Осада Терры мало-помалу движется к завершению. (Нет, не надо, я не хочу читать, как угробили Сангвиния!) И хотя Осада — это по большей части бенефис Дорна, остальным участникам тоже выдали по сольной партии в той или иной книге. «Боевой Ястреб» Криса Райта, не путать с «Боевым ястребом Чогориса», тоже содержит сольные партии сразу двух примархов, и не только их. Так что куда же без немного очень личного мнения.
«Боевой Ястреб» — это шестой по счету роман Осады. Как и все книги Осады, он немного подавляет. Не так, как «Сатурнин», но с нас пока что хватит и одного подобного текста, а впереди ведь еще и «Конец и Смерть», так что «Боевой Ястреб» — в самый раз. Все, что надо, в наличии: гигантские масштабы невообразимой мясорубки, абсолютная безжалостность происходящего, ужас без конца, завершающийся ужасным концом, полнейшая безнадега — все это мы видим в «Боевом Ястребе». Но, как говорится, есть нюансы. При всей масштабности «Ястреб» — удивительно камерная книга.
Именно в ней доминирующим настроением, лейтмотивом становится отчаяние. Мало-помалу защитники Терры теряют надежду. Уже даже самые ярые оптимисты поняли: Темные Ангелы не придут, тридцать тысяч парней, явившихся с Корсвейном, — это все, что пришлет на подмогу I легион. И Жиллиман не придет. Отбиться своими силами — в это тоже мало кто верит. Теперь все, что остается лоялистам, это продать свои жизни подороже. Вообще-то Райт — это не писатель отчаяния, его стихия — драйв, горячка боя и в то же время продуманные ходы, так что пока из переведенного семикнижия «Осады» его роман наименее катарсичный. Однако вот это ощущение бесполезности усилий, последнего пароксизма достоинства без надежды на успех, — оно передано точно.
Основная сюжетная линия — разумеется, линия Белых Шрамов. Ничего не имею против, усилиями Райта V легион стал очень интересным и выразительным. Роман начинается с рассказа о том, как куются мечи для легиона; яркое описание — не столько информативное, сколько символичное. Нам иносказательно повествуют не об оружии — инструменте боя, а о душе легиона. Мы снова встретимся с Шибан-ханом, увидим задьин-арга Наранбатаара. Очень хороший образ, особенно цепляет то, как он постоянно говорит о планах на «после войны». Сам Наранбатаар вряд ли надеется выжить. Но он верит, что выживет легион.
Где Белые Шрамы, там и генерал Раваллион. По мне, это один из самых обаятельных женских образов Ереси. Реалистично показаны ее старость и потеря физических сил, и все же именно Илья сумеет организовать важнейшую боевую операцию, причем успешную, и она же организует эвакуацию тяжело раненного примарха.
V легиону противостоит XIV. Райт и их показывает с интересной стороны: как они учатся взаимодействовать с варпом и демонами, привыкают к своим новым способностям. Момент, когда изуродованные варпом Гвардейцы Смерти радостно восклицают «смотри, как все стало хорошо», в то время как они заживо разлагаются, — один из самых жутких. Вообще говоря, с Гвардией Смерти не прочь поквитаться далеко не только Белые Шрамы. Например, Гвардия Ворона и в сороковнике не простила им уничтоженный флагман. Но для Джагатай-хана Мортарион — еще и объект застарелой личной вражды, они друг для друга воплощают все, что не приемлют в жизни. Джагатай-хан для Мортариона — свободу, смех, варп-способности. Мортарион для Джагатая — расчет, фатализм, подчинение обстоятельствам. Если вы поклонник нурглитских демонов — настало ваше время: сцены с ними — самые ироничные и колоритные во всем романе. Мне же понравилась линия Каифы Морарга. Похоже, это был самый здравомыслящий человек во всем легионе, но увы: точка невозврата пройдена, дары Нургла вернуть не получится.
Мы увидим Олла Персона с компанией, но у Райта их линия — не самая выразительная. Если Френч придал ей некий трансцедентальный смысл путешествия живых через загробное царство, то у Райта это просто измученные и усталые люди, к тому же сильно напоминающие лебедя, щуку и рака, но продолжающие брести во дворец Императора.
Еще мы увидим обычных людей. Не знаю, как вам, а мне интереснее всего было читать про танкистов. Вот этих простых, неулучшенных, которые почти ничего не могут противопоставить ужасающей мощи 14-го с его «пост», «транс» и дарами Нургла, — но все же противопоставляют.
Со школы многие помнят, что в художественном тексте бывает завязка, кульминация и развязка. В таком объемном тексте кульминаций может быть несколько — и это совершенно оправданно, учитывая, что и сюжетных линий в нем довольно много. Поскольку этот роман давно, еще до окончания перевода, растащили на отрывки и цитаты, наверняка вам уже попадались все кульминационные сцены: бой Кхарна и Сигизмунда, бой Эрды и Эреба, бой Мортариона и Джагатай-хана. И они того стоят! Внезапно до Кхарна доходит, что они сотворили с Галактикой. Эреб же никогда не сомневается в себе и своей правоте — с того дня, как убил настоящего Эреба и похитил колечко, Прелессть мо… эээ, при всей откровенности отсылки главгаду Ереси и в сороковнике далеко до падения в Ородруин. Разница между тремя фанатиками, Кхарном, Сигизмундом и Эребом, на первый взгляд колоссальна, вот только итог фанатизма один: полное опустошение.
Что же до Мортариона и Джагатая, то их бой — одновременно и высшая точка кульминации линии Белых Шрамов в Ереси, и самая тяжелая, страшная и некрасивая драка во всех шести книгах. Райт хорошо сумел передать разницу в мировосприятии и мировоззрении братьев через боевку, точно так же, как сумел показать разницу в мироощущении легионов через реакцию на этот бой среди Шрамов и среди Гвардии Смерти. Жуткий эпизод, но необходимый.
Эта книга — абсолютный маст рид для поклонников V легиона, а также для тех, кто следит за ходом Осады, и сторонников Гвардии Смерти и Дедушки. Также ее стоит читать ценителям боевой фантастики с яркими сценами и персонажами, да и просто любителям увлекательного и смыслового чтива. В ней есть кому сочувствовать и есть о ком сожалеть. И еще: «Боевой Ястреб» — хороший плацдарм для подготовки к «Отголоскам Вечности», так как АДБ нагнал стеклища выше крыши. Но это Варха, как в ней и без стекла-то. Поэтому от меня — безоговорочное «рек».