Издание РБК со ссылкой на представителей отрасли сообщает, что в России почти закончились места для стоянки яхт. В качестве основных причин называют слабое развитие индустрии в России, а также существенный приток российских яхт из-за рубежа. Эксперты говорят, что многие яхты, которые раньше стояли и использовались за рубежом, сейчас идут в Россию из-за того, что владельцы опасаются их ареста из-за санкций. Основные российские марины — специальные оборудованные гавани для яхт и других небольших судов — находятся в Сочи и Санкт-Петербурге. Проблема действительно существует, считает исполнительный директор яхтенного агентства Bussol Виктор Курьян:
— Ощущается нехватка, потому что [происходит] уменьшение рисков. Владельцы яхт, которые раньше хранились за рубежом, перегоняют их на территорию России, из Северной Европы, из Балтики — в Санкт-Петербург, из Турции и Греции — в Сочи. Потому что могут конфисковать, и владельцы не рискуют. Кроме того, затруднены поездки. Раньше в России [это] настолько не развивалось, потому что менее интересные берега, чем в Средиземноморье. Спрос, популярность были на несколько порядков меньше.
— Что делать тем, кому не хватило мест, куда можно перегнать, насколько это сложно?
— Есть вариант перегонять в яхт-клубы, которые есть на реках, — на Дону, на Волге. Там количество мест тоже ограниченно, но тысячу яхт, я думаю, можно разместить. Но это неудобно, потому что это все-таки река, не такие берега, глубины. Либо вытаскивать на берег, хранить так. Менее комфортные условия, но перебиться можно.
— Растут ли цены на услуги в связи с нехваткой мест?
— Думаю, вырастут очень сильно, потому в прошлом году из-за санкций резко выросли цены на ремонт и обслуживание, на некоторые виды услуг буквально в разы. Что будет сейчас, вообще не берусь предсказать, но думаю, что однозначно вырастут.
При этом индустрию в России планируют развивать. Осенью 2022 года Ассоциация развития яхтенного туризма и яхтенных марин сообщила, что в ближайшие годы на Азово-Черноморском побережье юга России планируется создать более 30 яхтенных марин. Проблемы со стоянкой для яхт есть только на Черноморском побережье, считает профессиональный яхтсмен и управляющий партнер Burevestnik Group Андрей Бойко:
Андрей Бойко профессиональный яхтсмен и управляющий партнер Burevestnik Group «Сложности со стоянкой яхт есть только в одном регионе — на Черноморском побережье, потому что там существует единственная марина, которая полноценно работает, — Sochi Grand Marina в старом порту Сочи. Реально существующих яхтенных портов на Черном море фактически нет, потому что в Имеретинском порту проект еще не закончен, в Геленджике строится, в Севастополе много сложностей со стоянкой и так далее. Во всех остальных местах ситуация со стоянкой более или менее нормальная, есть проекты в Санкт-Петербурге, в Москве, в центральной части России. Цены на услуги не растут пропорционально дефициту. Дефицит умеренный, и он только в отдельно взятом регионе. Цены на Черноморском побережье, в принципе, достаточно высокие, но они не выше европейских в целом. Мы видим в семилетнем срезе, цены подросли, но в разумном пределе. На территории России установлен более-менее разумный ценник, который точно ниже, чем европейский, с приличным набором услуг. Рынок и клиент в том числе регулируют цену, поэтому ее невозможно сильно задрать, какой бы дефицит на эту услугу ни оказался».
Эксперты говорят, что яхтенный туризм набирает популярность в России. По оценкам Российского союза туриндустрии, в 2021 году за границу на яхтинг ежегодно выезжали около 200 тысяч россиян. Основные направления для таких поездок — страны Европы, где развит данный вид отдыха и есть большая сеть марин. В частности, речь идет об Испании, Франции, Италии, Греции, Хорватии и Польше. Кроме того, популярностью среди яхтсменов пользуется Турция.