение Петра I в профиль, увенчанного лавровым венком, и надпись: «В царствование Александра I победителю при Полтаве». На оборотной стороне медали изображение монумента Славы и надпись: «Полтавской победе 27 июня 1709 года. Воздвигнут 1809 года».

Два первых проекта монумента Славы разработал первый полтавский губернский архитектор М. А. Амвросимов, прибывший в Полтаву в 1803 г. из Петербурга, где служил архитектором школы земледелия. По первому проекту монумент в своей основной части должен был представлять триумфальную колонну, установленную на пьедестале и украшенную барельефами из алебастра с изображением батальных сцен. У подножья колонны проектировалось поместить изображения различных военных трофеев, а на капители установить скульптуру орла с распростертыми крыльями. Второй проект, сохранивший многие композиционные элементы предыдущего, исключал алебастровые украшения как недолговечные. Его новым элементом были изображения свернувшейся кольцом змеи с зажатым в пасти хвостом, внутри кольца имелась дата Полтавского сражения.

Но, вместо разработок М. А. Амвросимова в Петербурге был утвержден новый проект, составленный профессором Академии художеств Ж. Ф. Тома де Томоном, в котором был сохранен основной художественный замысел, предложенный ранее М. А. Амвросимовым, но вместе с тем внесены и существенные дополнения. Предусматривалось украсить пьедестал и колонну бронзовыми горельефами с изображением оружия и триумфальных венков. В таком образе более точно определялась композиция монумента, его цельность и совершенство. О главной идее монумента Ж. Ф. Тома де Томона писал:



«Так как эта колонна является триумфальным памятником, воздвигнутым в честь Петра Великого, в ознаменование весьма славного и великого события <…> я поставил своей задачей придать всей этой композиции оригинальный и, так сказать, личный характер ее героя и его триумфа. Здесь использован дух простых, но четких аллегорий».

Ж. Ф. Тома де Томон как знаток и почитатель античной архитектуры, удачно применил ее принципы в монументе Славы, гармонично сочетая их по примеру выдающихся зодчих России с передовыми традициями русской архитектурной школы. Подчеркивая значимость античного искусства для культуры последующих эпох, академик И. Э. Грабарь писал:



«Чтобы уяснить себе настроения русских зодчих начала XIX столетия и понять их идеалы, необходимо оглянуться назад, на долгий путь, ведущий от эпохи возрождения <…> Тяготение к классицизму — к формам античного мира — не прерывалось с того самого момента, когда впервые проснулось сознание потрясающего величия древней культуры».

Античные веяния в искусстве отразились, в том числе, и на творчестве Ж. Ф. Тома де Томона.


Хочется отметить, что в создании этого монумента принимали участие и другие выдающиеся мастера монументального зодчества России. На заседании совета Академии художеств в феврале 1806 г. было принято решение, где подчеркивалось, что работы по этому монументу не должны уступать по своему качеству произведениям искусства для строившегося в то же время в Петербурге Казанского собора. Для повышения художественной ценности монумента Славы и украшающих его скульптур



«почиталось нужным, дабы работа сия была выполнена искусным мастером академиком Федосом Ф. Щедриным, а господа ректор Гордеев и адъюнкт-ректор Мартос с обыкновенным их усердием к пользе и чести Академии взяли на себя труд содействовать и надзирать за совершением сей работы».


Удачным решениям мастеров предшествовала трудоемкая работа. Необходимо было найти наиболее приемлемые формы и размеры, изготовить восковые макеты, произвести моделирование конструкций в натуральную величину и затем уже приступить к художественному литью и чеканке.


Так, для постройки монумента требовался гранит высокого качества. Он был найден в каменоломнях на Полтавщине: возле Переволочной Кобелякского уезда, Келеберды Кременчугского уезда и Черестянки Константиноградского уезда. Ломкой и шлифовкой камня занимались тридцать каменотесов под руководством нанятых в Москве трех мастеров, т. к. найти на месте пригодных к этому делу рабочих не удалось. В целом, на сооружение монумента было израсходовано 156 000 руб., собранных из сумм городских доходов, добровольных пожертвований, займов и прочих поступлений в казну. Из них около 21 000 руб. пошло на изготовление скульптурных украшений из бронзы.


В древности монументы, сооружавшиеся в память победоносных сра­жений, именовались «трофеями». Древние греки воздвигали такие памятники из захваченных в битвах неприятельских доспехов и оружия в тех местах, где поверженный противник был обращен в бегство. На некоторых из монет Древней Греции и Рима встречаются изображения таких «трофеев» — древесного ствола с перекладиной и прикрепленных к ней предметов вооружения.


Для расположения монумента Славы был выбран бывший крепостной форштадт — предместье города, т. к. после поражения в битве остатки армии Карла XII бежали к Днепру мимо города по старой Кобелякской дороге, проходившей в этом районе. Здесь же в первой половине XIX в. образовался новый центр города с прекрасным архитектурным ансамблем Александровской площади, созданный в лучших традициях отечественного градостроительства того времени.


Еще одно памятное событие повлияло на выбор места для монумента Славы. По преданию, 28 июня 1709 г., на следующий после битвы день, здесь у временной триумфальной арки, увитой цветами и зеленью, комендант полтавской крепости А. С. Келен, гарнизон и жители города торжественно встречали Петра I, которого сопровождал генералитет русской армии и гренадерская рота гвардейцев.


Монумент Славы был построен в виде триумфальной колонны, высотой 10,35 м диаметром в нижней части 1,84 м, а в верхней 1,30 м. Она установлена на квадратном основании темно-серого гранита, поставленного, в свою очередь, на пьедестал монумента из светло-серого гранита размером 12 кв. метров. В нижней части пьедестала установлено 18 тяжелых пушек: 10 с полтавских крепостных бастионов, а 8 шведских из Переволочной, где капитулировали остатки армии Карла ХII.
По внешнему краю верхней площадки пьедестала монумента Славы установлена декоративная решетка, изображающая мечи греческого типа, опущенные острием вниз, как символ отдыха и спокойствия после битвы.
Напоминающая орудийный ствол колонна монумента отлита из четырех чугунных цилиндров на Луганском чугунно-плавильном заводе. Соединение между ними скрыто тремя декоративными бронзовыми обручами, изображающими венки из лавровых, пальмовых и дубовых листьев. Между ними бронзовая арматура — ветви пальмы и «ликторские пучки» (связки прутьев с секирами, атрибут должностных лиц в Древнем Риме — ликторов). В античные времена при триумфальном шествии полководцев-победителей воины несли «ликторские пучки» украшенные цветами.

Колонну монумента венчает капитель из бронзовых листьев пальмы. На ней полусфера в виде ядра, выходящего из артиллерийского ствола. На полусфере бронзовая, покрытая позолотой фигура орла с распростертыми крыльями, как бы взлетающего в сторону поля Полтавского сражения. Высота этой скульптуры 2,11 м, а размах крыльев около 3 м. В клюве птицы лавровый венок для русских воинов-победителей и стрелы-молнии в когтях для неприятеля.


На полусфере под орлом покрытое позолотой изображение рака. Его расположение связано с тем, что знак зодиака «рак» соответствовал июню, а на монументе Славы он символизирует месяц, в котором произошло знаменитое сражение. Такое же изображение рака есть и на одном из барельефов, воссоздающих картину Полтавской битвы 27 июня 1709 г., на памятнике Петру I у Инженерного замка, созданного Б. Ф. Растрелли.
Особую художественную ценность представляют установленные на противоположных гранях квадратного основания колонны, с северо-восточной и юго-западной сторон монумента, бронзовые горельефы с изображением военных трофеев. Они усиливают идейно-тематическое содержание монумента и его триумфальные черты. По мнению Ж. Ф. Тома де Томона они выполнены «в греческом вкусе». В центре каждой из двух композиций с трофеями помещены бронзовые торсы воинов-атлетов. Среди них знамена и штандарты, рыцарские доспехи, древнегреческие шлемы, украшенные изображениями львов, сфинксов и грифонов, щиты, фанфары, а также старинное оружие — мечи, копья, боевые палицы и топоры, лук, колчаны со стрелами и алебарды. Здесь же изображены различные птицы и звери, центральное место среди которых занимает поверженный лев.


В работах русских художников, граверов, медальеров и скульпторов, создававших свои работы в честь Полтавской победы, поверженный лев символизировал поражение Швеции, в гербе которой и сейчас традиционно присутствует изображение львов. Зодчие XVIII–XIX вв. нередко пользовались как аллегорией поражения Швеции известным сюжетом античной мифологии — победой героя Геракла над немейским львом. Стоит вспомнить основную композицию системы фонтанов в Петродворце, где Геракл разрывает пасть льва, из которой бьет высоко в небо фонтан. Такая же аллегория использована и в монументе Славы.
На двух других гранях четырехугольного основания монумента, с юго-восточной и северо-западной сторон, расположены барельефы с изображением колчанов со стрелами и свернутых в кольца змей с зажатым в пасти хвостом. Внутри колец сделаны надписи — с юго-восточной стороны монумента: «июня 27 1709 года» и северо-западной: «окончен в 1809 году».В старинной символике изображение змеи имело немало значений, но в таком виде как на монументе Славы свернутая в кольцо, с зажатым в пасти хвостом, змея означала вечность. Зодчие могли обратиться к такому символу, чтобы сказать о вечной памяти славному событию и о том, что монументу стоять в веках.


Создание монумента Славы в Полтаве положило начало сооружению в стране других памятников, посвященных знаменательным событиям. Среди них Александрийская колонна в память Отечественной войны 1812 г., установленная на Дворцовой площади Петербурга в 1829 г. по проекту архитектора А. Монферрана.


В 30-х гг. XIX в. центральную площадь вокруг монумента Славы засадили тополями, а в 1880 г. разбили парк. Постепенно он превратился в круглый сад с кольцевой магистралью и радиальными аллеями, сквозь которые раскрывался вид на монумент. В последующие годы у монумента Славы происходили празднования юбилеев Полтавского сражения и народные гулянья, посвященные этому событию.


Бурные события начала XX в. не обошли стороной и Полтаву. В период Гражданской войны на юге России город неоднократно переходил из рук в руки и становился опорной базой одной из противоборствующих сторон. Свои впечатления об увиденном летом 1919 г. монументе Славы сообщал в своих мемуарных записках участник белого движения С. И. Мамонтов. В частности, он писал:

«Я пошел посмотреть Полтаву. Попал на площадь. Одноэтажные дома, посреди немощеной площади памятник. На площади бродят свиньи и гуси. Впечатление глубокой провинции».

Позднее, в период правления Советской власти Полтава бурно развивалась, уделялось внимание и охране памятников истории и культуры, среди которых видное место занимал монумент Славы.


Следующие испытания выпали на долю исторических памятников Полтавы в период Великой Отечественной войны. Во время гитлеровской оккупации ряд скульптурных композиций и архитектурных памятников города был разрушен. В частности, было сожжено великолепное здание Краеведческого музея, с памятника полтавчанам, защищавшим город летом 1709 г., демонтирована и вывезена в Германию бронзовая скульптура льва, у памятника украинскому поэту Т. Г. Шевченко отстрелян нос. В этих трагичных для культурного наследия условиях и монументу Славы не удалось избежать разрушений.


Символично, что 23 сентября 1943 г. передовая группа разведчиков из состава 84-й стрелковой дивизии, воевавшей под Сталинградом, а теперь освобождавшей Полтаву, установила импровизированное красное знамя именно на монументе Славы, став достойными преемниками русских воинов, храбро сражавшихся в Полтавской битве 27 июня 1709 г. против войск Карла XII.

Бойцы 84-й стрелковой дивизии с красным флагом у Монумента Славы в освобожденной Полтаве
Бойцы 84-й стрелковой дивизии с красным флагом у Монумента Славы в освобожденной Полтаве

Сергей Иванюк, заместитель директора Музея-заповедника «Сталинградская битва», кандидат исторических наук